Другой особенностью методов работы в этом учреждении был дифференцированный индивидуальный подход к обучению
глухого ребёнка.
Всестороннее развитие личности
глухого ребёнка осложнено отсутствием у него слухового восприятия и второй сигнальной системы на основе языка слов.
В нашей стране в последние 20 лет широкое распространение получил современный метод слухоречевой реабилитации
глухих детей – кохлеарная имплантация.
Но иногда высказываются сомнения по поводу того, будет ли обоснованным считать субъектом образования
глухого ребёнка, который не может самостоятельно овладеть устной речью.
А значит, у
глухих детей появляется возможность развиваться и обучаться так же, как остальные дети, интегрироваться в среду слышащих.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: застрачиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С другой стороны, проведение лечения или хирургическое вмешательство может существенно изменять в лучшую сторону нарушенную функцию, – например, проведение кохлеарной имплантации изменяет состояние слуха
глухого ребёнка, переводя его в группу слабослышащих.
Используя материалы http://gupress.gallaudet.edu/annals/ American Annals of the Deaf, сделайте подборку названий статей за последние пять лет, в которых представлены различные группы
глухих детей с дополнительными нарушениями.
Другой немецкий учёный, К. Гепферт (1851–1906), строил обучение
глухих детей письменной речи на механизме письма, а его последователи развивали идею применения письменной речи в первоначальный период обучения.
Так, например, у
глухих детей отмечается замедленность восприятия зрительных сигналов (с возрастом она увеличивается и приближается к норме).
Работающий по этому методу учитель должен быть очень внимателен к желанию
глухого ребёнка высказаться по интересной для него теме и немедленно поддержать разговор об этом с ребёнком (Visser, 1985; Янн, 2003).
При подготовке этого пособия использовались материалы из книги «Кохлеарная имплантация
глухих детей и взрослых» (Королева, 2009, 2012), а также материалы из брошюры «Руководство для учителя» фирмы MED-EL.
Чтобы чётче продемонстрировать эти различия, в части II домашние знаки
глухих детей сопоставляются с речевыми жестами их слышащих родителей.
Возможно, описанный опыт смутил вас тем же, чем и меня, – слышащие родители
глухих детей могли сами придумать домашние знаки, чтобы преодолеть языковой барьер, а затем эти знаки переняли их дети.
Было не похоже, что родители собирались себя похоронить под горой картонных полосок со словами, устав от тяжкого бремени воспитания
глухих детей.
Даже со слуховыми аппаратами маленький
глухой ребёнок может производить впечатление ничего не слышащего, потому что он не умеет реагировать на звуки.
Слышащие родители шестерых
глухих детей дали нам разрешение снимать детей на видео – в естественных домашних условиях и в процессе общения с нами.
Мы обнаружили, что каждый из этих
глухих детей общался в своей жизни со слышащими людьми и использовал для этого руки.
Установлено, что дошкольное обучение обеспечивает психическое развитие
глухого ребёнка, приближающееся к норме.
Эти притеснения вели к духовной, внутренней нищете – отчуждению от знаний и мышления, каковые было невозможно привнести
глухим детям в отсутствие каких бы то ни было средств общения с ними.
Да, довольно непросто обучить
глухого ребёнка распознавать звуки и соотносить их с реальностью.
Никто же не называет наказанием
глухого ребёнка, которого рядовой целитель приводит в порядок обычным заклинанием.
Лучшей ролевой моделью для
глухого ребёнка считается взрослый успешный глухой или слабослышащий человек.
Ключевой вопрос заключается в том, напоминают ли жесты общения
глухих детей вербальный язык.
В поисках ответа мы сравнили
глухих детей с другими детьми на ранних стадиях овладения речью.
Единственной моделью, послужившей
глухим детям для создания домашних знаков, были жесты, которые их слышащие члены семьи использовали в процессе общения с ними, то есть жесты, сопровождающие обычную речь.
Домашние знаки, которые создают
глухие дети, ясно показывают, что это предположение неверно.
Это удивительно, потому что, как упоминалось ранее,
глухие дети видят лишь жесты их слышащих родителей, которыми те сопровождают свою речь.
Однако не думала, что
глухого ребёнка можно научить говорить, поэтому испытывала неудовлетворение от своих методов коммуникации.
Если слепой или
глухой ребёнок достигает того же уровня развития, что и здоровый, то у ребёнка с физическим недостатком это развитие происходит иным путём, другим курсом, с помощью иных средств, и потому крайне важно для педагога знать эти средства и этот курс.
Тяжело принять и осознать такой поворот – в семье
глухой ребёнок, да ещё и с наследственной патологией!
Их «языковое поведение» напоминает язык
глухих детей двухлетнего возраста, в нём обнаруживаются зачатки свойств «продуктивности, перемещаемости и культурной преемственности», которые определяют суть языка человека.
Например, в речевом развитии
глухого ребёнка труднее всего исправить недостатки произношения звуков и слов, ибо неправильность устной речи, с точки зрения её произносительной стороны в данном случае, зависит от невозможностей говорящего полностью обеспечить слуховой контроль за собственной речью.
Она была первым
глухим ребёнком, с которым я познакомился.
Мы решили рассказать о том, как мы былимамами
глухих детей.
Но как тогда, так и сейчас, прожив с
глухим ребёнком бок о бок уже восемь лет, я уверена: я так не могу.
Если у кого-то родится
глухой ребёнок, то его привезут ко мне.
И всё-таки это был риск – тогда
глухих детей чаще всего отправляли в спецшколы.
Сурдопедагоги рекомендуют обучать начальной программе
глухого ребёнка в коррекционной школе.
На тот момент существовало относительно мало исследований, посвящённых тому, как
глухие дети перенимают жестовый язык от своих глухих родителей, поэтому мы сосредоточились на слышащих детях, которые учились говорить у своих слышащих родителей.
Некоторые педагоги в прошлом предполагали, что полностью
глухие дети, которые не могут научиться говорить, не способны и думать (в то время эти педагоги не считали жестовый язык полноценным языком).
Компенсаторные возможности
глухих детей помогают им в преодолении своего основного дефекта – нарушения функций слухового анализатора.
Чтение, письменная, а не устная речь в основном формируют словесно-речевую систему
глухого ребёнка.
Или у него здесь приют для бездомных
глухих детей?!
Так что вы, извините меня, просто идеальный отец
глухого ребёнка.
Разумеется, тогда она ещё не знала, что
глухие дети просто не слышат сами себя и процесс лепета, не доставляющий им никакого удовольствия, постепенно сходит на нет.
Сохранные анализаторы используются
глухими детьми для познания окружающей действительности, ориентировки в быту.
Наглядно зрительные формы познания у
глухих детей преобладают над словесно-логическими.
Мы ехали в сурдоцентр – школу
глухих детей.