Когда есть конкретное видение, просыпается
воля к смыслу, появляется желание внести свой вклад. Вот домашнее задание – разработайте это видение, этот взгляд.
Если ваша
воля к смыслу игнорируется или подавляется, вы чувствуете пустоту.
Первая состоит из свободы воли,
воли к смыслу и смысла жизни.
То, что я называю
волей к смыслу, видимо, сводится к восприятию гештальта.
Давайте теперь обратимся к вопросу о том, что мы можем предпринять в отношении экзистенциальной фрустрации, то есть фрустрации
воли к смыслу, и ноогенного невроза, ведь речь только что шла об осмысленности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мшистость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Последнее относится к трём моим книгам «Психотерапия и экзистенциализм», «Человек в поисках смысла» и «
Воля к смыслу», написанным по-английски и не переведённым на немецкий (но переведённым на другие языки). Der Wille zum Sinn не является немецкой версией книги «Воля к смыслу».
Логотерапевтическая концепция человека основана на трёх столпах: свободе воли,
воле к смыслу, смысле жизни.
Прежде всего следует упомянуть случаи, рассмотренные мной в книгах «Теория и терапия неврозов», «Психотерапия на практике», «
Воля к смыслу» и «Врачевание души».
Мотивационный концепт «
воли к смыслу» утверждает, что каждый человек преисполнен стремлением к смыслу и тоской по смыслу.
Логотерапия учит, что человек пронизан «
волей к смыслу».
Однако эту теорию мотивации ещё до эмпирической верификации и валидации можно определить следующим образом:
волей к смыслу мы называем то, что вызывает в человеке фрустрацию, когда он сталкивается с ощущением пустоты и бессмысленности.
Логотерапевтическая концепция человека опирается на три столпа: свободу воли,
волю к смыслу и смысл жизни.
Потому что он человек и остаётся человеком; а надежда и
воля к смыслу являются глубоко человеческими, даже определяющимичеловека качествами.
Центральный столп, «
воля к смыслу», является изначальной мотивационной силой человека, что может быть и было научно доказано через соответствующие эксперименты.
Концепцию
воли к смыслу вполне реально подтвердить эмпирически.
Он также полагал, что
воля к смыслу является основной мотивационной силой человека.
Стремление,
воля к смыслу существует, это – одна из базовых духовных потребностей человека.
Таким образом, начав со смысловой ориентации человека, то есть его
воли к смыслу, мы пришли к другой проблеме – к столкновению со смыслом.
В дальнейшем исследования показали, что и воля к удовольствию, и воля к власти – всего лишь производные изначальной
воли к смыслу.
Именно по этой причине я говорю о
воле к смыслу, а не о потребности в смысле или управлении смыслом.
Поиск смысла в жизни является нашей обязанностью, даже в самые сложные времена, как бы ни складывались обстоятельства, в нас всегда остаётся малая толика
воли к смыслу.
В логотерапии мы противопоставляем
волю к смыслу принципу удовольствия и принципу воли к власти.
Смысл жизни является одним из основных понятий логотерапии наряду со свободой воли и
волей к смыслу.
Наконец, мы подошли к третьему постулату: обсудив свободу воли и
волю к смыслу, обратимся к собственно понятию смысла.
Но где же тогда «вершинная психология», которая учитывала бы
волю к смыслу?
Мы не ошибёмся, если увидим в этом кажущемся противоречии подтверждение нашей гипотезы, согласно которой
воля к смыслу представляет собой мотивацию sui generis, и она не сводится к другим потребностям и не является их следствием.
К потребностям высшего порядка он относил также и
волю к смыслу и даже обозначал её как «первичную мотивацию человека».
Заглянув в измерение человеческих феноменов (в котором и находится
воля к смыслу), мы легко поймём, что в конечном счёте агрессию развивает или даже порождает именно фрустрация воли к смыслу, то есть экзистенциальная фрустрация, а также растущее ощущение бессмысленности – именно у человека, то есть на человеческом уровне, а не у животного.
Говоря о
воле к смыслу, я обращался к смысловой ориентации и смысловой конфронтации; говоря о смысле жизни, я обращусь теперь к смысловой фрустрации, или экзистенциальной фрустрации.
Теперь обратимся ко второму основному постулату:
воле к смыслу.
Искусственный интеллект сто лет назад. Работа над
волей к смыслу.
Раз так легко создавать «смыслы», то главная потребность человека – «
воля к смыслу» легко достигается?