Тема искусственного интеллекта, казалось бы, прямо противоположна сторителлингу. Но слишком много я видел и слышал людей, напуганных и скованных даже не самим фактом этого нарождающегося явления, а скорее своими фантазиями по его поводу. Все очень боятся сегодня попасть в рабскую зависимость от кого-нибудь, от чего-либо. Причем эта боязнь никоим образом не спасает их от разнообразных аддикций, а скорее, даже помогает впасть в кабалу от чего бы то ни было. Однако появление искусственного интеллекта поднимает вопрос несравнимо больший по масштабу, чем страхи и зависимости. Как ни странно, именно ИИ ставит перед человеком очень важные вопросы ребром: «Кто ты, человек?», «Зачем ты здесь?», «Куда ты идешь?» и «Что для тебя по-настоящему ценно?» Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы и сказки об искусственном интеллекте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая
«ИИ начинает и выигрывает»
(сборник статей)
«Искусственный интеллект, кем ты разработан? Сейчас многие переходят на систему автоматизированного учёта налогообложения, предложенные банками. Платишь 20 тыс. и вуа ля. Нет проблем. Все программа подсчитает. Особенно массовый уход туда наметился в дни карантина. Сегодня стали сравнивать клиентские данные. Обнаружили завышение налогооблагаемой базы в разных случаях до трехкратного. Переплатить должны были клиенты налогов до 45%. В абсолютных величинах до 50 млн. Руб. Искусственный интеллект, говорите? Ну-ну…» Сообщение в ленте Фейсбука.
Искусственный интеллект. Два слова от сторителлера.
19 июля
ИИ — тема горячая. Только ленивый о нем (ИИ) не говорит, или, по крайней мере, не думает. Кто-то уже склонен поддаться панике от возможности подпасть под власть виртуального разума. Кто-то, не будь дураком, постепенно в это вкладывается. Кто-то этим занимается непосредственно, проводя исследования, развивая направление. Не обошла эта тема стороной и нас, сторителлеров. У меня были некоторые соображения и размышления на этот счет, которые я хранил неоформленными, а потому не транслировал.
А тут начал читать Воннегута «Механическое пианино» (о том, как машины заменили часть людей). Дочитал до фразы, после которой решил все-таки пару слов сказать. Вот эта фраза:
« — Обед! — объявил официант-филиппинец. Одно время появились было сторонники обслуживания столов при помощи машин, но предложение максималистов было отвергнуто подавляющим большинством голосов…»
Так вот, «первое слово»… Человек, если только он не полностью деградирует в какой-то момент, никогда не расстанется с возможностью властвовать над равным. Властвовать над железками (тем более чем-то виртуальным) такое же сомнительное удовольствие, как и над животными. Поэтому ИИ будет допущен не во все сферы человеческой деятельности (скорее человеческих отношений), то есть, его экспансия будет строго контролируема и регламентируема (опять же, если только человек не полностью деградирует в какой-то момент).
«Слово второе»… Есть одно поле, на котором у ИИ перед человеком шансов нет. Поле это — эмоциональная память и исторический контекст. У искусственного разума нет личной Истории (пространственно-временного континуума, генерирующего отношения). Те из людей, кто это понимает и развивает в себе это «историческое качество», никогда не попадет под власть Искусственного интеллекта. С ним бесполезно соревноваться в области скорости и точности, но область «исторической осознанности» всегда останется за человеком.
Old school is over! Welcome to STORYTELLING!
Ускоряя жизнь, приближаешь смерть.
22 июля
«Закричал он: — Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!»
Самуил Маршак.
Продолжаю читать Воннегута «Механическое пианино». Очень своевременное оказалось для меня чтение. Написано в 1952 году. Машины постепенно заменяют людей на работе и в быту. Регламентируют их жизнь. В связи с этим интересный отрывок. Шаху показывают кухню с множеством механизмов, экономящих время домохозяйки. У шаха через переводчика возникает вопрос:
«…шаху хотелось бы знать, для чего ей приходится все это делать в такой спешке — одно за несколько секунд, другое за несколько секунд. Куда это она так торопится? Что, кроме этого, ей еще нужно делать столь срочно, что она не может тратить время на все эти вещи?..
… — Жить! Получать от жизни удовольствие…
… — Понимаю, — холодно сказал переводчик. Он обратился к Ванде. — Значит, вы живете и получаете так много удовольствия от вашей жизни?
Ванда залилась румянцем и, уставившись глазами в пол, шевелила носком уголок ковра.
— О, телевизор, — пробормотала она. — Мы его очень много смотрим, правда, Эд?..»
В этом, мне кажется, есть суть современной жизни (ха! современной! 1952 год!). Человек стремиться максимально укоротить время, как ему кажется не комфортных действий, чтобы больше времени осталось на комфортные. Но, на поверку, этими комфортными занятиями оказывается какая-то херня. Для чего тогда мы экономим время? Для чего ускоряем жизнь, приближая успех (успеть, успение). Приближая смерть?
Чем дольше живу, тем больше понимаю, что жизнь нельзя сделать комфортнее. Освобождаясь от одного неудобства, мы подпадаем под влияние нового, но такого же неудобства, правда, не всегда осознанного. Время в очередях, пробках, на собраниях, в уличной толпе… время за мытьем посуды, капанием грядок, в походах по магазинам и гос учреждениям не есть потраченное впустую «изначально». Это такая же ваша жизнь, как сидение перед телевизором за ужином и отдых на курорте и другие житейские «радости». Так же, как эти «радости» могут быть абсолютно бездарно потраченным временем.
Все зависит от наполненности каждого периода чем-то, что нельзя посчитать или ускорить. Мне кажется, это «смысл» и есть. Не в толковании «значения», не в толковании «причины», но в толковании «со-мыслия». Совместного мышления. Когда не сказано, но понято. Такое со-мыслие есть труд. Но именно такой «смысл, есть жизнь», а «жизнь, есть смысл». Жизнь есть со-мыслие. Постоянное подключение частного к общему. Вплетение личных историй в глобальные контексты.
И еще цитата (в книге рядышком с первой), которая сама требует отдельной статьи, но она и эту украсит и даст топливо именно для «со-мыслия»:
«…В тебе есть что-то, чего никакие проверки и никакие машины обнаружить не в состоянии: у тебя художественная натура. И это одна из трагедий нашего времени — то, что машины не могут определить именно это качество, понять его, развить его и проявить к нему сочувствие…»
У ИИ нет сочувствия, а потому вся энергия проходит мимо него, он улавливает только формы…
Искусственный_интеллект и воля_к _власти.
24 июля
«Машины и правительственные учреждения были настолько переплетены в единое целое, что нападать на одно, не задевая при этом другое было подобно попытке удалить больной мозг, надеясь спасти при этом больного. Необходим захват власти…» Курт Воннегут «Механическое пианино».
Я дочитал книгу Воннегута. Несмотря на то, что ей уже лет семьдесят, она, мне кажется, очень сегодня ко времени. Когда ведутся разговоры об искусственном интеллекте. И какие перспективы для человека ведет его развитие, и какие риски и страхи связаны с этим развитием.
Все риски и страхи в книге описаны достаточно подробно. Полная регламентация жизни людей машинами. Абсолютное следование букве инструкции, положения, закона. Не машины обслуживают людей, но люди обслуживают машины. И так далее и тому подобное…
Но, вот, что открылось мне по окончании чтения. Опасность-то не в самих машинах или не в самом искусственном интеллекте. Если и стоит чего-то бояться, так это того, что ИИ станет просто новым инструментом власти для тех, кто этой властью будет обладать. Кто будет стоять НАД машинами, НАД виртуальным разумом. А то, что управление с помощью такого инструмента будет таким, что любые диктатуры, тоталитарные режимы, покажутся пионерскими кострами, по окончании лагерной смены, у меня нет никакого сомнения.
Остается одно. Пока не поздно, забронировать себе место в одной из элит будущего. Ключом к двери в это будущее, мне кажется, как раз и является та цитата, которую я «подвесил» в предыдущей статье: «…В тебе есть что-то, чего никакие проверки и никакие машины обнаружить не в состоянии: у тебя художественная натура. И это одна из трагедий нашего времени — то, что машины не могут определить именно это качество, понять его, развить его и проявить к нему сочувствие…»
И это не трагедия, а единственное спасение. Чувство исторической осознанности и художественность натуры, вот, что может дать шанс попасть в будущую элиту. Пусть не нам, но нашим детям и внукам. Потому что, как я вижу, корпоративное большинство (я ОЧЕНЬ имею ввиду то, что происходит в HR области) уже сейчас дружно подготавливает приход новой модели управления. Управления через ИИ. Мало того, я считаю и способ общения через мессенджеры, это все из той же оперы. Все путь к самоподчинению «новому хозяину». Но, повторюсь, «новый хозяин» сам будет зависеть от тех людей, кого нельзя будет просто посчитать машиной, у кого будет «кнопка выключателя».
Четырех дневная рабочая неделя vs трех дневная неделя отдыха. День сторителлера.
16 августа
«Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.)…» Комментарии к ст. 305 ТК РФ
«Я люблю смотреть телевизор. Во-первых, я под него медитирую. Впадаю в транс, переключая каналы. Во-вторых, при определенном опыте, там можно найти много интересного. В-третьих, как герой «нашейраши», с телевизором можно дискутировать…» Кирилл П. Гопиус
И снова телевизор. И снова «60 минут». Потом и другие программы. Обсуждают введение четырехдневной рабочей недели. Обсуждают собственно сокращение рабочих дней. Смогут ли пойти на это государство вместе с непосредственными работодателями? Смогут ли они обеспечить тот же уровень зарплат? Не уменьшит ли это производительность? Найдутся ли деньги на оплату лишнего дня? Вопросов, конечно, было больше, чем я здесь обозначил. Мнения были разные. Но, все… как бы сказать… однобокие.
Все говорили об уменьшение рабочих дней. Но я не слышал, чтобы говорили об увеличении дней отдыха. А ведь второе может быть интереснее, чем первое. И потом, в любом случае, это вещи взаимосвязанные. Как можно рассматривать одно в отрыве от второго. Как будет проводить свой лишний день отдыха рабочий? На что он будет тратить деньги в этот лишний день? Каков объем возможного дохода с этого дня? Не правда ли, интересно.
Кроме того, КТО закроет этот «лишний день отдыха» работнику (возьмет на себя обеспечение выходного)? Магазины, транспорт, музеи, кино, спортивные организации, образовательные учреждения… и т. д.? В конце концов, бизнес, государство? А может быть криминал? Пить гулять (или что по хуже) будет работник в свой дополнительный отпускной день или заниматься спортом, образовываться?
И опять же… 140 миллионов жителей умножаем на 52 недели получается больше 7 миллиардов. Это мы еще ничего тратить не начали. А умножим для начала на 100 рублей… Больше 700 миллиардов рублей в год. А на тысячу?… Как говорил Аркадий Райкин: «Сто тысяч зрителей по одному рублю… Это будет… Сумасшедшие деньги!» Кому они достанутся? Есть за что побороться…
В любом случае, этот лишний день будет принадлежать тому, кто лучше сможет представить свою историю освободившемуся работнику. Так что этот день можно уже сейчас назвать «Днем сторителлера». Сторителлера, который получит несколько сотен, тысяч, а то и десятков тысяч МИЛЛИАРДОВ рублей в год.
А ведь еще есть и идеологическо-философский аспект этой темы. Поскольку, по-настоящему контролирует тебя не тот, кто обеспечивает тебя работой, а тот, кто обеспечивает тебя отдыхом. Вот о чем необходимо подумать. Прежде всего, государству.
ДЕНЬ СТОРИТЕЛЛЕРА… Звучит!
Кому достанется лишний день отдыха? Оковы искусственного интеллекта.
19 августа
«Три секунды неучтенного времени… Три секунды почему-то сбрасывают со счета… Почему?.. За время существования нашего города они натикали лишний день…» К/ф «Тот самый Мюнхгаузен»
В начале нашего века я прочел книгу, которая… расширила мое сознание не хуже пийота. Я стал видеть то, о существовании чего даже не подозревал до нее. Книга, написанная двумя шведами. «Нетократия». О власти сетей. В ней, кроме основной темы, говорилось о таких вещах, которые в начале века казались смехотворно фантастическими. Взять хотя бы тезис о том, что политики станут устраивать свои шоу, а шоумены станут политиками…
Все, что там писалось, при всей своей фантастичности было таким необычным, интересным, а потому, манящим, что в это хотелось верить. Кроме того, что-то из написанного уже тогда (я прочел ее в 2004 году) стало проявляться, как при печати фотографии (Боже! Кто-нибудь из сегодняшней молодежи поймет этот образ?!…). За эти 15 лет я несколько раз возвращался к этой книге и перечитывал ее от начала до конца, подчеркивая и переподчеркивая какие-то важные места в ней. Таких мест становилось все больше и больше. Это было какой-то магией. Смешная фантастика становилась реальностью.
Среди прочего говорилось о том, что основной проблемой будущего (относительно 2001 года) станет, НЕ возможность занять людей работай, НО возможность обеспечить им их отдых. Конечно, имелся в виду «искусственный интеллект» и «робототехника», которые в начале века всерьез не воспринимались. Основная «масса» человечества вынуждена будет отдыхать. А работой будут обеспечены те, кто сможет этот отдых «освобожденной части человечества» представить. При этом именно они станут просто «содержать» (если дело касается обычных денег) «эту часть». По доброй воле и имеющейся возможности.
Эта бОльшая часть человечества превратиться во «взрослых детей», которых будут по воскресеньям водить в цирк, если те всю неделю кушали то, что им говорили родители (со всеми вытекающими). Сегодня, когда по всем информационным каналам обсуждают «четырехдневную рабочую неделю», это уже не кажется утопическим бредом. Хотя отсутствие одного рабочего дня пока беспокоит больше, чем возникновение лишнего дня отдыха. Мало кто задается вопросом: «кому же достанется этот день?»
Кто и что сможет предложить «освобожденной части человечества» в этот день? Каковы будут качества и компетенции тех, кто сможет что-то предложить «освобожденной части человечества» в этот день? Если вы спросите меня, я отвечу: «Основное качество — эмоциональный интеллект, основная компетенция — навыки сторителлинга…» И скажу я это максимально уверенно потому, что тогда же, в начале века, прочел еще одну книгу, которая унесла мое сознание в такие завременные края и показала мне такие картины будущего… Книга датского футуролога Рольфа Йенсена «Общество мечты». В ней есть один из ключей к тому, что постепенно становится реальностью: «Солнце заходит над обществом информации. Наступает ЭРА Сторителлера!» Если этот ключ соединить с тем, что написали шведы, будущее откроется уже сегодня.
В «Нетократии» речь идет о смене элит и эксплуатируемых классов. Если сравнить со временем триумфального пришествия буржуазии, то эксплуатируемым пролетариатом станет искусственный интеллект, аристократией на содержании — «освобожденная часть человечества», а правящей буржуазией — Сторителлеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом.
Конечно, любая схема грешит условностью. Как будет на самом деле, покажет время. Но, без эмоционального интеллекта и сторителлинга…
Искусственный интеллект начинает атаковать! Кто стоит за «ИИ»?
18 ноября
«…Но, если туп, как дерево — родишься баобабом. И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь…» Владимир Высоцкий.
Те, кто меня читает, наверное, обращали внимание, что я иногда пописываю на тему ИИ. Именно «пописываю», так как не считаю (не считал), что в нем есть какая-то неотвратимая опасность для Homo Sapiens (для человека мыслящего). Хотя его рождение и развитие будут приводить к неочевидным изменениям, порой сюрпризам, не столько не приятным, сколько таким, к которым большинство не готово. Как, например, надвигающаяся четырех дневная рабочая неделя (а там и семи дневная выходная неделя не за горами). И, все-таки, человеку действительно «мыслящему», более того, «чувствующему», опасаться «ИИ» не стоит. Он (ИИ) будет «новым пролетариатом» на службе «новой буржуазии» (новых горожан). Конечно, если «новые» не будут «щелкать клювом» и «мять сиськи».
Но, этот «ИИ», оказывается, то же не дремлет. И вот он пошел на Кирилл Палыча в атаку. Вот уже неделю на разные мои публикации приходят от ФейсБука такие письма:
«Эта публикация нарушает наши Нормы сообщества в отношении спама. Вашу публикацию видите только вы. Наши нормы помогают нам пресекать показ рекламы, содержащей ложные сведения, а также мошенничество и нарушения безопасности. Мы запрещаем использовать неточную или вводящую в заблуждение информацию для получения отметок"Нравится", подписчиков или перепостов. Наше определение спама: • Искусственное увеличение распространения контента в коммерческих целях • Требование поставить отметку"Нравится", поделиться контентом или порекомендовать прежде, чем пользователь сможет увидеть его • Выдача себя за другого человека».
Ничего похожего в моих публикациях не было. Последние случаи показательные. Вчера и сегодня. Написал небольшой пост про Илью Эренбурга и импрессионистов. Разместил три картины. Гюстава Кюбре «Происхождение мира» и «Спящие» и Хокусаи «Сон жены рыбака». Конечно, картины эти не самые целомудренные. «Но, это ж гений всех времен! Лучший друг навеки…!» В музеях висят. Миллионы на них смотрят. Так «Происхождение мира» заблокировали, а все остальное нет. А чем «Спящие» по откровенности отличаются от «Происхождения…» и уж тем более «Сна…» не расскажет мне ни один искусствовед.
Ладно. Сегодня с раннего утра в комментарии одному «френду» разместил ссылку на свою статью «И смерть, и воскресение, и новая жизнь (картина «Христос в пустыне Крамского)». Тоже, как можно догадаться, о живописи. Опять заблокировали (ведь не спиться же болезному). И опять что-то про «спам» пишут… Ту-то вроде… Христос, никакой обнаженки и коммерции…
И вот какие мысли меня посетили после этих не лояльных действий со стороны «искусственного интеллекта». Во-первых, то, что произошло, прекрасная иллюстрация к моей статье о том, что «настоящая власть, это презентация отложенного насилия». Когда тот, на ком это насилие демонстрируется и НЕ ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ «ЗА ЧТО?» Так же как в присно памятном 37-ом году никто не мог понять, за что забирают его или соседа. Все должны были быть уверены, что такое может произойти с каждым, вне зависимости, виновен или нет. А во-вторых, этот «ИИ» мне вдруг увиделся таким «великим и ужасным Гудвином». Ширмой, за которой стоит маленький человечек, ученый с кучей комплексов. И через буфер этой ширмы такой «узко специализированный персонаж» управляет большим количеством своего «электората».
А ни есть ли те, кто придумал этот «великий и могучий» «ИИ» такие же «узкоспециализированные персонажи» «с кучей комплексов», которым этот «новый волшебник» нужен для того, чтобы просто управлять нами, по их «великому» разумению. Ведь ни сам по себе родился «искусственный интеллект». В его ДНК те программы и алгоритмы, написанные вот такими «узкоспециализированными программистами, которые Кубре от порнографии отличить не могут, а Христа от спама…
Вот против кого бы я на баррикады пошел, так против «этих»… «узкоспециализированно закомплексованных»… От них все беды!
Искусственный интеллект сто лет назад. Работа над волей к смыслу.
17 декабря
«В какие края не ходил бы я, видел одно. Волю к власти…» Фридрих Ницше
Так случилось, что последнее, достаточно долгое время, я нахожусь погруженным в пассивное исследование периода конца позапрошлого — начало прошлого века. Книги, фильмы, что я читаю или смотрю, в основном об этом. Кроме художественного пласта много автобиографических, описательных произведений. Да и документальные программы или материалы мне сейчас интересны именно о том периоде. Сколько же всего интересного написанного тогда и снятого о том времени. Особенно о начале прошлого века. Шолохов, Горький, Пастернак, Бунин… Для себя я открыл Паустовского, Пришвина. Пересмотрел «Белеет парус одинокий», «Хождение по мукам»,"Белая гвардия".
Поймал себя на интересной мысли, что эти годы, это как раз период моей жизни ровно через сто лет. Я не очень верю, что спираль истории с ее повторениями имеет в диаметре столетие, но магия цифры «сто» все-таки не отпускает. Что было ровно сто лет до моего рождения, детства, взросления, мудрения, если хотите. Хочешь, не хочешь, а начинаешь сравнивать, проецировать, погружать себя в происходящее тогда. И вроде, ничего общего. А все-таки… что-то очень похожее. Оторвавшись от повествования, ты вдруг ловишь себя на том, что забыл о своем перемещении вглубь на столетие.
С какого-то момента я заметил, что подсознательно провожу параллели между различными политическими, социальными, экономическими, культурными, образовательными явлениями того и сегодняшнего времени. В этих параллелях ко мне пришло лично мое индивидуальное открытие, которое мне кажется очевидным, но которое не буду отстаивать, ибо… «не благодарное это дело бить красных». Вы сможете с ним либо согласиться, либо нет. И все. Дискуссии не будет.
Я о технологиях и чем-то большем. Кардинально технологии, связанные со всеми вышеописанными сферами человеческой жизни, менялись лишь с точки зрения масштаба охвата аудитории, а также вовлечения ее в возможность ими пользоваться. Но это практически ничего не меняло внутри самой аудитории. То есть, в отношениях и общении. Возможно, так же менялись масштабы условных «зла» и «добра». Но, суть, природа и смысл (со-мыслие) тех, кто этими технологиями пользовался или не пользовался, не менялись.
Для меня это о том, что любое развитие технологий, само по себе, хоть и интересно, но бессмысленно и бесполезно, если оно не привязано или «не исходит» из развития или хотя бы изучения, исследования отношений между теми, кто этими технологиями будет пользоваться. В противном случае любой «искусственный интеллект», это только атомная бомба, и больше ничего. Инструмент эксплуатации одних другими.
Андрей Себрант. Навыки будущего: коммуникация, гибкость, работа с данными.
26 декабря
«Что было, что будет, чем сердце успокоится…» Присказка гадалок на картах
Случайно наткнулся на интервью Андрея Юлиановича Себранта, одного из первых деятелей рунета, российского учёного, директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс», кандидата физико-математических наук, лауреата премии Ленинского комсомола в области науки и техники, профессор ВШЭ. Стало интересно. Как-то мне попалась на короткое время книга «Яндекс.Книга». Читать приходилось через строчку. Так вот, в местах интервью Себранта наискосок пробегать напечатанное не получалось. Приходилось вовлекаться и внимательно проходить его текст.
Здесь было тоже увлекательно. Видно, что человек с удовольствием входит в беседу и получает от этого кайф. А это всегда подкупает людей, наблюдающих за такой беседой. Мне было интересно послушать мастера в той области, в которой я «крестьянин крестьянином». Авось, что-нибудь и уразумею полезного. Говорили о многом, говорили о разном. Но главная, наверное, тема: Профессии будущего и, соответственно, навыки, необходимые для этих профессий. И тут меня ждал приятный сюрприз.
Перво-наперво, был выделен навык «коммуникатора». Но… «Смотреть на коммуникацию не с точки зрения донесения какой-то информации, а с точки зрения вызова какой-то эмоции. Чтобы люди меняли свое отношение. Чтобы вызвать деятельный отклик, зачастую нужно не «понимание» со стороны человека, а чтобы он в это влюбился… Ярчайший пример «Эппл»… Все больше знаний получаешь не из чтения статей, а из общения с конкретными людьми… Хорошая коммуникация всегда вокруг эмоций… Понимание, сочувствие, эмпатия… Это не история про набор технологических скиллов… Это человеческая история…»
То есть, открытым текстом: Профессия будущего — профессиональный собеседник! А это у нас кто? Правильно… Сторителлер. Человек, помогающий людям и компаниям вспоминать, создавать и представлять их истории. И как бы, чтобы совсем Кирилл Палыч размяк от неги и восторга: «С машиной хорошо общаться будут те, кто умеют хорошо общаться с людьми…» Слышали, мои дорогие заалгоритмизированные друзья? Все технологичное будущее и вся власть над искусственным интеллектом за теми, кто умеет профессионально общаться с людьми. За… Сторителлерами.
Дальше была названа «гибкость» («agile» КПГ)… как, «готовность перепрыгивать на новые зарождающиеся профессии. Но, рациональная гибкость заканчивается депрессиями… Нужна такая гибкость, когда от всех этих перемен ловишь кайф…Прожить несколько профессиональных жизней…» И снова речь об эмоциональном интеллекте, самоидентификации и их развитии. А кто у нас этим занимается? Тоже правильно… Сторителлеры.
Ну и наконец «работа с данными»… Имеется ввиду… «знать базовые вещи о работе «информационных технологий»…» Это даже такому крестьянину, как Кирилл Палыч, понятно. Базу надо знать!
В конце можно было задать вопросы Андрею Юлиановичу. У меня было парочку. Я задал. Не знаю, последует ответ или нет, но на главные вопросы я ответ уже получил. Продолжаем приближать будущее.
Спасибо, Андрей Юлианович!
Спасибо, «Яндекс»!
СпасиБог!
Яндекс. Себрант. Сторителлинг где-то рядом.
30 декабря 2019
«Чем дольше глядишь в прошлое, тем отчетливее видишь будущее…» Сторителлинг поговорка.
Я все больше и больше становлюсь поклонником или лучше сказать приверженцем Яндекса. Благодаря ему мне впервые удалось монетизировать сторителлинг в он-лайн режиме. Сначала Яндекс помог мне создать и продавать он-лайн курсы по рукопашке и сторителлингу, книги по сторителлингу, которые несколько лет пылились в памяти моих компьютера и ноутбука. Потом я «дорос» до монетизации своего Яндекс Дзен канала. Я! Сторителлер! Дошел до 130 тысяч прочитываний и 2 миллионов охвата одной статьи! Когда такое было? Ну и, может быть, самый главный итог года, связанный с Яндексом, это знакомство с Андреем Себрантом. Пока, правда, заочное. Но, какие наши годы…
Я залпом проглотил несколько его видео выступлений. Был возбужден и вдохновлен. Об одном я уже успел написать. Было еще два. Не буду их как-то ранжировать. Но не высказаться по их поводу не могу, да и не имею права. Потому что уверен, в этих видео корни моей предстоящей в будущем году работы. Моих поисков, исследований, описаний и прочего, и прочего, и прочего… В каком-то смысле Андрей Юлианович открыл мне новые, не исследованные мной, сторителлером, области, где очень скоро будут появляться леса деревьев с золотыми монетами вместо листьев. В каком-то смысле он поддержал меня, сторителлера, в вопросах, которые сейчас в век обожествления технологий становятся наиболее важными и определяющими, но не популярными. Ну и вообще очень интересный, мудрый человек еще «из тех времен». При этом он современнее и футуралистичнее многих сегодняшних тридцатилетних.
Эта статья, как я себе иногда позволяю, будет таким коктейлем из его цитат и моих комментариев и «додумываний по теме». В ней, скорее всего не будет какой-то системы и логических последовательностей. Не всегда я буду соблюдать и обозначать «дословное цитирование». Поэтому я готов к тому, что там, где вам что-то из написанного понравиться, вы будете считать тезисами Себранта, а там, где не понравиться, моими болезненными фантазиями. Итак…
Для затравки. Почти дословно: «Машина научилась понимать окружающий мир (добавлю от себя, «мир форм и знаков», «мир информации», информации, как всего лишь поверхностного носителя энергии и смыслов)… Мы (Яндекс и им подобные) будем учить разным вещам машину, которая научилась учиться. Учиться она будет не на алгоритмах, а на миллионах примеров правильного и не правильного (а я себе позволю слово «примеры» заменить словом «истории»), так же как учится ребенок…»
Тут вставлю свой комментарий. Во-первых, машине необходимы будут правильные и красивые истории. Кто их будет машине поставлять? Во-вторых, кто внимательно следит за развитием ребенка, знает, что какие-то навыки у него появляются в независимости от его непосредственного опыта или обучения его родителями. То, что называется СО-ЗНАНИЕ, корнями уходящее в опыт всего человечества. И в этом есть очень важное отличие человека от машины. В этом отличие и главное преимущество человека. У машины нет Истории. Она не умеет вспоминать. У нее нет исторического чувства, как и эмоционального интеллекта. Частично это подтверждает и сам Себрант: «Вся человеческая история, это история от амеб…» И еще добавлю, Машина хороша в бесконечно ограниченной системе. Анализ знаний ее конек. Человек имеет доступ к неограниченной системе. Его конек со-знание и о-со-знание. Энергия и смыслы. Информация скоро полностью будет отдана под контроль машин. Поэтому (слова Андрея Юлиановича): «Человек, который умеет делать что-то по алгоритмам, ОБРЕЧЕН в современном мире!..»
Себрант называет машины (роботов, ИИ): «Не враги, не соперники, а партнеры и помощники в интеллектуальной деятельности…» Я, скорее, склоняюсь к «помощникам». Как-то в одной статье я назвал их «современным пролетариатом», который даже если и устанавливает свою диктатуру, то во главе ее стоит «партократия», имеющая возможность в любой момент нажать на «выкл.»
Интересный опыт был продемонстрирован на одном из видео. Машина создавала музыку «под Скрябина». И эксперт из Музея Скрябина в восхищении не находила отличия копии от оригинала. Здесь я позволю вставить свои «альтернативные» три копейки. Экспертом была девочка не старше тридцати и рискну предположить, чем старше становилась бы «фокус группа», тем больше несоответствий было бы найдено. Кроме того, музыку исполняли живые музыканты. И тут, «посредник и есть послание». Это была не «музыка, созданная машиной», а «музыка, исполненная живыми музыкантами», которые на эмоционально смысловом уровне знают, кто такой Скрябин. Пожалуй, больше разночтений между мной и Себрантом не было.
Еще один удивительный пример. Андрей Юлианович знакомиться на одной международной конференции с девушкой, которая представляется как «Alexa`s personality team». Директор по маркетингу заинтересовался и решил выяснить, что это такое. Оказалось, что существует коллектив из 20 СЦЕНАРИСТОВ и психологов, которые создают ЛИЧНОСТЬ машине (прототип нашей «Алисы», с которой даже мой трехлетний внук уже общается). Создают ее ИСТОРИЮ… Сюжет? Каждой машине будущего (уже настоящего) понадобиться «красивая и правильная история». И это не «выдуманная легенда», а история «естества машины», история ее природы. Ее самость. Кто сможет создавать и транслировать такие истории? Кто научит машину ВСПОМИНАТЬ такие истории? И тут, получается, я соврал абзацем выше. Есть еще одно разночтение с «мастером Яндекса». Он считает, что… «да на тысячу программистов и потребуются пару десятков таких вот «сценаристов психологов»…». А я считаю по-другому. На каждую Алексу нужно будет, по крайней мере, двадцать сторителлеров. Вот и умножайте.
Ну и еще пара важных моментов. Был упомянут «поиск по смысловым запросам». Думаю, что под этим Андрей Юлианович понимает не совсем тоже, что и я, но, сдвиг от «поиска по информационным запросам» очевиден. Так же, как было обозначено: «Сейчас машинный перевод «языкового трепа» работает очень хорошо. Остаются такие сложные области, как перевод художественных произведений…» Проблемы, возникающие с этим для меня очевидны.
И последнее… Сказано было про «умную рекламу». Когда не «пытаться описать возможную аудиторию, а представить уже имеющуюся аудиторию машине». Дальше я уже от себя расшифрую: На основе эгографий, составляемых сторибанками, создавать послания, соответствующие энергетическо-смысловым запросам имеющейся аудитории. Не знаю, поняли вы или нет… Оставлю вам, как домашнее задание на каникулы.
Ну и главный вердикт «главного по умным машинам»: «Драйверами будущего являются не технологии, а люди. Человеку, чтобы не потерять свое место в современном и грядущем мире, нужно понимать, кто он такой, как человек и зачем он здесь…»
Подписываюсь и снимаю шляпу!
Спасибо Андрей Юлианович!
Спасибо «Яндекс»!
СпасиБог!
Лекарство от манипуляций. Успеть познать себя быстрее, чем это сделают правительства и корпорации.
24 февраля
«Легче всего манипулировать людьми, которые верят в свободу воли…» Юваль Ной Харари
Позволю себе вернуться к интервью Познера с Юваль Ной Харари, израильским военным историком-медиевистом, профессором исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, автором международного бестселлера «Sapiens: Краткая история человечества». Была затронута тема «свобода воли» и «манипуляции». Ученый постулировал то, что развитие технологий, в частности искусственного интеллекта, приведет к еще большей манипуляции со стороны правительств и корпораций каждого отдельного человека. «Мы не говорим, что воли, как таковой, не существует. Или выбора не существует. Вопрос в том, откуда к нам приходят эти «наши» желания, заставляющие делать тот или иной выбор. Наш ли это выбор или он рожден системой, окружающей нас?..…Правительства и корпорации знают вас лучше, чем вы сами знаете себя. И, с появлением новых технологий, могут манипулировать вами совершенно новыми способами. Так же ваша мать, когда вам 3 года, знает вас лучше вас самих. Хорошо то, что она защищает ваши интересы. Плохо, когда вам 50 лет, а ваша мать все так же знает вас лучше, чем вы себя…»
Конечно, как человек верующий, я бы не стал ограничиваться одними «правительствами и корпорациями», ставя под сомнение свободу воли. Соглашаясь с «автором бестселлеров о будущем» по модели, не согласен с ним по вопросу «первопричины». Но, это мы сейчас вынесем за скобки, потому что спорить глупо с тем, что «правительства и корпорации» все глубже и глубже залезают в частную жизнь, как отдельных граждан, так и сообществ, групп. И здесь «инструмент противостояния» на самом деле прост. И он был озвучен в интервью: «Познай себя» Знать себя лучше, чем тебя знают те, кто может тобой манипулировать.
Легко сказать, да, нелегко сделать. Об этом тоже говорили собеседники: «Путь самопознания совсем не прост…» Да, не прост. Потому что для познания вообще необходим взгляд со стороны. Нам легче познавать внешний мир, поскольку он вне нас. Тогда как себя познавать сложно, ибо мы все время в себе. Единственный шанс взглянуть на себя со стороны, это описывать себя и изучать собственные описания. Это ровно то, чем занимается сторителлинг, как фундаментальная наука. Наши истории преодоления, это то, что представляет нас наилучшим образом. То есть, точнее всего. На уровне «тонкой настройки». Исследуя собственные истории преодоления, мы выходим на осознание собственных внутренних ценностей, собственного пути и миссии, самоидентификации. Это и есть познать себя в той области, куда нет безвизового доступа «правительствам и корпорациям».
Именно поэтому в скором времени спрос на профессиональных сторителлеров будет со стороны правительств и корпораций… Нам, россиянам ждать осталось не долго. А кое где такой спрос уже существует, уж коль скоро сторителлерами заинтересовались вооруженные силы…
Deep Tech Storytelling.
30 марта
«В Кремниевой долине почти каждый считает себя предпринимателем, а новые приложения, которые позволяют людям делать покупки, не слезая с дивана, появляются каждую неделю. Только небольшое в процентном соотношении число компаний на самом деле пытается делать вещи, которые окажут существенное влияние на мир. При этом организации, у которых есть настоящее видение, как правило, не получают достаточного финансирования и не приобретают известность». Брайан Джонсон венчурный инвестор, фонд OS Fund
Как бывает в сегодняшней нетократической жизни. Посмотрел видео канал «Бар в большом городе», узнал о подкастах Сергея Мезенцева «Сережа у микрофона». Послушал Сергея, узнал о Deep tech. Полез узнавать, что это такое, нашел статью «Новая эра глубинного технологического предпринимательства», суть которой сводиться к тому, что «мы мечтали о летающих автомобилях, а получили 140 символов Твиттера». Такое положение вещей не только неправильно, но и опасно. И вот тут на сцену является тот самый «Дип тек»
Прежде всего, что это такое? «Deep tech (глубинные технологии) — это уникальные, дифференцированные, часто защищенные патентами или трудно поддающиеся копированию технологические или научные достижения. Это те технологии, которые создают новые отрасли или коренным образом меняют старые…» В статье приводятся примеры таких технологий, много рассуждений на тему развития этого «рынка». Но, все примеры в ней касаются в основном технологий, связанных с неодушевленным, не живым миром. И совсем не говориться о «гуманитарных технологиях».
Так вот, сторителлинг, с точки зрения сторибанков и корпоративной генеалогии и генетики, и есть самый что ни на есть «Deep tech». При этом эта технология содержит в природе своей «невозможность копирования». Имя и Историю человека или компании, сообщества невозможно воспроизвести, потому что их видимая часть корнями лежит в глубинных внутренних энергетическо-смысловых уровнях социальных организмов (человеке, компании, сообществе). И попасть на эти уровни может только сам «собственник». А с приходом в нашу жизнь блокчейна и для защиты текстов (внешних проявлений Имени и Истории) не требуются теперь многочисленные Комитеты по авторскому праву и Бюро по регистрации патентов.
О том, как технология сторибанков и концепция корпоративной генеалогии и генетики «создают новые отрасли или коренным образом меняют старые» я писал много, в том числе и на Яндекс Дзене. Кому интересно, может посмотреть в архиве статей. Важно, чтобы случилась некая «точка кристализации», с которой все начнется. Почки набухли. Ждем весны сторителлинга в России.
Никита Михалков и тайные заговоры. Чипизация против самоидентификации.
5 мая
«Вот как сильно беспокоють треугольные дела. Все давно с ума свихнулись, даже кто безумен был…» Владимир Высоцкий
Передача «В чьем кармане государство?» Никиты Михалкова из его серии «Бесогон» вызвала нешуточный резонанс, как в различных СМИ, так и самом российском обществе, не только фактом снятия с программного эфира (то есть, ее все-таки показали, но без анонса или ночью). Интернет лента полна всяких мнений по поводу сказанного Никитой Сергеевичем. Главные «хулители» нашего замечательного режиссера, а по совместительству общественного деятеля, стали утрированно выпячивать приверженность Михалкова к теории мировых заговоров, параллельно посмеиваясь над этим, пытаясь таким образом нивелировать все то, о чем сказано в «Бесогоне».
И в этом есть намеренная подмена понятий. Ни о каких «тайных заговорах» речь не шла. Все уже давно открыто широкой аудитории, просто многие не обращают внимание на очевидное. И в этом проявляется их «страусиная позиция», когда проще спрятать голову в песок: «Ах, оставьте меня…» Кроме того, нет никакого мирового заговора. Есть отдельные крупные корпорации, которые хотят владеть миром на уровне государств. Одну из таких корпораций представляет Бил Гейтс, разрабатывающий «Систему криптовалюты, использующей данные активности тела». То есть, система материального мотивирования тех, кто в своих действиях следует определенным предписанным алгоритмам.
Кто не следует алгоритмам, такого материального поощрения не получает, а, следовательно, становится изгоем. Ничего нового. Если сегодня вы не следуете определенным социальным нормам, вы очень быстро становитесь ненужным обществу (судьба не только деклассированных и маргинальных элементов, но и гениев, открывателей и вообще людей «не от мира сего»). Просто Гейтс решил перевести это все на компьютерные рельсы. Имеет право. И об этом не плохо бы знать всем. Прежде всего, обращая внимание на то, что такая модель даст сто очков вперед любому тоталитарному диктаторскому режиму…
Кроме того, было сказано, что воспеваемое всеми средствами массовой информации он-лайн образование (опять никаких заговоров, все открыто) будет доступно широким слоям общества ввиду своей дешевизны. И только живое образование «с глазу на глаз» будет доступно элите. Очевидно, что дороговизна такого образования связана с тем, что оно дает нечто большее, чем просто набор знаний, который предоставляют он-лайн учителя.
Ну и не менее важной цитатой было выступление Грефа на петербуржском международном экономическом форуме аж в 2012 году, где он выразился в том смысле, что его пугают разговоры о массовой самоидентификации населения, предлагаемой участниками форума. Потому что такими людьми (кто нашел ответ на вопросы «кто я», «зачем я здесь», «куда я иду», «какие мои ценности») будет сложно управлять авторитарно. Таких людей будет сложно вписывать в тоталитарную модель государства. Все это было сказано открытым текстом на широкую аудиторию.
Предыдущую статью, посвященную этой программе Никиты Сергеевича, я закончил словами: «делайте выводы сами…» Можно смеяться над «конспирологом» Михалковым, а можно понимать куда движется мир или куда его стараются подтолкнуть те, у кого есть серьезные для этого ресурсы. Для меня, как сторителлера, важно, что все, о чем говорилось в программе и что я еще раз повторил уже в этой статье, так или иначе относиться к востребованности узким элитарным кругом сторителлинга. Самоидентификация. Живое образование. Привязка финансовой системы к нематериальным ресурсам. Ну а уж кто готов это принять и выстраивать относительно этого свои жизненные стратегии, жизненные стратегии своих детей и внуков, а кто глупо посмеется над очередной «теорией заговора»… Мы свободные люди, живем в свободной стране…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы и сказки об искусственном интеллекте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других