Отсюда можно вывести основной закон первоначального умственного развития детей – учить их не только наглядно, путём восприятий органами
внешних чувств, но и прямо посредством движений.
Наше познание себя действительно должно быть таким, если признать, что пространство есть лишь чистая форма явлений
внешних чувств.
Подобно тому, как в других искусствах художники доставляют приятные ощущения
внешним чувствам, поэт наполняет новыми, дивными и приятными мыслями святыню души.
По остроте
внешних чувств, самоуверенности и храбрости это одно из самых одарённых животных.
Из семьи в школу дитя приносит с собой не только известную сумму знаний, но и навыки, умение или неумение учиться, внимательность или рассеянность, свободную речь или невыработанную, органы
внешних чувств развитые, пригодные для хорошего, тщательного наблюдения или же запущенные, некультивированные и т. д.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кинетизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Во-первых, бесчисленные наблюдения, известные всем и каждому, отчасти по собственному опыту, показывают, что нашим
внешним чувствам представляются, порой очень отчётливо и живо, внешние, реальные предметы и явления, когда, однако, в действительности их налицо нет.
Очевидно, это возможно лишь в том случае, если оно находится только в субъекте как формальное его свойство подвергаться воздействию объектов и таким образом получать непосредственное представление о них, то есть созерцание, следовательно, лишь как форма
внешнего чувства вообще.
Не говоря уже о том, что представления
внешних чувств составляют основной материал, которым мы снабжаем нашу душу, само время, в которое мы полагаем эти представления и которое даже предшествует осознанию их в опыте, находясь в основе их как формальное условие того способа, каким мы полагаем их в душе, содержит уже отношения последовательности, одновременности и того, что существует одновременно с последовательным бытием (того, что постоянно).
Деятельность органов чувств, которая у животных является единственным проявлением душевной способности, у рыб, пресмыкающихся и земноводных сравнительно ничтожна, довольно ограничена также и у птиц, и только у класса млекопитающих все
внешние чувства достигают наибольшего развития.
Внешние чувства дзерена развиты превосходно.
Если прививок, из которого должно вырасти дерево, требует, чтобы его привили, посадили, поливали, обнесли изгородью и дали ему подпорки; если материал для деревянной статуи необходимо срубить, расколоть, обскоблить, вырезать, отполировать и окрасить в различные цвета; если коня, быка, осла, мула нужно приучить к тому, чтобы они могли служить человеку; мало того, если сам человек нуждается в упражнениях, чтобы привыкнуть к еде, питью, беганию, разговору, к хватанию рукой, к работе, – каким же образом, спрашиваю я, кому-нибудь само собою может достаться обладание более высокими и более удалёнными от
внешних чувств качествами веры, добродетели мудрости и знания?
Но зная, как именно работает нервная система и как истории о нашем внутреннем и
внешнем чувстве безопасности, которые она собирает, влияют на наше самочувствие, мы можем открыть себе дорогу в закадровую жизнь нашей психики и дорогу к… нет, не более счастливой, но более гибкой и открытой жизни.
Отсюда следует, что, так как
внешнее чувство даёт нам лишь представления об отношении, оно может содержать в своих представлениях только отношение предмета к субъекту, а не то внутреннее, что присуще объекту самому по себе.
Но в обыденной жизни цветовое зрение является одним из
внешних чувств человека, частью нашего бытия.
Ощущение бытия непременно существовало бы и тогда, но было ли бы оно без содействия
внешних чувств сознательным и осмысленным – это вопрос.
Трансцендентальное учение о
внешних чувствах должно быть отнесено к первому отделу общей части науки, ибо условие, при которых даются предметы человеческого ведения, предшествуют тем, при которых они мыслятся.
Но я уже на это ответил, что всякое чувство есть восприятие некоторой истины и что естественное чувство есть восприятие некоторой врождённой истины, хотя очень часто такой же неотчётливой, как и опыт
внешних чувств.
Не упоминаю уже о том, что представление
внешних чувств составляет главное содержание, наполняющее нашу душу.
Она основана на признании сокрытого за тем, что открыто
внешним чувствам и применённому к их восприятиям рассудку.
Достоверность знания, достигаемого
внешними чувствами, основывается на признании существования нашей личности.
То, что обманывает
внешние чувства, не удовлетворяет надолго дух.
Однако обусловливающая роль
внешнего чувства сводится к тому, что нам дано многообразное во времени.
Как душа, имея своим седалищем голову, руководит оттуда всеми движениями тела, так и князь, находясь во главе государства, действует по всей земле через посредство своих воевод и слуг, подобных по своему значению пяти
внешним чувствам человека.
Действительно, хотя интеллект человека связан с телом и поэтому нуждается в помощи
внешних чувств и воображения, сам по себе он имеет духовную природу, способную к познанию любого сущего, даже божественного (I. 4. 4).
Это произойдёт в том случае, если она думает, что не может ничего знать ни о каком другом мире, кроме как о мире
внешних чувств и о том, что может познать об этом мире рассудок.
Все ощущения, воспринимаемые
внешними чувствами, спутаны, слиты; он живёт, как во сне или какой-то чужой стране, где всё непонятно, странно и часто страшно.
Кто сошлётся здесь на скрытую деятельность
внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным характером этого переживания.
Когда человек начинает воспринимать не чувственным телом, но вне его – телом стихийным, то он переживает мир, неведомый восприятиям
внешних чувств и обыкновенному рассудочному мышлению.
В дальнейшем мы подойдём ещё раз к вопросу развития
внешних чувств, сейчас же перейдём к установлению второго принципа, который важен не менее первого.
Например, трансцендентальное сознание чувственной идеи
внешнего чувства есть сознание идеи, возникающей через внешние впечатления, в той мере, в какой то же самое относится к субъекту чистого самосознания, отличающегося от воображаемой в себе организации.
Всё окружающее чувствуешь связанным с собой, как в жизни
внешних чувств – свою руку.
Можно, кажется, утверждать, напротив, что так называемый мир идеальный есть отражение мира,
внешним чувствам подлежащего, в котором повсюду вечный разум положил печать совершенства и изящества.
Будто пять
внешних чувств человеческих: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание; будто пять чувств душевных: радость, гнев, желание, страх, горе; будто пять предназначений государства: законодательство, исполнение, суд, воспитание, проверка.
Эти звенья, которыми владеем мы, – явления, доступные
внешним чувствам; ненайденные или потерянные звенья этой цепи – это те скрытые от чувств явления, которые одни могли бы связать и объяснить нам то, что знаем мы.
Теперь уже не утверждают, что истинно только то, что может познаваться
внешними чувствами.
А это именно и скрыто от наблюдения
внешних чувств.
Пожалуйста, дайте мне возможность сказать также и со своей стороны не относительно света, но относительно некоторых обстоятельств, не столь увеселяющих
внешние чувства, сколь тревожащих внутреннее чувство того, кто видит и наблюдает.
Живя на земле, используя преимущественно
внешние чувства, мы часто вовсе не помышляем, что происходит вокруг и выше нас, между тем, в это самое время, когда мы так мало думаем о себе, весь духовный мир вокруг нас – в сильном и непрерывном движении, в великой борьбе за наши души, во всегдашнем споре за нашу судьбу.
Исследуя природу хотя бы самым эмпирическим способом, то есть доверяя только одним чрез
внешнее чувство добытым фактам, мы всё-таки, собственно, ничего другого не делаем, как только переносим наше мышление и вообще все наши умственные способности на внешний мир; и, наоборот, мы не можем иначе исследовать наше собственное «я», как сделав его внешним объектом, то есть перенося его вне нас.
Нет, это отвлечённый факт, выведенный из ощущения чего-то беспредельного и безграничного, противоречащий тому, что мы называем действительным фактом, т. е. такому, который по своей ограниченности подлежит поверке
внешних чувств или вообще какой-либо внешней (документальной, как, например, исторические факты) поверке.
Самая способность ощущения, некоторыми физиологами посаженная в зрительные бугры мозга, ещё подразделяется и локализируется на несколько других категорий; так, зрительное ощущение должно иметь отдельное место в мозгу от ощущения слухового и т. п., и весьма вероятно, что различные ощущения, приносимые
внешними чувствами, сосредоточиваются в различных порциях мозга.
Поэтому в йоге очень важно отстраниться от
внешнего чувства эго, вынуждающего нас отождествляться с деятельностью ума, жизни и тела, погрузиться вовнутрь и начать жить в душе.
Вслед за ними происходят твари летающие, которые превосходят водяных более ясными и отчетливыми
внешними чувствами и представлениями, а затем – живущие на суше, "наиболее совершенные из остальных животных и обладающие более отчетливыми ощущениями и способностью воображения, приближающейся уже к рассудку: некоторые из них рассудительны, другие – хитры и смышлены"…
Конечно, нам кажется, что все явления, которые даны
внешними чувствами – зрением и осязанием – пространственно протяжённы.
Он мог так говорить только потому, что не считал (впрочем, не слишком последовательно) феномены
внешних чувств в себе и для себя физическими феноменами.
Вообще же, под влиянием суровых физических и климатических условий севера и грубой физической жизни, – в народе русском только закалялась грубая чувствительность, но нисколько не развивалась утончённая мысль, воспитывались более одни грубые
внешние чувства, чем ум, мышление.
Ибо как только начинают действовать
внешние чувства, человеческий дух ни в коем случае не может оставаться в покое, и даже не может воздержаться, чтобы не занять себя полезными делами…".
Кафедра знаменует собой писания наших современных великобританских святых, одухотворённые и очищенные от грязи и грубости
внешних чувств и человеческого разума.
Она подчинилась обаянию естественных наук; быстрота их успехов и прочность завоеваний соблазнили её придать универсальный характер тем критериям достоверности, на которые опираются они; так воцарилась в ней вера в осязаемостьи наглядность, то есть решительное предпочтение свидетельства
внешних чувств другим способам познавания.
Они будят
внешние чувства и частью прямо возбуждают в нас представление, частью подвигают нашу рассудочную деятельность к тому, чтоб сравнивать их, соединять или разъединять и таким образом грубый материал чувственных впечатлений перерабатывать в познание предметов, называемое опытом.