Как на пример укажем на отношение
богослужебной практики к определённым в уставе временам и срокам богослужения.
По-видимому,
богослужебная практика следует какой-то своей логике, не во всём совпадающей с логикой устава, а во многом ему открыто противоречащей.
Даже сейчас, несмотря на фактическую монополию византийского типа богослужения, между разными православными церквами существуют довольно значительные различия в уставе и
богослужебной практике.
Таким образом, диспут сводился к интерпретации
богослужебной практики, а не к богослужебным ритуалам.
Один этот пример показывает, во-первых, до какой степени наш устав не «самодостаточен», требует для своего понимания и исполнения дополнительных знаний и, во-вторых, как далеко наша
богослужебная практика отошла от его предписаний.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: миометрий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако наряду с согласием по поводу существования древнего православия (то есть православия отцов церкви и семи вселенских соборов) русские и греки нередко расходились в том, что касалось
богослужебной практики и благочестивого поведения.
Но даже если все эти рубрики собрать вместе и систематизировать (что и делается в книгах, подобных указанному «Пособию» Никольского), остаётся тот несомненный факт, что между этим писаным уставом и
богослужебной практикой имеется глубокое несоответствие, и здесь вопрос об объёме устава раскрывается во всём своём значении.
Отсутствие этой общей части объяснить нетрудно: писаный устав возник после богослужения, и возник не как изложение его теории, а либо как начертание богослужебного чина для данных условий, либо же как пособие при решении спорных вопросов
богослужебной практики.
Книга разделена на 28 глав, которые последовательно сообщают сведения о географии страны, её климате, почвах, крупнейших городах, устройстве государственной власти и судопроизводстве, управлении на местах, царской династии, порядках при царском дворе, основных сословиях и взаимоотношениях между ними, структуре церковных чинов,
богослужебной практике, таинстве чина миропомазания, составе армии, порядке её формирования и снабжения.
Учитывая эту разность в
богослужебной практике и желая представить читателю более широкий взгляд на церковные традиции, мы, где возможно, старались отметить разнообразие отдельных частей богослужения.
Для этого и нужно было, прежде всего, по мнению инициаторов этого проекта, привести к единообразию русскую и греческую
богослужебную практику, равняясь на греков, в этом вся суть «реформы».
С тех пор как увидел свет этот труд, годовой круг богослужений претерпел некоторые изменения: появились новые праздники, канонизированы новые святые, из
богослужебной практики по известной причине исчезли так называемые «царские» дни.
Что же тогда говорить о временах её государственного бытия, для которых характерна практика решительного и содержательного вмешательства верховной власти в её догматы, вероучение, каноническую и
богослужебную практику?
Время дня называли согласно
богослужебной практике: канонические часы, утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й час, вечерня и полунощница.
Религиозная духовность явилась базисом для развития религиозной культуры, где в качестве священного (сакрального) выступает сверхъестественная реальность, а ядром является
богослужебная практика.
При этом мы считаем важным отметить, что подлинное тайноводство – это не просто теоретическое учение о таинствах, не только изучение сакраментологии, как науки, не только приобретение практического опыта в ходе
богослужебной практики, но и, практический опыт духовного возрастания в условиях евхаристической общины семинарского храма.
Протестантизм представлен различными течениями, имеющими как общие признаки в
богослужебной практике, так и некоторые отличия в выражении своей веры.
Нам, к примеру, не преподавали
богослужебную практику.
Чем мы вообще руководствуемся в своей
богослужебной практике?
Самая долговечная и распространённая церковная лжедоктрина – учение о поклонении иконам или об использовании оных в
богослужебной практике.
Дело в том, что в
богослужебной практике того времени был распространён принцип «многогласия», то есть одновременного отправления различных частей службы с целью сокращения времени богослужения.
Здесь издавали не только многотомные серьёзные богословские и научные издания, но впервые была издана грамота знаменного распева, которое сохранилось у староверов и практиковалось в
богослужебной практике.
Христианство быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своим специфическим вероучением, своей
богослужебной практикой и церковной организацией.
Храм, в каком бы несовершенном виде мы ни стали представлять его себе, есть постоянное средоточение литургической практики, как бы она ни была проста и малосодержательна: эта последняя, т. е.
богослужебная практика, развивается во всей широте только там, где существуют постоянные места молитвенных собраний и где единичное религиозное чувство получает характер общественный.
Тесные сюжетная и духовная связи этих двух событий всегда способствовали предельному их сближению, соединяли друг с другом в православном сознании, в том числе объединяя их и в церковном календаре, в
богослужебной практике.
Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют пророков и сосредотачивают в своих руках управление имуществом и руководство
богослужебной практикой.
Единогласие противостояло традиционному многогласию, т. е. такой
богослужебной практике, при которой одновременно читались разные части службы.
Положительные ответы на эти вопросы означали, что необходимо отказаться от русской
богослужебной практики, не совпадающей с греческой и принять новоисправленные книги.