Протестанты. Кто они?

Екатерина Игнатенко

«Протестанты – кто они? История протестантских церквей г. Комсомольска-на-Амуре» – научно-популярная книга об истории возникновения и развития протестантских церквей в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.Книга дает представление в целом о понятии протестантизма и его развитии в России, а также о его основных течениях, представленных в г. Комсомольске-на-Амуре.Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей протестантизма.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Протестанты. Кто они? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Екатерина Игнатенко

Протестанты — кто они?

История протестантских церквей г. Комсомольска-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре

2012

Игнатенко Е. Г.Протестанты — кто они? История протестантских церквей г. Комсомольска-на-Амуре. 2012.

«Протестанты — кто они? История протестантских церквей г. Комсомольска-на-Амуре» — научно-популярнаякнигаоб истории возникновения и развития протестантских церквей в городеКомсомольске-на-АмуреХабаровскогокрая. Дает представление в целом о понятии протестантизма и его развитии в России, а также о его основных течениях, представленных в Комсомольске-на-Амуре.

Книга предназначена для широкого круга читателей интересующихся историей протестантизма.

Дизайниверстка Ноны Манукьян «Цветы жизни».

Содержание

Предисловие

Понятие «Протестантизм»

История протестантской конфессии в России

Особенности освоения Дальнего Востока для протестантских христиан

Положение протестантских христианских церквей в советское время. Политика государства в отношении религии.

Общая характеристика и структурные особенности протестантских течений 1940-х — 2000-х г.г.

История протестантских церквей в Комсомольске-на-Амуре.

— Евангельские христиане баптисты

— Христиане веры евангельской пятидесятники «Голос Божий»

— Отделенные баптисты-инициативники (Совет церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ)

— Адвентисты Седьмого Дня

— Церкви, образованные иностранными миссионерами

— Церковь «Вечная жизнь»

— Церковь «Источник жизни»

— Методистская церковь «Славная»

— Евангельская христианская церковь «Свет Истины»

— Евангелическо-Лютеранская церковь «Святой Екатерины»

— Христиане веры евангельской пятидесятники «Церковь Бога живого»

— Христиане веры евангельской пятидесятники «Есхол»

Заключение

Приложения

Список использоанных источников и литературы

Предисловие.

К сожалению, в глазах большинства наших современников историческое дерево христианства, выросшее на русской почве, представляется узко однолинейным, только православным. Такой ограниченный взгляд на собственную историю вызывает настоятельную необходимость изучения тех форм духовной жизни, которые возникли в России за пределами православной церковной ограды. На протяжении истории России возникали религиозные движения, которые были чрезвычайно разнообразны, подчас они принимали экзотический причудливый характер. К концу XVIIв. многие из них оформились в общее конфессиональное ответвление христианства — протестантизм.

Протестанты — кто они? Почему их называют «сектантами»? В чем суть их веры? Когда они появились в Комсомольске-на-Амуре? Эти и другие вопросы относительно протестантских христиан мы попытаемся раскрыть в данной работе, используя документы архивов г. Комсомольска-на-Амуре и г. Хабаровска, воспоминания и свидетельства участников движения, научные работы о протестантизме. А также будет освещена история конкретных протестантских общин города.

Хочется выразить благодарность тем людям, без которых было бы очень трудно написать эту работу. Это руководители церквей: Малинченко Андрей Александрович, Рублев Владимир Дмитриевич, Цой Светлана Анатольевна, Разжигаев Валерий Викторович, Разжигаева Светлана Михайловна, Момоток Леонид Иосифович, Вайнц Екатерина Ивановна, Икизли Василий Дмитриевич. А также большая благодарность Ивановой (Чешевой) Татьяне Алексеевне, Ивченко Нине Васильевне и ее дочери Наталье, Матвеевой (Деркач) Валентине Андреевне, Клименко Максиму Геннадьевичу, Цой Ольге Петровне (Цой ГымДя), Хон Ирине. Огромное спасибо им за помощь в сборе информации, воспоминаний, фотографий из личных архивов, книг и материалов по этой теме. Особая благодарность кандидату исторических наук Владимиру Васильевичу Солодовникову, автору многих книг о протестантизме, побудившему написать данную книгу. И, конечно же, Говорухину Григорию Эдуардовичу, кандидату философских наук, доктору соц. наук, доценту: без его комментариев и очень точных замечаний книга не была бы полной.

Понятие «протестантизм»

В отношении слова «протестант» в сознании многих людей устойчиво воспроизводится стереотип: «те, которые протестуют». Действительно, если брать исторический аспект, то со времени Реформации так называли тех, кто придерживался идей, высказанных против ошибок Римской Католической церкви. Римские католики, однако, использовали это слово для всех, кто именовался христианами, но находился в оппозиции к католицизму.

Но понятие «протестантизм» (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) более широкое, чем просто протест. Оно связано с Великой Реформацией в Европе в XVI веке и с деятельностью немецкого духовного мыслителя Мартина Лютера. 31 октября 1517 года Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов, в которых доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы Римского над отпущением грехов. В них он также провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он лишь хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок. Но вскоре, в 1520 г., Католическая церковь объявила его еретиком, а император — преступником (Вормсский эдикт 1521 г.). Однако протест монаха неожиданно нашел отклик среди немецких князей. Светским защитником Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в замке, где Лютер смог перевести Библию на немецкий язык. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг в 1529 г. отменил это постановление. В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название «протестанты», а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — «протестантизм».

Мартин Лютер. 1529 г.

Скромный монах стал реформатором поневоле, столкнувшись с многочисленными злоупотреблениями в римско-католической церкви. Но он первый вскрыл их подлинную природу — пренебрежение Евангелием Христовым. Единственное, что он стремился сделать, — это восстановить Евангелие, то Его понимание, которое было у апостолов.

Есть также точка зрения, что название «протестантизм» связано с одним из лозунгов Реформации «Рro Testamentum» — «За Библию», «За Священное Писание». Таким образом, протестантизм связывают с движением за Священное Писание, за Евангелие. Поэтому в России его часто называют Евангельским Движением1.

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, направлений христианства, представляющим собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и течений.

Основой их веры является, прежде всего, Библия — Книги Священного Писания. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым вопросам. Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Ею. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения. Кроме Библии, протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский (см. Приложение №1), Халкидонский, Никео-Цареградский, принятые на Вселенских соборах (см. Приложение №2).

Основными доктринами протестантизма являются Quinquesola (Пять «только») — пять латинских тезисов, сформировавшихся во время Реформации и подведшие итог ее основным идеям, противоречащим учению Римско-католической церкви того времени. Латинское слово sola означает «только» или «единственно»2. «Пять только» ясно сформулировали пять фундаментальных принципов Реформации, которые считались необходимыми для христианской жизни и практики (см. Приложение №3):

1. SolaScriptura — «Только Писание»

2. Solafide — «Только верой»

3. Solagratia — «Только благодатью»

4. SolusChristus — «Только Христос»

5. SoliDeogloria — «Только Богу слава»

Вот всего несколько признаков, по которым принято выделять протестантов из среды других христиан. Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века.

Протестантизм представлен различными течениями, имеющими как общие признаки в богослужебной практике, так и некоторые отличия в выражении своей веры. Общим для всех течений является:

— верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения;

— Её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего;

— прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках;

— придерживаются принципа всеобщего священства (фундаментальный принцип лютеранской теологии, согласно которому? каждый верующий способен совершать богослужение, исповедовать и отправлять таинства. В основе доктрины лежит отрицание разделения церкви на мирян и духовенство. Мартин Лютер утверждал, что всякий крестившийся может считать себя уже посвященным в священники. Вместе с тем Лютер предостерегал, чтобы никто не становился пастором самочинно, но только по избранию общиной);

— богослужения практически во всех общинах состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений;

— главное еженедельное богослужение, как правило, проводится в воскресенье. В будние дни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности;

— каждая община избирает на общем собрании пресвитера (пастора или проповедника. Эта должность в разных общинах может называться по-разному, но суть одна — старший в общине);

— практически во всех общинах особое место имеют таинства: водное крещение и Вечеря Господня (причастие или хлебопреломление).

Основные отличия протестантских течений:

Лютеранство — одно из первых протестантских течений в христианстве. Основные принципы вероучения этой церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви. Лютеране признают два таинства: крещение и причастие. Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере.

Методизм (методистская церковь) — возник в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Основателем был Джон Уэсли (1703—1791). В началеXX в. появляется методистская миссия в Санкт-Петербурге. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение. Важнейшим принципом этого богословия является опыт веры или христианский опыт, основанный на Библии. То есть Библия и христианское учение — это не просто теория, а нечто такое, что церковь и каждый христианин может испытать в своей жизни. Одной из особенностей является также роль женщин в церковном лидерстве. Они одни из первых признали служение женщин как священнослужителей3.

Адвентизм—Адвентистыседьмого дня (АСД) — возник в XIX веке в США. В 1886 г. появляется община адвентистов седьмого дня в России, в Крыму. Первая русская община АСД была образована в Ставрополе в 1890 г. Наиболее характерные отличительные черты вероучения: убеждение в необходимости соблюдения всех Десяти заповедей, в том числе буквального соблюдения заповеди о субботе («Седьмого дня» — в знак почитания седьмого дня недели — субботы, как установленного и освященного Богом дня при сотворении мира) и вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа (с лат. Adventus — приход, пришествие).АСД также признают в качестве вероучительногоавторитета труды одной из основательниц своего течения Елены Уайт (1827—1915 г.г.), которую почитают как Божьего пророка («вестницу Божию»). С ее именем связана также доктрина о санитарной реформе: воздержание от употребления психоактивных веществ (опиума, табака, алкоголя), кофеиносодержащих напитков, таких как кофе, чай и другие4.

Баптизм (от греч. Βάπτισμα: крещение или «быть причиной погружения чего-то в жидкость и вынимания из нее») — возник в XVI — начале XVIIв. в. в Англии. Основателем течения считают англиканского священника и богослова Джона Смита (1565 — 1612). В России распространение получает в 60-х годах XIX века. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему течению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается, как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Практикуют крещение через полное погружение в воду, основанное на евангельском учении о крещении5.

Евангельские христиане — направление протестантскогохристианства, получившее распространение в России в конце XIX — первой половине XX века. Особенностью данного течения было то, что в центре его основания стояли представители знатнейших фамилий. Это церемонимейстер царского двора, ближайший друг императорской семьи граф М.М.Корф, отставной гвардейскийполковник, крупный землевладелец и заводчик граф В.А.Пашков, министр путей сообщения граф А.П.Бобринский, деятельные великосветские дамы княгини В.Ф.Гагарина, Н.Ф.Ливен, генеральша Е.И.Черткова. Эти лица представляли цвет русской аристократии6. Главными своими задачами евангельские христиане считают проповедь Евангелия и воспитание благочестивого характера последователей Христа. Движение Евангельских христиан называется так, сообразно со словами апостола Павла: «…только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне… слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую…» (Фил.1:27)7.

Пятидесятники — христиане веры евангельской, более позднее протестантское течение, возникшее в начале XX вв. в США. На территории царской России оно появилось в первые годы XX века. Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, в момент которого на верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днем Пятидесятницы, то отсюда и название течения «пятидесятники». Они также убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется в говорении на иных языках (Деяния 2:4, 10:44—46, 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников.

На протяжении всего времени своего существования основу пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», основанное на Священном Писании, призывающем последователей к праведной жизни: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах брака, трудолюбию8.

Это основные течения, представленные в нашем городе. Но это далеко не весь перечень. Все остальные направления протестантизма либо не существовали вовсе, либо имели чисто символическое представительство в нашем городе.

История протестантской конфессии в России

Теперь о том, как эта христианская конфессия связана с Россией. И здесь, конечно же, надо начать с истории появления в целом христианства на Руси.

В Россию (на тот период времени Киевскую Русь) христианство пришло в Х веке из Византии. Массовое распространение христианства по Восточно-Европейской равнине положило Крещение Руси киевским князем Владимиром в 988 г. Надо заметить, что важной особенностью появления христианства на Руси было то, что уже при крещении она получила письменность и перевод Библии на славянском языке (своем родном языке) и имела возможность читать и изучать Евангелие. Далеко не все страны имели такую возможность.

Значительный авторитет церковь приобретает в XI — XII в.в., когда в условиях раздробленности и усобиц была единственной возможностью объединения Руси. А в период монголо-татарского ига церковь становится неким убежищем для русского народа.

Основная идея татарского завоевателя — не касаться веры народа, к которому они приходили, не хулить их богов, не разрушать духовные установления. Поэтому в этот отрезок времени, не смотря на многочисленные разрушения и ущерб, принесенныйтатаро-монголами, не были задеты духовные ценности, и христианская вера стала объединяющим центром для всего русского народа9.

В XV — XVI в.в. оформляется самостоятельность Русской Православной церкви от Византии и упрочнение ее позиции как государственной. К концу XVI столетия Православная Церковь имела уже огромный авторитет и влияние, что в свою очередь в конце XVII века вызывает серьезную обеспокоенность власти. Православная Церковь с непререкаемой властью патриархов и стремлением к политической власти начала также вызывать недовольство и во многих кругах общества, которое вылилось в русский церковный раскол и образование староверческой церкви как альтернативе официальной (никонианской, названной так по имени патриарха Никона). Чтобы навсегда покончить с тенденциями в православной среде к иерократии (политическая власть церковной иерархии), Петр I проводит поэтапную церковную реформу по превращению Русской Православной Церкви в идеологическое структурное подразделение государственного аппарата. Манифестом 1721 г. была учреждена Духовная Коллегия, вскоре переименованная в Святейший правительствующий Синод. Надзор за его деятельностью осуществлял особый царский чиновник — обер-прокурор, непосредственно назначавшийся царем и имеющий неограниченные возможности влиять на высшие церковные структуры. Со временем фактически именно он определял политику государства в отношении Православной Церкви. Официальным главой Русской Православной Церкви считался царь. Таким образом, к середине XVIII в. произошло полное огосударствление Церкви и ее зависимость от государства10.

Протестантское направление христианство берет начало в период «официального» начала с Великой Реформации в Европе. В России получает распространение почти в это же время, хотя и имеет свои специфические особенности. В 1524 — 1533 г. г. великим князем Василием III были впервые вызваны из Германии специалисты (ремесленники, художники, торговцы и аптекари), среди которых было немало лютеран. При Иване IV такие вызовы стали обычной практикой (толмачи, лекари, хирурги, типографщики). Отмечалось, что, несмотря на некоторые притеснения, в целом протестантам в России в это время жилось лучше, чем в Европе, где их преследовали за веру. Правительство старалось приглашать на службу именно протестантов, а не католиков, так как вторые считались опасней первых. В середине XVII в. произошел новый приток эмигрантов из Европы (последствия Тридцатилетней войны). К началу XVIII в. в России проживало около 30 тыс. протестантов различных направлений11. С первого появления в России они старались проповедовать свои взгляды и в устной форме, и путем распространения своих сочинений в русских переводах.

С конца XVII в. представители этой конфессии играли существенную роль во всех сферах жизни нашей страны. К концу XVIII в. в России существует многочисленная влиятельная и высокообразованная лютеранская община, имеющая широкие связи со своими единоверцами на Западе и откликающаяся на их духовные поиски.

Однако государственные законы периода примерно ХVII — XXв. в. четко обрисовывали положение протестантов по отношению к православию. Русский мог быть только православным: переход в другое вероисповедание был государственным преступлением. Положение Русской Православной Церкви было закреплено законодательством Российской империи как официально государственное, и нарушение такового каралось по всей строгости12. Например, в Соборном уложении 1649 г. была статья, грозящая смертной казнью за совращение из православия. Петр I при всем его расположении к западноевропейским специалистам и вообще к Европе сохранил эту статью в силе. Никакой другой конфессии, разрешенной на территории страны, нельзя было проповедовать свое вероучение среди православных. Специальный Раздел II Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. «О преступлениях против веры и о нарушениях, ограждающих оную постановлений», состоявший из 65 статей, предусматривал за данную категорию преступлений наказания от 4 месяцев тюрьмы до 15 лет каторжных работ13.

Первые случаи перехода в протестантизм русских — в 1860—1870 гг. — в основном приходятся, строго говоря, не на православных людей. Первыми русскими протестантами (евангелистами и баптистами) становились, с одной стороны, молокане-крестьяне (см. Приложение №4), а с другой — представители равнодушной к религии петербургской аристократии, которые православными были лишь формально14.

Общины русских баптистов существуют в России с 1860-х гг., евангельских христиан — с 1870-х, адвентистов седьмого дня — с начала 1880-х гг. XIX в., пятидесятников — в 1910-20-х г. г. Это были быстро растущие течения.

Но, еще раз заметим, что протестантское движение среди русского населения далеко не поддерживалось государством, а скорее преследовалось, особенно после столь быстрого распространения в русской среде и участившихся случаев перехода из Православия. На тот период времени именовались они не иначе как «сектантскими». «Сектантами» называли всех, кто думает и верит не так, как общепринято.

Чем же русских людей так не устраивало Православие, что даже при гонениях и запретах на иное вероисповедание поднимались целые евангельские движения, имеющие большое количество сподвижников, которые жестоко подавлялись властями.

Надо отметить, что вольнодумцы или еретики, или «сектанты», как их именовали, собственно не выступали против Православия как такового. Расхождения были в понимании Библии и понимании, какой должна быть церковь. Проанализировав основные тезисы возникающихрелигиозных движений, на протяжении XIV — XIXв. в., начиная со стригольников (религиозное движение XIV века, возникшее в Новгороде и Пскове; одно из самых известных еретических движений в средневековой Руси. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, отвергали таинства.У исследователей нет единого мнения по поводу происхождения названия, так, по мнению некоторых, стригольники носили особую стрижку, отличающую их от остальных15) и заканчивая баптистами, можно выделить несколько причин их недовольства. Это (обобщая) покупка духовенством своих должностей, использование исповеди как получение нужной информации, низкие нравственные качества священнослужителей. Выступали за веру, основанную на Библии, а не на традициях и обрядовости, церковь, отделенную от государства. Конечно, были и крайности в выражении своих позиций, и нельзя назвать все еретические движения евангельскими и позитивными. Но нельзя также все религиозные движения объединять в одну большую, общую «секту», не разбираясь и не рассуждая над причинами их появления. История — дело тонкое, заставляющая «копать» глубже и делать определенные выводы. Но это отступление. Продолжим…

Особенность освоения Дальнего Востока для протестантских христиан

В середине XIX в. особым местом для притесняемых религиозных организаций стали Сибирь и Дальний Восток. Почему? С одной стороны, это было выгодно государству, которое, укрепляя свои восточные границы, стремилось заселить эти территории. Государственная политика по отношению к дальневосточной окраине во второй половине XIX — начале ХХ в.в. преследовала, прежде всего, внешнеполитические цели: упрочить геополитические позиции России на Востоке.

Примерно с конца XVIII в. сюда усиливается приток служилого люда, ссыльных и каторжан. А соответственно начинает распространяться христианство среди коренного населения Дальнего Востока. Причем представлено оно было практически всеми основными его конфессиями.

Большое значение для заселения Дальнего Востока имела ссылка крепостных крестьян помещиками, разрешенная с 1760 г. Так правительство пыталось совместить выполнение двух задач: покарать недовольное крестьянство и заселить новые территории. Но вместе с тем, была немалая часть староверов, которая бежала на вольные земли по своей инициативе, скрываясь от преследователей за веру16.

В середине XIX в. начинается целенаправленный колонизационный процесс дальневосточных рубежей. Комитет о заселении Приамурского края (утвержденный 27 октября 1856 г.), обсуждая вопросы о переселении, акцентировал внимание на привлечение в Приамурский край к «поселению» рабочего и трудолюбивого населения17. Много дискуссий вызвал вопрос о добровольном переселении раскольников и «сектантов» и даровании им некоторых свобод, в том числе и религиозных. В поддержку положительного решения этого вопроса приводились аргументы о трезвости, трудолюбии и сплоченности в религиозных общинах, что было немаловажно в суровых условиях осваиваемых территорий.

12 июля 1860 г. император Александр II по ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского «…дозволил раскольникам всех сект, кроме скопцов, приписываться к обществам вновь открытых городов Амурской области и тех городов Приморской области Восточной Сибири, которые находятся на реке Амуре».

Генерал-губернатор Восточной Сибири с 1847 по 1861 г. г. Николай Николаевич Муравьев-Амурский

Эта приписка совершалась с разрешения военных губернаторов означенных областей18. По закону подобное в Российской Империи было запрещено и стало возможным только на Дальнем Востоке исключительно для привлечения сюда переселенцев.

С другой стороны, эти земли были привлекательны и для самих притесняемых религиозных течений. Большой процент прибывающих на новое место жительства (наряду с православными) составляли старообрядцы, раскольники, духоборы, молокане и прочие. Эти люди отличались своей энергией, трудолюбием и религиозным фанатизмом. Привлекал их в Приамурье не столько край (в то время никому не известный), сколько условия жизни в нем, совпадающие с их религиозными взглядами. Во-первых, земельный простор. 26 марта 1861 г. были изданы «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях»19. Главной их целью было привлечение вАмурский край всех тех элементов, которые могли бы содействовать экономическому его развитию. В их основы были положены начала добровольного самостоятельного переселения с правом приобретения земли в собственность. Поселенцам предоставлялся ряд существенных льгот: отвод в бесплатное пользование земельного участка в размере 100 десятин на каждое семейство, освобождение навсегда от подушной подати и от рекрутской повинности «на 10 наборов»20. Помимо этого закон предоставлял большие льготы для приписки к городам нового края (льготы по приписке к городам Приамурья действовали до 1886 г.), заключающиеся в освобождении от платежа по новому месту жительства всяких пошлин, государственных повинностей, от военного постоя на 10 лет21.

Во-вторых — относительная религиозная свобода, о чем говорилось выше.

Наиболее многочисленными здесь были общины молокан и старообрядцев. В конце XIX в. в Амурской области, а затем и Приморье, стали появляться переселенцы, исповедующие протестантизм (баптизм).

Таким образом, стремление России в короткие сроки заселить и освоить край отразилось на религиозном составе переселенцев. И хотя численность представителей православия преобладала, и духовные потребности православных верующих стояли на первом месте, концентрация религиозных неправославных групп на Дальнем Востоке была намного выше, чем в центральных областях России. Условия их пребывания здесь значительно отличались от центра России, что в дальнейшем отразилось на развитии экономических и культурных особенностей региона.

Отличительной чертой переселенцев в восточные окраины страны являлась высокая терпимость к носителям иной веры, культуры, образа жизни22.

Положение протестантских христианских церквей в советское время. Политика государства в отношении религии

Под влиянием революции 1905 — 1907 г.г. самодержавие было вынуждено корректировать и вероисповедную политику. В 1905 г. впервые признавался юридически возможным и ненаказуемым переход из православия в другую христианскую конфессию.

А с установлением Советской власти в 1917 г. государственно-церковные отношения изменились радикально.

В Декретах Совета Народных Комиссаров (СНК) провозглашались гарантии гражданам Советской республики в свободном выборе веры, церковь отделялась от государства и школа от церкви. Все конфессии уравнивались в правах. Русская Православная церковь теряла статус государственной и, соответственно, лишалась всех привилегий, а немного позже зданий и земель. Объявлялась амнистия по религиозным вопросам. На некоторое время протестантское движение получило возможность свободно исповедовать свою веру. 1917 год был периодом активизации религиозной жизни во всем ее многообразии. В период 1918 — 1922 г.г. в Сибири и на Дальнем Востоке выходила масса религиозных изданий. Общины баптистов, евангельских христиан очень быстро распространялись по территории Дальнего Востока, особенно в Амурской области. В эти годы в России, и на Дальнем Востоке в частности стали появляться церкви пятидесятников, которые успели закрепиться на русской почве буквально за несколько лет до тотальных репрессий.

Свои коррективы в отношении религиозной политики Советского государства внесла гражданская война. В этот период духовенство, и некоторые евангельские направления открыто выражали несогласие с существующей властью, считая ее вообще временной.

И в 1920-е г. г. Дальневосточные власти проводят очень ревностную работу по инвентаризации культового имущества и изъятию церковных ценностей. В феврале 1922 г. выходит Циркуляр Центрального Комитета Рабоче-Крестьянской Партии большевиков (ЦК РКП (б)) «О постановке антирелигиозной пропаганды». Антирелигиозное просвещение вписывалось в деятельность по ликвидации безграмотности, работу клубов, изб-читален. Религиозную деятельность стали оценивать как форму «антисоветского движения»23. Начавшаяся кампания с «контрреволюционными элементами» с закрытия молитвенных домов и храмов, запрещения деятельности некоторых религиозных групп, передачи церковных храмов под общественные нужды, закончилась в 1930-х г.г. широкомасштабной антирелигиозной борьбой, проводившейся разными способами. С одной стороны это было открытое давление. В процессе Сталинской «революции сверху» по религиозным конфессиям был нанесен мощный удар. Георгий Винс (баптистский проповедник), участник этих событий, в своей книге «Тропою верности» описывает события этого периода, когда родителей разлучали с детьми (как правило, в протестантских семьях было много детей), ссылали служителей, запугивали и морально подавляли (могли вызвать среди ночи на допрос, заставляя отречься от веры и сдать своих единоверцев, пугать тюрьмой и ссылкой, затем отпустить; и так по несколько раз). Приходили повестки из Государственного политического управления (ГПУ) к баптистам, молоканам, духоборам, православным священникам с записью: «Взять с собой простую рабочую одежду и обувь, зимнюю и летнюю, а также одеяло, подушку и продуктов питания на трое суток». «Служителей культа» (так тогда именовали служителей церкви) отправляли на несколько месяцев в тайгу, в глухие необжитые районы на строительство дорог. Винс пишет: «Со всей Сибири на строительство согнали тысячи церковнослужителей: православных священников, баптистских пресвитеров, молоканских проповедников и многих других. Сначала они рубили лес, затем вручную, без какой-либо техники, корчевали пни, железными ломами долбя мерзлую землю. Работали по 10—12 часов в день, питание было очень скудное. Еще стояли морозы, а жили они в легких, почти летних палатках, было неимоверно холодно. Потом резко наступила весна, снег быстро таял, пошли холодные весенние дожди. Сырость и все тот же промозглый холод, особенно по ночам, постоянно мокрая одежда и обувь. Люди болели, но никто не имел права уехать со стройки. Через три месяца отец вернулся домой измученный, худой, заросший, в изношенной одежде и обуви. За три месяца ни разу не было возможности побриться или сходить в баню»24. А дальше последовали аресты многих проповедников, пасторов, служителей церквей, многие из которых были расстреляны.

И с другой стороны, параллельно с этим давлением начинается активная антирелигиозная пропаганда, направленная на формирование в общественном сознании образа врага — сектанта. Это делалось при обширном использовании средств массовой информации. Примерно с 1923 года на Дальнем Востоке в документах появляется упоминание о Союзе воинствующих безбожников (см. Приложение №5), создании различных научных лекторий.

Значок Союза Воинствующих безбожников

В пояснительных резолюциях разъяснялось, что антирелигиозная пропаганда должна носить характер исключительно материалистического объяснения природы и общественной жизни… (см. Приложение №6)

Анализируя документы об антирелигиозной деятельности на Дальнем Востоке, складывается впечатление, что методы именно научной пропаганды были наиболее внедряемыми. Даже осуждались закрытия церквей административным решением местных организаций как формы антирелигиозной борьбы (предлагалось отвергнуть этот метод, вредящий авторитету Советской власти, прибегая к нему лишь в тех случаях, когда действительно церковь не имеет никаких на нее претендентов из верующих). Выпускались Циркулярные письма с разъяснениями, как нужно бороться с религией. (см. Приложение №6)

Практически к 1936 году были закрыты все официально зарегистрированные церкви. Резолюции о закрытии церквей, храмов, приходов в это время имеют практически одинаковую формулировку: «Ввиду поступившего отказа общины верующих от пользования церковным зданием; ввиду того, что граждане отказываются от использования церковного здания и требуют передачи церкви под избу-читальню; ввиду отказа верующих от содержания церкви»25

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Протестанты. Кто они? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Солодовников В. В. История церкви. Псков, 2011

2

Википедия. Свободная энциклопедия //http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0

3

Методизм в России и странах Балтии: История и возрождение. Екатеринбург. Издательство Уральского университета. 2003

4

Википедия. Свободная энциклопедия //http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%F0%EA%EE%E2%FC_%E0%E4%E2%E5%ED%F2%E8%F1%F2%EE%E2_%F1%E5%E4%FC%EC%EE%E3%EE_%E4%ED%FF

5

Википедия. Свободная энциклопедия //http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%E2%E0%ED%E3%E5%EB%FC%F1%EA%E8%E5_%F5%F0%E8%F1%F2%E8%E0%ED%E5-%E1%E0%EF%F2%E8%F1%F2%FB

6

В. Попов. Евангельские христиане-пашковцы: Возникновение и духовно-просветительское служение (1874—1884 гг.) //Альманах Богомыслие №7 — Одесса: Семинария ЕХБ, 1998.http://odessasem.com/publishing/bogomyslie_07_04.htm

7

Евангельские христиане// http://www.protestant.ru/konfessii/evchrist

8

Википедия. Свободная энциклопедия //http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%FF%F2%E8%E4%E5%F1%FF%F2%ED%E8%EA%E8

9

Каретникова М. С. Беседы по истории русского евангельского христианства. IX век — середина XVII века. Электронная книга www.bogoiskatelstvo.ru

10

Солодовников В. В. История церкви. Псков, 2011

11

Начало: Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Избранные статьи http://www.pagez.ru /

12

Свод законов Российской империи. Кн.. 1. Т. 1. Гл. 7. — М., 1910

13

Религия и власть на Дальнем востоке России. Сборник документов государственного архива Хабаровского края. Хабаровск: Частная коллекция, 2001

14

Филатов С. Феномен российского протестантизма //http://www.keston.org.uk/encyclo/16%20Protestantism.html

15

Википедия. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E8%E3%EE%EB%FC%ED%E8%EA%E8

16

Государственная политика в отношении христианских неправославных конфессий на Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX вв. //www.dvags.ru/downLoad/rio/j2008-1/20.doc

17

РГИА ДВ. — Ф. 701. — ОП 1. — Д. 116. — Л. 3 об

18

Дальний Восток России в материалах законодательства. 1856 — 1861 гг. — Владивосток: РГИА ДВ, 2002 г. — С. 189

19

Правила просуществовали с некоторыми изменениями, последовавшими в 1882 и 1892 гг., до 1901 г.

20

Дальний Восток России в материалах законодательства. 1856 — 1861 гг. Владивосток: РГИА ДВ, 2002 г. — С. 189

21

Переселенческое управление. Обзор земледельческой колонизации Амурской области. Благовещенск, 1915 г.

22

Мурыгина Е. А. Формирование поликонфессиональной структуры Дальнего Востока во второй половине XIX — начале XX вв. //www.dvags.ru/downLoad/rio/j2008-1/16.doc

23

Религия и власть на Дальнем востоке России. Сборник документов государственного архива Хабаровского края. Хабаровск: Частная коллекция, 2001

24

Винс Г. П. Тропою верности. Киев, 1997 г.

25

Религия и власть на Дальнем востоке России. Сборник документов государственного архива Хабаровского края. Хабаровск: Частная коллекция, 2001

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я