Столь тяжёлые нарушения в
аффективной сфере влекут за собой изменения в направлении развития высших психических функций ребёнка.
В психологии страх определяется как эмоция, тем не менее автор предпочитает использовать слово «чувство», подчёркивая комплексность рассматриваемого феномена и имея в виду
аффективную сферу личности вообще.
На феноменологическом уровне у детей этой группы наблюдаются проблемы регуляторного и когнитивного плана (проблемы познавательной деятельности), осложняющиеся спецификой формирования
аффективной сферы.
Искажение в развитии
аффективной сферы приводит и к своеобразному искажению развития других компонентов базовой структурной организации – регуляторного обеспечения психической активности и ментальных структур, что определяет искажение пропорций в развитии и когнитивной, и регуляторно-волевой сфер, формируя своеобразный рисунок поведения и социальной адаптации и специфичную недостаточность познавательной деятельности, что нередко является причиной диагностических ошибок.
Апатический синдром – психическое расстройство, при котором возникает полная душевная опустошённость, психическая и физическая адинамия, исключительная бедность
аффективной сферы вплоть до полной её блокады («паралич эмоций»).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: луночка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является, по нашему мнению, осознание педагогом роли и значения
аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья и учителя, и учеников.
Такие болезненные проявления, как понижение психической активности, неустойчивость
аффективной сферы, слабость усилия и быстрое наступление насыщения какой-либо работой, неспособность к длительному и устойчивому напряжению, если за ними не скрывалась глубокая органическая основа, – мало-помалу снимались в процессе умело подобранного и дозированного труда: больные, выбитые до того из нормальной трудовой колеи, погружённые в астеническое состояние, апатичные и безвольные, вновь приобретали работоспособность и возвращались к труду.
Тем не менее эти трудности достаточно распространены, и благополучие развития
аффективной сферы должно отслеживаться так же тщательно, как и благополучие сенсорного, моторного, речевого и интеллектуального развития.
Большинство специалистов, изучающих это нарушение развития, при указании на его всепроникающий характер в качестве центральной проблемы выделяют особенности формирования
аффективной сферы детей с аутизмом, отмечаемые уже на самых ранних этапах развития.
Но это активный процесс со стороны человека, т. к. до этого он, обладая
аффективной сферой, принципом удовольствия/неудовольствия, выстроил архитектуру своего психического аппарата.
Пессимистическое или, напротив, оптимистическое содержание обманов восприятия обычно отражает факт нарушения
аффективной сферы.
В последующие возрастные периоды роль аффективной регуляции также велика, однако именно в раннем возрасте неблагополучие в
аффективной сфере является наиболее злокачественным для психического и психосоматического развития ребёнка.
Во-первых, речь может идти о повышенной инертности
аффективной сферы ребёнка, которая часто сочетается с инертностью его интеллектуальной сферы.
Вероятно, именно поэтому постоянно ведутся поиски особой патологической основы самоубийства, которую одни специалисты усматривают в конкретном расстройстве
аффективной сферы, другие – в конституциональной предрасположенности (ибо многие самоубийства осуществляются в пределах одной семьи).