В обоих случаях
альтруистическое поведение способствует выживанию и распространению генов самого альтруиста.
В таких условиях и происходит становление
альтруистического поведения.
Мы сейчас говорим о процессе, лежащем в основе сотрудничества, взаимодействия и других форм
альтруистического поведения.
Альтруистическое поведение невыгодно для конкретной особи, но выгодно для выживания популяции в целом.
Оказалось, что наблюдение
альтруистического поведения не отразилось на поведении прохожих.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: саксаульный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отсюда видно, что альтруистическая «норма социальной ответственности» актуализируется в том случае, если предшествующая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствует, если же она носит негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» <…> Альтруистические нормы действительно функционируют, вместе с тем объяснение
альтруистического поведения степенью актуализации норм, по мнению ряда авторов (Bryan, Walbek, 1970; Bryan, London, 1971), слишком глобально.
В прежних экспериментах такого рода не удавалось зарегистрировать бескорыстное
альтруистическое поведение у шимпанзе, потому что в этих экспериментах, чтобы продемонстрировать альтруизм, обезьяна должна была поделиться с экспериментатором (или другим шимпанзе) пищей.
Совершенно очевидно, что одним из внутренних факторов
альтруистического поведения является соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения (вспомним, к примеру, христианскую заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя»).
Экспериментально показано (Bryan, Walbek, 1970), что одно знание этих норм и их «вербальная актуализация» не приводят к усилению
альтруистического поведения.
Тем не менее многие из тех, кто упоминает альтруизм в качестве объяснения поведения, отклоняющегося от преследования материальных эгоистических интересов, в конце концов признают, что
альтруистическое поведение вознаграждает также и то лицо, которое ведёт себя альтруистичным образом.
В рамках другого подхода на первый план выходят те элементы поведения, которые сформированы в процессе эволюции – индивиды осознают важность репутации и знают, что
альтруистическое поведение представляет собой способ увеличить значимость и авторитет человека в сообществе.
И это не просто теоретические рассуждения: исследования подтверждают, что между эмоциональной грамотностью и
альтруистическим поведением существует неразрывная связь.
Е.Е. Насиновская фокусируется на спорных вопросах анализа мотивационной основы
альтруистического поведения.
Как правило, считается, что поощрения повышают интерес ребёнка к учёбе и стимулируют
альтруистическое поведение.
Дарвин осознавал, что жертвенное и
альтруистическое поведение может давать репродуктивное преимущество на групповом уровне лишь за счёт вымирания индивидуальных носителей альтруистических черт, однако он не располагал такой теорией наследственности, которая позволила бы точнее описать условия, при которых общая динамика репродуктивного успеха группы в этих условиях оставалась бы положительной, невзирая на очевидное «негативное давление» естественного отбора на просоциальных индивидов.
Если ребёнок действительно «испорчен» и движим исключительно эгоистическими мотивами, то в семье, глава которой – альтруист, этот ребёнок будет демонстрировать
альтруистическое поведение и альтруистические семьи оказываются более конкурентоспособными в процессе естественного отбора.
Дальше свой рецепт предлагает каждая из четырёх йог: карма-йога – практика
альтруистического поведения; бхакти-йога – все страсти и желания сгорают в одной великой любовной страсти; тантра-йога – за каждой из страстей обнаруживается единый источник, единая энергия; джнана-йога устраняет главный из всех аффектов, служащий опорой всех остальных – невежество (авидью).
Особое место в данном процессе занимает родственный отбор, продуцирующий
альтруистическое поведение отдельных особей, способных приносить себя в жертву ради интересов сообщества.
Однако с позиции сознания, пережившего опыт духовного преображения, реализация
альтруистического поведения в повседневной жизни представляется делом совершенно естественным и необходимым.
Ещё одна особенность развития культуры – это большая вероятность сохранения в культурных мемстинктах
альтруистического поведения.
В отличие от искусственного, человеческий интеллект (сознание) способен и обязан самостоятельно определять и приоритизировать наиболее актуальные задачи в каждый момент времени, учитывать контекст, обстоятельства, условия, эмоции и чувства, балансировать между моральными ограничениями и требованиями закона, сотрудничать, сопереживать, проявлять
альтруистическое поведение и т.п.
Несомненно, такое
альтруистическое поведение передалось человеку в очень далёком прошлом и сохранилось на века.
Альтруистическое поведение руководства кабаньего стада удивляло людей и заставляло их задуматься.
Совокупная приспособленность может объяснить эволюцию
альтруистического поведения, которое увеличивает приспособленность других за свой счёт.
Исследования социальной психологии сходятся к утилитарной теории, согласно которой долгосрочное
альтруистическое поведение будет более выгодным, чем эгоистичное поведение.
В частности, исследования подчёркивают такой полезный аспект, как социальное одобрение, которым всегда сопровождается
альтруистическое поведение.
Таким образом, ясно видятся аналогии в становлении
альтруистического поведения у шимпанзе и людей (подробнее см. в главе «Эволюция альтруизма»).
Точно так же воспринимаются и многие другие формы
альтруистического поведения.
Кроме того, эти реакции могут выступать основой
альтруистического поведения за счёт соучастия субъекта в эмоциональных переживаниях других людей.