Этот подход позволяет включить в систему органов
административной юстиции не только специальные административные суды, но и суды общей юрисдикции, и даже квазисудебные органы.
Сама же система
административной юстиции является трехзвенной.
Итак, принимая во внимание материальный аспект, важнейшей характеристикой института
административной юстиции является наличие публично-правового спора в сфере государственного управления по поводу законности любого действия (бездействия), правового акта субъекта публичного управления, который является обязательной стороной в споре, другой стороной может быть гражданин, организация, орган государства или местного самоуправления.
При этом на низшем, уездном, уровне функции
административной юстиции осуществляли должностные лица местного самоуправления, входившие в уездный комитет, и на которых одновременно были возложены полномочия по управлению уездом.
Французская модель
административной юстиции предполагает создание административных трибуналов в системе исполнительной власти, т. е. создание судов, входящих в систему не судебной, а исполнительной власти.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: давалец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предпочтительность использования конструкции судебного административного права для обозначения судебной формы
административной юстиции обусловлена также историческими предпосылками.
Элементами организационной структуры
административной юстиции являются составляющие её организационные единицы – юрисдикционные органы, между которыми устанавливаются определённые отношения, получающие юридическое оформление.
Внешние границы материальной сферы
административной юстиции определяются критерием «административно-правовое отношение», а не категорией «административная деятельность», поскольку деятельность публичной администрации может регулироваться не только публичным, но и частным правом.
Существование различных моделей организации
административной юстиции обусловлено историко-правовыми причинами, так как каждое государство имеет собственную систему контроля за законностью управленческой деятельности, соответствующую его правовым традициям и специфике государственного механизма.
Исходя из этого судебное административное право как право
административной юстиции можно трактовать в широком и узком смысле.
Из сферы действия
административной юстиции исключаются правовые споры, возникающие в связи с реализацией судебной власти.
Особенностью французской
административной юстиции можно считать возможность обращения в административный суд с заявлением о толковании административного акта, что способствует правильному применению норм административного права на практике.
Организационная структура
административной юстиции – это её внутреннее строение, форма (способ) организации составляющих её элементов в систему, а также совокупность юридически зафиксированных связей между ними.
Задачи
административной юстиции полностью совпадают с общими задачами правосудия как одного из видов государственной власти в системе разделения властей, это рассмотрение и разрешение спора о праве, восстановление нарушенных субъективных прав граждан и организаций, укрепление законности в государстве.
В последнем значении
административная юстиция представляет собой разновидность судебной деятельности, поскольку осуществляется с соблюдением основных элементов судебного разбирательства.
Весьма широкими контрольными функциями обладают суды, особенно суды
административной юстиции, которые обособлены от судов общей юрисдикции.
Административная юстиция представляет собой особый организационно-правовой механизм, предназначенный для устранения конфликтных ситуаций в сфере публичного управления и обеспечения стабильности функционирования административной системы посредством судебного контроля за её возможными отклонениями от заданных нормами административного права параметров.
Дело в том, что в многочисленных научных изданиях акцент делается на освещении истории становления и развития
административной юстиции, особенностях и различиях существующих моделей, и крайне скупые сведения содержатся об его органическом элементе – административном судопроизводстве.
Это вид самозащиты в теории
административной юстиции называется «административная самозащита».
Если исходить из этих уточняющих признаков,
административная юстиция может быть определена как осуществляемая в особой административно-процессуальной форме деятельность судебных или иных юрисдикционных органов по разрешению административно-правовых споров, направленная на защиту субъективных прав, законных интересов и обеспечение законности в публичном управлении.
Организационный и формальный аспекты
административной юстиции тесно взаимосвязаны, первый подразумевает существование в составе государственного аппарата органов, созданных для разрешения споров о праве административном, второй предусматривает наличие специального процессуального порядка рассмотрения управленческих споров в этих органах.
Возможно, по мере гипотетического роста и институционального развития российской экономики
административная юстиция стала бы прототипом современной арбитражной системы.
Такой тип организации
административной юстиции называется в литературе системой смешанного характера.
Специфика процессуальных форм
административной юстиции обусловлена прежде всего объёмом правовых гарантий, обеспечивающих объективное и справедливое разрешение конфликта, а также право сторон на за щиту.
Соответственно, в качестве предмета
административной юстиции рассматривается только административный спор, и она понимается главным образом как административно-спорная (тяжебная), а не наказательная юрисдикция, тогда как предметом административного судопроизводства является – и административный спор, и правонарушение.
Главным критерием отнесения государственных органов к учреждениям
административной юстиции является критерий юрисдикционности их деятельности, т. е. критерий осуществления органом функции «правоговорения» в процессе властно-принудительного разрешения административных споров.
Многие исследователи становление
административной юстиции относят ко второй половине XIX – началу XX вв.
Это – то общее начало, которое связывает
административную юстицию с судебной властью и правосудием и характеризует её как разновидность правосудия, осуществляемого по специфическому предмету – административным спорам и в отличающемся от других видов правосудия порядке – в порядке административного судопроизводства.
Целью
административной юстиции является тот конечный результат, ради которого она создаётся как юрисдикционный механизм, функционирующий в форме административного судопроизводства или (и) квазисудебного административного производства.
Судебное административное право как право
административной юстиции имеет прочную историческую и теоретическую основу, заложенную в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Германская модель
административной юстиции предполагает обособление государственных судов, компетентных рассматривать дела, возникающие из административных и иных публичных отношений, не только от исполнительной власти, но и от общих судов, рассматривающих частноправовые споры.
Значительное место в учебнике отводится теоретическим вопросам
административной юстиции, раскрываются её основные функции и формы, описываются её основные модели в современном мире.
Необходимость
административной юстиции предопределяется спецификой претензий, возникающих в связи с принятием и применением норм административного права и основанных на них.
Эта система характеризуется тем, что функция
административной юстиции осуществляется в системе общей юрисдикции как единственно возможной, но посредством специализированных судей и специализированных подразделений общих судов.
Стоит только попытаться «социологически» выяснить существо
административной юстиции определённого государства.
Судебное административное право возникает из потребности в цивилизованном разрешении административных споров в судебном порядке, в полноценной защите субъективных публичных прав и обеспечении функционирования
административной юстиции как гаранта этих прав и законности в правовом государстве.
Начиная с этого момента и в течение долгого периода, который охватил весь XIX в., стала складываться автономная
административная юстиция, уполномоченная рассматривать споры с участием администрации.
В этой связи необходимо сделать небольшой экскурс в историю
административной юстиции.
По утверждениям учёного, элементы
административной юстиции были неизбежны и в средние века.
По существу, становление
административной юстиции находилось в зависимости от решения вопроса о том, кому должно принадлежать право контроля над действиями администрации – самой администрации либо судебной власти.
В этой связи, в юридической литературе начала XX в. основные формы
административной юстиции принято было называть французской, германской и английской формами.
По признанию французских учёных, для большинства французов
административная юстиция остаётся малоизвестным институтом, хотя она и призвана охранять их политические права и свободы.
Следуя материальному определению
административной юстиции, такой правовой акт, действие или бездействие органов и должностных лиц публичного управления могут быть оспорены только в том случае, если они являются незаконными, противоречащими нормам действующего законодательства, то есть представляют собой правонарушения.
По общему правилу к сфере действия
административной юстиции относятся безоговорочно все внешние административно-правовые отношения.
Административный процесс в органах
административной юстиции складывается из ряда стадий.
Иными словами,
административная юстиция разрешает споры (конфликты), возникающие в процессе административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти, когда гражданин (или другой субъект права) испытывает на себе неправомерное действие со стороны администрации и, направляя в административный суд исковое заявление, просит проверить законность совершенных органами управления и их служащими действий, а также принятых административных актов (управленческих решений).
Теоретические основы отечественной
административной юстиции были заложены в научных трудах государствоведов конца XIX – начала XX в.
Таким образом, действие
административной юстиции распространяется на особую сферу общественных публично-правовых отношений по поводу государственной власти и управления, отличных по своей материально-правовой природе от частных правоотношений.
Завершая характеристику материально-правовых признаков
административной юстиции, нельзя обойти вниманием ещё один её элемент – последствия рассмотрения спора в сфере публичного управления.
Таким образом, организационный аспект
административной юстиции конкретизирует материальный, указывая на то, что правовой спор в сфере публичного управления должен быть разрешён независимым от органов государственного и местного управления судом (общей юрисдикции или специализированным административным).