Чисто географические сведения его труда много дают для понимания экономики и
этнопсихологии стран и народов.
Тем не менее, мы сохраняем за тем предметом, что описывается в этой книге, название «Прикладная
этнопсихология».
Анализируются такие категории, как «национальный характер», закладываются основы
этнопсихологии, её влияния на создаваемый народом тот или иной тип цивилизации.
Введение более широкого и операционализированного по сравнению с «этнической идентичностью» понятия этноида и представления о степени его деформированности позволяет преодолеть недостатки дефиниции классической
этнопсихологии: «этническая идентичность» – «осознание своей принадлежности к определённому этносу» (Стефаненко, 1999, с. 20), т. е. простого самоопределения типа «я – русский», «я – немец» и пр., довольно произвольного «навешивания ярлыков» (Пезешкиан, 1993, с. 28).
Как мы уже отмечали, в современном «информационном» мире (Тоффлер, 1973) при нарастающей культурной и пр. неоднородности человеческих сообществ в рамках
этнопсихологии, исходящей из типологических представлений об этносах и этнических системах описание этнических особенностей и развития личности представляется затруднительным.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: антропоцентричность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Экономические и финансовые возможности страны входят в число решающих условий развития
этнопсихологии.
Совершенно очевидно, что исследование основ психологии китайцев и других факторов, традиционно обозначенных как статические и динамические компоненты
этнопсихологии, необходимо для более полного понимания многих проблем.
Другое направление западной
этнопсихологии связано с изучением личности в различных культурах.
Внутренниепричины проведения исследований по
этнопсихологии связаны с практическими запросами общества.
Поэтому
этнопсихология – комплексная наука, в которой сочетаются социология, история, антропология, фольклор и эпос, география и страноведение, филология и лингвистика, религиоведение, философия и геополитика.
Среди проблем
этнопсихологии важное место занимает особенность восприятия окружающего мира этнофором, и самое главное – его оценка этого мира во всех его проявлениях.
Кроме того, изучение
этнопсихологии приобретает важность в мире, где усиливаются националистические, экстремистские тенденции.
Важным научным понятием
этнопсихологии и психосоциологии является «этнопедагогика» – народный опыт воспитания новых поколений в соответствии со сложившимися традициями, обычаями и определённой этнокультурой.
Таким образом, общая
этнопсихология – это наука об общих механизмах этнопсихогенеза.
При всём разнообразии взглядов на предмет
этнопсихологии объективные этнические отличия психической деятельности продолжают существовать как научная проблема.
Интерес представляют исследования в области
этнопсихологии и антропологии.
Это обстоятельство обусловило некоторые особенности
этнопсихологии русского народа.
Вместе с тем, вышеперечисленные положительные изменения вовсе не означают ясности и однозначности в решении концептуальных вопросов
этнопсихологии: о предмете данной науки, её методах, категориальном аппарате, её дисциплинарной принадлежности и т. п.
Далее мы будем исходить из принятых в отечественной
этнопсихологии понятий и категорий, обращаясь там, где необходимо, к традиционным представлениям китайцев относительно «национального духа» и других понятий, выделяя в них общее и различное.
После выхода на этот уровень обработки материала
этнопсихологию можно будет считать научной дисциплиной, поскольку она будет описывать общие закономерности специфической этнопсихической деятельности.
Разрабатывая хронологически вширь и теоретически вглубь прежнюю научную проблематику, учёный, по его словам, пошёл «непроторенной тропой исторической
этнопсихологии».
Дж. Хониман (США) считает, что главной задачей
этнопсихологии является исследования того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях конкретного социального окружения.
Именно с этого направления
этнопсихология начала свой нелёгкий путь развития, завоёвывая новые страны и научные школы, выдвигая и отвергая различные гипотезы, совершенствуя методы и теории.
И именно такого рода интерпсихологические (или «интерсубъективные») факты и составляют новый предмет изучения будущей
этнопсихологии (Шпет 1996: 102).
Она сформирована исходя из задач человека и человечества, исторического пути и сформировавшейся
этнопсихологии русского народа.
Оно является характеристикой уровня развития, зрелости этноса, одним из признаков сформировавшейся
этнопсихологии.
Тем самым формально было снято табу с этнопсихологических исследований, однако неразработанность методического и категориального аппарата, отсутствие подготовленных специалистов и некоторые другие факторы обусловили крайне медленные темпы возрождения
этнопсихологии.
С точки зрения формирования
этнопсихологии и многовекового этногенеза, армяне всегда находились на перекрёстке цивилизаций и военных путей.
Причём последние в контексте
этнопсихологии мы будем рассматриваем, прежде всего, с точки зрения его формальных черт, а не содержания, и поэтому определение «традиционный» мы будем в равной мере относить и к крестьянской общине, и к некоторым индустриальным обществам.
Особенно полезным изучение
этнопсихологии оказывается при конструировании методик профотбора.
Дальше нужны специалисты по сравнительной
этнопсихологии и истории культур, чтобы можно было прикинуть хотя бы вчерне, что собой представляют местные государства и чего можно от них ожидать?
Что это за сущность и из чего она складывается, изучается довольно новой, но широко не известной наукой
этнопсихологией.
Однако, несмотря на своей интерес к проблемам адаптации,
этнопсихология считает эволюционизм в целом устаревшей и научно недоказанной теорией.
Особую ценность в наше время разрастающейся политкорректности
этнопсихология приобрела для педагогов и психотерапевтов.
Без учёта особенностей этой формы движения материи мы не сможем найти ключ к разгадке
этнопсихологии ни в практическом, ни в теоретическом плане.
Вот тогда, чтобы понять таких простых деревенских дедков, я занялся
этнопсихологией.
Далее, представим описания
этнопсихологии тувинцев и коми-народа, касающиеся психологического облика указанных этносов.
Фактически методология современных исследований по этнологии и
этнопсихологии основана именно на идеальной типологии этносов.
Издаются и переиздаются его труды, по намеченным им направлениям и разработанным концепциям защищаются диссертации, современные исследования в философии, психолингвистике,
этнопсихологии испытывают сильнейшее влияние его идей.
Деменье и изданная им в 1772 г, является первым специальным трудом по описательной
этнопсихологии и психосоциологии.
Аналогично каждая сфера жизнедеятельности человека через призму
этнопсихологии обретает особые вариации, тонкости и специфику.
Вместе с этим необходимо учитывать, что к
этнопсихологии примыкают смежные дисциплины, такие как этнолингвистика, этнополитика, а подчас и довольно специфические и узконаправленные, как, например, этнозоология.
Как любая наука,
этнопсихология имеет предмет исследования и методологию.
Поскольку
этнопсихология работает на стыке двух наук, то необходимо использовать терминологию и методологию обеих.
Существенное место в этой группе занимает
этнопсихология,или наука о тех особенностях, которыми отличаются психические процессы в различных исторических формациях и укладах и в условиях различных культур.
Современная антропология, этнология, этносоциология и
этнопсихология признают существование еврейского народа именно по этому признаку – религии (иудаизма), образующей уникальную еврейскую культуру и жизненный уклад, – хотя в XX веке у евреев наконец появилась и собственная территория.
Выступая в качестве междисциплинарной области знаний,
этнопсихология включает в себя элементы таких наук, как этнография, антропология, психология, биология, психиатрия, социология, что накладывает отпечаток на способы анализа и интерпретацию эмпирических данных.
Этническое самосознание является наиболее устойчивым элементом
этнопсихологии, поскольку формируется на основе общности происхождения, языка, культуры и быта ещё при первобытнообщинном строе как самосознание рода, племени и существует до настоящего времени.
При постановке научной проблемы по
этнопсихологии указывается её актуальность и недостаток информации по ней (или её противоречивость); даётся описание проблемной ситуации, и она формулируется в общенаучных и этнопсихологических терминах.
Чтобы сделать предмет исследования в
этнопсихологии ясно выраженным (эксплицитным), чётким и определённым, необходим его анализ.