Такое повышенное внимание к календарной словесности совпадает с периодом становления русской
фольклористики и этнографии.
Одна из важнейших и труднейших задач
фольклористики – это исследование внутренней структуры произведений, короче говоря, изучение композиции, строя.
В связи с этим граница между антропологией и
фольклористикой стала несколько размытой.
Ни литературоведческая, ни этнографическая, ни музыкальная
фольклористика в отдельности не могут решить всех стоящих перед нашей наукой задач.
На самом же деле
фольклористика как базисный пласт мировой культуры – явление не просто ёмкое, но в полном смысле необъятное и неисчерпаемое.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пьезометрический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одновременно с этим он занимается научной работой, публикуются его исследования по русской истории, славянской мифологии, сравнительной
фольклористике.
Литературная
фольклористика изучает литературу в рамках народных нравов и обычаев, а также обычаи, которые встречаются в произведениях народной литературы, и народную литературу в целом.
Представление о предмете
фольклористики при этом также варьирует.
Между тем возможны совершенно иные способы возникновения поэтических произведений, и изучение их составляет одну из основных и весьма сложных проблем
фольклористики.
Дискуссии о формах и способах такой экспликации и определяют собственно теоретическую основу
фольклористики как науки.
Фольклористика второй половины XIX века подпитывалась схожими убеждениями – верой в подспудную мудрость, прозреваемую за складом народной словесности.
Именно в тот период были разработаны учебные программы, в основу которых легли материалы
фольклористики, этнологии, лингвистики.
Западные учёные часто пользуются концепциями
фольклористики для изучения народной литературы.
Если у первой изучение происходит с позиции
фольклористики, то у второй – с позиции литературоведения.
Этим термином в современной
фольклористике и этнолингвистике принято обозначать «вербально оформленные демонологические представления» [Виноградова-2004, 10].
Объём понятия «народ» при этом может существенно разниться – примеры тому легко отыскиваются и в истории отечественной
фольклористики, некогда хрестоматийно определявшей дореволюционный русский фольклор как творчество «всех слоёв населения, кроме господствующего», а послереволюционный – как «народное достояние в полном смысле этого слова».
Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и – наиболее чисто – в народной поэзии, стоит у истоков
фольклористики.
Мировоззрение карелов исследуется не только на основе текстов, включённых в сборник, но также привлекается информация из других жанров (эпических песен, заговоров, причитаний, сказок, паремий) и смежных с
фольклористикой наук (этнографии, языкознания).
Фольклор вербальный(от лат. verbalis: «устный, словесный») – словесно-поэтическое творчество народа, предмет исследования филологической
фольклористики; синонимы: «устное народное творчество», «народная поэзия» и устаревший «народная словесность».
Со второй половины XIX века, когда появилась наука о народной традиционной культуре (она называется
фольклористикой от английского слова folklore, дословно – «народная мудрость»), русские учёные стали ездить по деревням и записывать рассказы крестьян о леших, домовых, водяных, чертях и русалках.
Каков в этих случаях зазор между «объективностью» фольклорного содержания и его идеологическим ангажементом – один из наиболее сложных вопросов
фольклористики.
Жанровые классификации в
фольклористике относительны уже потому, что большинство терминов, которые в ней используются, изобретены (как, собственно, и сам термин «фольклор») не носителями и творцами фольклора, а литераторами и учёными.
Риск таких противоречий в рассуждениях о фольклоре, по-видимому, неизбежен, поскольку понятие жанра в
фольклористике обусловлено не только «объективным» существованием фольклора, но также его идеологической, научной, общественной и иной востребованностью в значении данного жанра.
Первое, самое крупное направление представлено
фольклористикой, в рамках которой ещё с XIX в. исследуются календарные народные обычаи и обряды, устное народное творчество, содержащее религиозные и псевдорелигиозные компоненты, особенности мифологии и мифопоэтического мировосприятия, народные поверья, приметы и суеверия, заговоры, магическое письмо и т. д. и т. п.
Распределение по исключающим друг друга признакам в
фольклористике применяется, например, при разбивке жанров (загадки, пословицы, заговоры и т. д.).
Вот почему в области
фольклористики сформировались особые научные дисциплины о них – паремиология и сказковедение.
Много интересных историй из экспедиций знает
фольклористика.
Она предполагала, что воззрения ведьм были до некоторой степени основаны на фактах, и пыталась восстановить их на основе методов
фольклористики и сравнительной мифологии.
В этих эссе выстроена своеобразная методология историко-культурологического дискурса, позволяющая сделать научные открытия в переосмыслении хрестоматийных стандартов
фольклористики.
Сборники, статьи, исследования, диссертации, рецензии дают представление о сборе и изучении украинского фольклора в стране и становлении украинской
фольклористики.
Именно в 1920-е годы российская
фольклористика постепенно приобретает статус отдельной дисциплины, а её предмет начинает восприниматься специалистами в эссенциалистском ключе – как «особая форма творчества» и даже область культуры, живущая по своим собственным законам.
Большой вклад в развитие
фольклористики сделали и другие школы: миграционная, антропологическая, историческая.
Фольклористика нашла и зафиксировала загадку на излёте древней традиции.
Собирание народного творчества, нараставшее с XVI по XVIII век, стало филологической дисциплиной
фольклористикой в начале XIX века.
Филологической школе в
фольклористике удалось сделать много: во-первых, зарегистрировать целые устные традиции загадки, когда они были на пороге исчезновения; во-вторых, указать, осмыслить и обобщить отличительные особенности языка загадки; в-третьих, осуществить важные первые шаги в понимании особенной структуры загадки; и, в-четвёртых, на этой основе выстроить структурную классификацию загадки для данной традиции.
Поскольку народные традиции демонстрируют высочайшую степень универсальности своих знаковых кодов и всей своей структурной организации, типологические исследования в этнологии и
фольклористике весьма продуктивны и продолжают иметь хорошие перспективы.
Сравнительной
фольклористикой накоплен огромный материал такого рода; на его основе сделан ряд масштабных эмпирических обобщений (прежде всего, в виде каталогов сюжетов и мотивов).
Для него
фольклористика никак не отделялась от последующей, т.н. авторской или «личной» литературы.
Фольклорные мотивы, как это установила
фольклористика ещё в XIX веке, поистине универсальны, особенно если взять семантические признаки в их более абстрактной форме.
Хотя зачастую с излишне прямолинейной «психоаналитической семиотикой» Дандеса можно не соглашаться, очевидно, что сама по себе проблема содержательной интерпретации «коллективизированной фантазии» была и остаётся одним из наиболее значимых аспектов
фольклористики как научной дисциплины.
Переживают расцвет
фольклористика и археология.
Российские исследователи русской народности второй половины XIX столетия в таком понимании «духовной культуры» – на материале литературных и фольклорных текстов – сделали важный шаг на пути переосмысления понятий «народный» и «национальный», хотя подобная интерпретация народного творчества с этой точки зрения была общей тенденцией европейской
фольклористики этой эпохи.
То есть то, что впоследствии было названо
фольклористикой, было «бездельем» для всех, без исключения, слоёв общества и принималось лишь с неким реверансом извинения.
Сбор информации может занять десятилетия, но без этого говорить о науке
фольклористики невозможно.
Если еврей случайно попадал в фокус
фольклористики, то вне его реальной жизненной ситуации, но как антисемитская карикатура, воплотившаяся в народных песнях и повествовательных жанрах3.
Под мифами понимаются
фольклористика и образные представления.
Они являются неотъемлемой частью топонимии края, культуры народа, продуктом творчества, а поэтому должны быть исследованы методами географической культуры, топонимики и
фольклористики одновременно [153].
Как самостоятельная наука казахская
фольклористика появилась на рубеже 18 и 19 веков.