Как было сказано,
семиотика культуры изучает знаки прежде всего в их коммуникативной, а не познавательной функции.
Краеведы-практики исследуют и описывают природные и рукотворные ландшафты, изучают то, как человеческое общество и окружающая среда влияют друг на друга, и расшифровывают
семиотику пространства.
Этот процесс в невербальной
семиотике получил название окультуривание тела.
Исторически наука
семиотика возникла гораздо позднее, чем люди начали размышлять о знаках.
Этот опыт, в свою очередь, стал арсеналом для политической
семиотики XIX–XX вв.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: катедер-социализм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Особенно ярко эти тенденции проявились в последней трети XX в. благодаря развитию
семиотики, а также целого ряда новых философских школ – упомянутой выше аналитической философии, философии текста и т. д.
Эвокация античной гражданственности требовала не только возрождения и воплощения определённых идей, но и всей культурной
семиотики античной свободы.
Упомянем несколько имён и концепций, значимых для становления художественной
семиотики.
О причине включения в неё итальянского
семиотика стоит сказать пару слов.
В дальнейшем
семиотика стала находить не только познавательные, но и коммуникативные знаки в живой природе.
В разнообразных, внутренне сложных и пёстрых объектах, с множеством разноплановых чёрт, свойств, характеристик,
семиотика позволяет выделить главное и существенное.
Обратимся к основным идеям
семиотики, относящимся к эстетической деятельности.
Это то, что до всякого семиозиса
семиотика может и должна изучать, только если некая система ограничивает число возможностей, приводя это нечто к форме.
Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах
семиотики.
К тому же в 1971 году я опубликовал исследование «Формы содержания», частично, а местами значительно, переработав настоящий текст, а в 1975 году упорный труд над подготовкой английского (также расширенного) издания «Отсутствующей структуры» закончился тем, что я сдал в печать «Трактат по общей
семиотике», который, трактуя проблемы, поставленные в этой книге, и не отказываясь от некоторых выводов, всё же представляет собой совершенно новую работу.
Корни современной
семиотики можно найти в работах языковедов-философов XIX–XX вв.
За рубежом исследования в области
семиотики довольно широко распространены.
Обратим внимание, что здесь вполне уверенно уже используются соссюровские семиотические термины, при этом делается важное наблюдение о частом совпадении означающего и означаемого в художественном объекте (тезис, который будет в дальнейшем уточняться всей
семиотикой искусства).
Наконец, отечественная школа
семиотики культуры, чьё воздействие признают важнейшие представители нового историзма, отказывается и от упрощённой веры в эстетическую автономию литературы, и – в полемике с официальным марксизмом – от подхода к ней как типическому отражению заданной социальной реальности.
Это ни в коей мере не история понятия значения или подходов к языку в мировой науке, а тем более – не история
семиотики.
Итак, синтактика (от греч. – стоящий по порядку, приводящий в порядок) – раздел
семиотики, посвящённый рассмотрению и изучению чисто структурных свойств знаковых систем с точки зрения их синтаксиса (безотносительно к их интерпретациям, служащим предметом изучения семантики, и к проблемам восприятия и использования знаковых систем как коммуникативных средств в рамках прагматики).
На языке
семиотики можно сказать, что роман для него является значимым целым (текстом) за счёт различительных отношений его означающих – в данном случае в хронологической последовательности, а не через данную целостность означаемого, то есть мира как уже данного, концептуально значимого целого.
Основы
семиотики заложили представители европейского структурализма 1920–1930-х гг.
Этическая и эстетическая задачи
семиотики культуры.
Соединение в рамках
семиотики столь широкого разнообразия объектов изучения связано с фиксацией внимания на определённом их аспекте – на рассмотрении их именно как систем знаков, в конечном счёте служащих (или могущих служить) для выражения некоторого содержания.
Мода изучается и как знаковая система, являющаяся выражением смысла (Ю. Лотман), и как определённая обработка социальной информации (Л. Петров), рассматривается с позиции
семиотики.
Одна из важнейших проблем
семиотики состоит в выяснении того, в какой мере эти уровни исследования взаимосводимы друг к другу.
Специальное понятие
семиотики (науки о знаках) и ряда других дисциплин; стереотип, штамп в человеческом мышлении, освящённый культурно-исторической традицией; устойчивое, часто образное, символическое, представление о чём-либо.
Тем самым сформировался собственный объект
семиотики и было положено начало структурному изучению знаков: наука стала задаваться конкретными вопросами о том, из чего они состоят и как действуют в процессе мышления.
Язык и религия: две
семиотики, два образа мира, две стихии в душе человека, уходящие корнями в подсознание, два самых глубоких, несхожих и взаимосвязанных начала в человеческой культуре.
Но им для исследований необходим категорийный аппарат
семиотики.
Среди философских дисциплин, влияющих на изучение
семиотики, выделяется культурная антропология, изучающая коммуникацию посредством любых сообщений.
Между тем сам характер материала и стратегия научного поиска, ориентированного прежде всего на внутренние задачи лингвистической
семиотики, ограничивают возможности прямого использования данного опыта для анализа изобразительных форм иного уровня сложности.
Но нынешнее состояние науки (
семиотика текста, невероятно бурно развиваясь в последнее десятилетие, достигла устрашающей изощрённости) не позволяет мне скрывать ряд проблем, остающихся неразрешенными.
Воскрешение этих ростков было осуществлено уже в 1960‐е годы в «оттепельной» советской
семиотике.
Наблюдатель фиксирует событие непосредственно, через присутствие и участие, или опосредованно, через текст, видео, аудио, социальную
семиотику, приборы, тесты и т. д.
Любая экзистенциальная
семиотика является внешней коммуникацией внутренней функции – долженствования быть.
Все шесть лет прошли в изучении теории предметов, которые мне были абсолютно не нужны – старославянский язык, латынь, теория и практика коммуникации, невербальная
семиотика.
Выражаясь языком
семиотики, не было социокультурных грамматик.
Заканчивается эта книга анализом
семиотики искусства буддизма.
Попытка обозначить знак пробела другим знаком, по мнению исследователя, ведёт к построению иной знаковой системы, новой
семиотики и, в итоге, появлению нового типа сознания.
Значения
семиотики – ловко выставленные на продажу, обработанные умелой рукой цветы, неизвестно откуда взявшиеся и как появившиеся.
Задачей настоящей работы является исследование формальных логических систем, в также возникающих в этих системах парадоксов с точки зрения
семиотики.
В введении затрагиваются общие вопросы
семиотики права – связи с постмодернистским дискурсом права и семиотической теорией.
Пространственная
семиотика вообще и её семиологический уровень в особенности имеют своим предметом эти способы семиотизации пространства.
Он представляет особую ипостась реальности, которой и должна заниматься
семиотика города.
Анализ последнего и его связей с кодовыми средствами составляет, в частности, предмет
семиотики изображений.
Предмет исследований в сфере визуальной
семиотики города составляют традиционные (стихийные) и планомерные (рефлексивные) стратегии и способы организации жизненного пространства как визуального текста (или гипертекста), принципы его зонирования и иерархической упорядоченности, системы организации и функционирования оптически фиксированных смысловых ориентиров (ценностных, мнемонических, статусных и т. д.), формы визуальной презентации городской и региональной идентичности, визуально-символические и графические языки города, а также эффекты их кооперации.
Но мы не считаем, что здесь она каким-то образом изменяет свою изначальную позицию, высказанную в «Философских вопросах
семиотики».