Однако к тому времени, как японцы начали искренне перенимать учение, ведущие китайские наставники уже считали, что
чань умирает.
Это, бе-зусловно, вдохновляло их на изучение
чань, и большинство их в течение пяти-шести лет вернулись домой.
Так, некоторые буддистские учения (в особенности такие интеллектуальные направления, как шуньявада (или мадхьямика), татхагатагарбха и дхьяна (китайское
чань и/или японское дзен)), даосская философия и многие другие теоретические системы и трансцендентальные течения оперируют с тождественными – в той или иной степени – диалектическому подходу гносеологическими методологиями.
Потерял
чань и первоначальную чистоту метода; его эффективность и действенность замутняли невероятно усилившиеся запутанность и формализация.
Смысл её речей был настолько сокровенен, словно высказывания мастеров школы
чань, что зачастую их было невозможно понять.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: маслюк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Памятование – цель наших изысканий в этой книге – играет главную роль и в теории, и в практике традиций
чань, дзэн и ваджраяны.
В настоящее время большинство корейских последователей
чань и некоторые из числа китайских изучают мадхьямаку – философию срединного пути.
Так возник один из видов цигун –
Чань цигун, который практикуют буддистские монахи.
Школа китайского буддизма
чань (яп. «дзэн»), возникшая на рубеже V–VI вв. н. э., считается одной из самых китаизированных школ.
Ранние мастера
чань опирались на «Ланкаватара-сутру» и на сутры праджняпарамиты, такие как «Важраччхедика-сутра».
Они указывают на то, что многие принципы
чань имеют аналоги в махаянских учениях.
Основой практики он полагал «недеяние» (ю вэй), под которым подразумевал «всматривание в собственную природу», то есть практику
чань буддизма, а всякое внешнее благочестие как «деяние» (ю вэй) отвергал.
Под
чань невозможно «подделаться», равно как невозможно имитировать естественность самого акта жизни.
В китайской школе
чань популярна и «Шурангама-сутра».
Разумеется, идея пустоты характерна для всех школ северного буддизма, но только в секте
чань (дзэн) она безоговорочно определяет характер психологической практики и оценку переживаний в изменённых состояниях сознания.
Аналогии из
чань бессчётны.
Отсутствие этого процесса – недвойственность, или адвайта, при которой ум не затронут концептуализированием, – есть возвращение к целостному уму, называемому «истиной
чань».
Чань указывает, что просветления возможно достичь в этой жизни без каких-либо дополнительных рождений, после чего человек продолжит жить дальше в «эмпирическом бытии».
Это не означало, однако, что защитники
чань полностью исчезли.
Когда я начал изучать
чань, горы перестали быть горами, а реки – реками.
Кроме того, многие исследователи отмечают, что
чань развился под влиянием даосизма, который оказал значительное воздействие на формирование дзэнской философии.
– Наверное,
чань чжамён очень острый.
Чтобы не забегать слишком далеко вперёд, ограничусь здесь лишь общим замечанием: первое, что роднит
чань и христианство, это чистота креативного принципа, для которого характерна нацеленность на творческое преображение личности и её направленность на глубинные уровни сознания, в которой форма играет второстепенную и подчинённую роль.
Однако если говорить о тех, кто исторически стоял наиболее близко к идеалу «нищих духом», то в первую очередь вспоминаются адепты и наставники
чань, в наибольшей степени реализовавшие принцип «наполненного безмолвия».
Зарождение христианства – это первый век нашей эры, а
чань оформился в начале шестого.
Моё отношение к конфуцианству раздваивалось, я сочувствовал конфуцианству в споре с легизмом и сочувствовал
чань в споре с конфуцианством.
Чань цао, чу гэнь – «Пропалывая сорняки, вытаскивай их с корнем».
Этот дух
чань проиллюстрирую тремя стихотворениями, приоткрывающими словно бы три ипостаси чаньского умонастроения.
Методы развития медитативного покоя существуют не исключительно в буддийских традициях тхеравады, тибетской ваджраяны, китайского
чань- и японского дзэн-буддизма.
К тому же они вышли на историческую арену гораздо раньше и сыграли (особенно даосизм) важную роль в формировании школы
чань как особого направления в китайском буддизме.
С другой стороны, некоторые исследователи утверждают, что
чань имеет более глубокие связи с китайским буддизмом и культурой, хотя и восходит к махаяне.
Это положение дел, известное как движение «Серия разума» (sems sde), возникло в первую очередь из буддийской тантры, представленной тантрами махаяны, но также находилось под воздействием других источников, включая китайский
чань и местные элементы, которые могли быть неизвестны.
– О да, он прекрасен, твой
чань чжамён.
Наряду с тибетским буддизмом, широко распространены китайский буддизм
чань и японский – дзён.
Случайно ли, что парадоксальный «цвет православия» – юродивые, весьма близкие по архетипу мышления и методу жизни иным мастерам
чань, пребывали большей частью в зоне сплошной немоты, прерываемой изредка взрывами абсурдистики?
Традиции китайского
чань, японского дзён, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и практике.