Однако к тому времени, как японцы начали искренне перенимать учение, ведущие китайские наставники уже считали, что 
чань умирает.        
     
            
        Это, бе-зусловно, вдохновляло их на изучение 
чань, и большинство их в течение пяти-шести лет вернулись домой.        
     
                            
                    
        Так, некоторые буддистские учения (в особенности такие интеллектуальные направления, как шуньявада (или мадхьямика), татхагатагарбха и дхьяна (китайское 
чань и/или японское дзен)), даосская философия и многие другие теоретические системы и трансцендентальные течения оперируют с тождественными – в той или иной степени – диалектическому подходу гносеологическими методологиями.        
     
            
        Потерял 
чань и первоначальную чистоту метода; его эффективность и действенность замутняли невероятно усилившиеся запутанность и формализация.        
     
            
        Смысл её речей был настолько сокровенен, словно высказывания мастеров школы 
чань, что зачастую их было невозможно понять.        
     
                    
        
                    
        
    
    
        
            
            Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
        
        
            
                    
                    
                        Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
                     
                    
                        Вопрос: стемнеться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?                    
 
                    
                    
                                 
         
     
                                
        Памятование – цель наших изысканий в этой книге – играет главную роль и в теории, и в практике традиций 
чань, дзэн и ваджраяны.        
     
            
        В настоящее время большинство корейских последователей 
чань и некоторые из числа китайских изучают мадхьямаку – философию срединного пути.        
     
            
        Школа китайского буддизма 
чань (яп. «дзэн»), возникшая на рубеже V–VI вв. н. э., считается одной из самых китаизированных школ.        
     
                            
                    
        Ранние мастера 
чань опирались на «Ланкаватара-сутру» и на сутры праджняпарамиты, такие как «Важраччхедика-сутра».        
     
            
        Основой практики он полагал «недеяние» (ю вэй), под которым подразумевал «всматривание в собственную природу», то есть практику 
чань буддизма, а всякое внешнее благочестие как «деяние» (ю вэй) отвергал.        
     
            
        Под 
чань невозможно «подделаться», равно как невозможно имитировать естественность самого акта жизни.        
     
            
        В китайской школе 
чань популярна и «Шурангама-сутра».        
     
            
        Разумеется, идея пустоты характерна для всех школ северного буддизма, но только в секте 
чань (дзэн) она безоговорочно определяет характер психологической практики и оценку переживаний в изменённых состояниях сознания.        
     
            
        Аналогии из 
чань бессчётны.        
     
            
        Отсутствие этого процесса – недвойственность, или адвайта, при которой ум не затронут концептуализированием, – есть возвращение к целостному уму, называемому «истиной 
чань».        
     
            
        Чань указывает, что просветления возможно достичь в этой жизни без каких-либо дополнительных рождений, после чего человек продолжит жить дальше в «эмпирическом бытии».        
     
            
        Это не означало, однако, что защитники 
чань полностью исчезли.        
     
            
        Когда я начал изучать 
чань, горы перестали быть горами, а реки – реками.        
     
            
        – Наверное, 
чань чжамён очень острый.        
     
            
        Чтобы не забегать слишком далеко вперёд, ограничусь здесь лишь общим замечанием: первое, что роднит 
чань и христианство, это чистота креативного принципа, для которого характерна нацеленность на творческое преображение личности и её направленность на глубинные уровни сознания, в которой форма играет второстепенную и подчинённую роль.        
     
            
        Однако если говорить о тех, кто исторически стоял наиболее близко к идеалу «нищих духом», то в первую очередь вспоминаются адепты и наставники 
чань, в наибольшей степени реализовавшие принцип «наполненного безмолвия».        
     
            
        Зарождение христианства – это первый век нашей эры, а 
чань оформился в начале шестого.        
     
            
        Моё отношение к конфуцианству раздваивалось, я сочувствовал конфуцианству в споре с легизмом и сочувствовал 
чань в споре с конфуцианством.        
     
            
        Чань цао, чу гэнь – «Пропалывая сорняки, вытаскивай их с корнем».        
     
            
        Этот дух 
чань проиллюстрирую тремя стихотворениями, приоткрывающими словно бы три ипостаси чаньского умонастроения.        
     
            
        Методы развития медитативного покоя существуют не исключительно в буддийских традициях тхеравады, тибетской ваджраяны, китайского 
чань- и японского дзэн-буддизма.        
     
            
        К тому же они вышли на историческую арену гораздо раньше и сыграли (особенно даосизм) важную роль в формировании школы 
чань как особого направления в китайском буддизме.        
     
            
        Это положение дел, известное как движение «Серия разума» (sems sde), возникло в первую очередь из буддийской тантры, представленной тантрами махаяны, но также находилось под воздействием других источников, включая китайский 
чань и местные элементы, которые могли быть неизвестны.        
     
            
        – О да, он прекрасен, твой 
чань чжамён.        
     
            
        Наряду с тибетским буддизмом, широко распространены китайский буддизм 
чань и японский – дзён.        
     
            
        Случайно ли, что парадоксальный «цвет православия» – юродивые, весьма близкие по архетипу мышления и методу жизни иным мастерам 
чань, пребывали большей частью в зоне сплошной немоты, прерываемой изредка взрывами абсурдистики?        
     
            
        Традиции китайского 
чань, японского дзён, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и практике.