Это даёт основания для оптимистической оценки перспектив развития учения о вещном праве в отечественной
цивилистике.
Что касается выдвинутых в цивилистической науке различных теорий, объясняющих сущность юридического лица, то прежде всего необходимо отметить, что их подавляющее большинство появилось ещё в германской
цивилистике XIX в.
Кто уважает немецкую школу
цивилистики, поднимет труды немецких учёных.
Отсутствие в современной российской
цивилистике единой, общепризнанной теории вещных прав проявляется в высказываемых до сих пор сомнениях по поводу необходимости самой этой категории, в появлении в теоретической литературе мнений о том, что вещным правом является «любое титульное владение», что стороны договора могут создавать новые вещные права, не известные закону, и т. д., не говоря уже о конкретных видах прав, которые разные авторы считают вещными.
Таким образом, анализ влияния судебной практики на формирование принципов обязательственного права – ещё одна важная задача современной
цивилистики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: буферность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Советская
цивилистика предложила для принципов гражданского права ряд новых дефиниций.
Иначе говоря, можно сказать, что уже в дореволюционный период развития
цивилистики возникает суждение о том, что принципы могут и не быть прямо закреплены в законе, но вытекают из его основных идей, смысла, направленности на решение конкретных задач.
Теоретические положения в ходе изложения материала подкрепляются анализом прецедентных решений российских судов и проблемных вопросов
цивилистики.
Вместе с тем охрана публичных интересов как специальное направление гражданско-правового воздействия на регулируемые данной отраслью права имущественные и личные неимущественные отношения не получила комплексного исследования ни в отечественной, ни в зарубежной
цивилистике.
Методологическая модель в рамках
цивилистики может различаться за счёт индивидуализации необходимого для гражданско-правовых исследований набора методов, методик, методологических компонентов, стереотипов и ценностей, которые изымаются из общеправовой методологии, а не создаются самой цивилистической наукой.
Конструкция юридического лица – одного из главных участников гражданско-правовых имущественных отношений до сих пор остаётся в отечественной
цивилистике предметом разнообразных дискуссий, а общепризнанного подхода к её раскрытию пока так и не создано.
Не зная истории
цивилистики, можно было бы сказать, что это следствие публичного характера исключительно социалистического гражданского права.
В этот период он начал активно заниматься
цивилистикой, разрабатывая научные проблемы гражданского права.
Такая теоретическая неясность в отечественном дореволюционной
цивилистике предопределена смешением в одном понятии сущности договора подряда и поставки: «Подряд или поставка есть договор, по силе которого одна из вступающих в оный сторон принимает на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие или поставить известного рода вещи, а другая, в пользу которой сие производится, учинить за то денежный платёж» (Зак. гражд., ст. 1737).
Проблемы, связанные с классификацией договоров, относятся к числу давних проблем
цивилистики.
Классики русской
цивилистики предприняли попытку глубокой систематизации учений о данной конструкции и выработали следующую методологию объяснения её сущности: определение факультативных обязательств давалось через призму их отличий от альтернативных; специфика их структуры объяснялась наличием только одного предмета исполнения с правом его замены; императивно предусматривалось, что право на замену исполнения принадлежит исключительно должнику.
Мы убеждены, что научно-исследовательская работа в области
цивилистики может носить действительно научный характер только на материалистической основе.
С точки зрения классической
цивилистики это теоретически и практически было невозможно: если гражданское право всегда было частным, его нельзя сделать публичным.
Вместе с тем следует отметить, что при кажущейся простоте идеи вопросы происхождения векселя и вексельного обязательства, их места в гражданском праве являются достаточно сложными и требуют более глубокого и детального исследования с учётом достигнутого на сегодняшний день уровня
цивилистики и векселистики как одного из её разделов.
Именно на базе теоретических и практических разработок российских учёных XIX – начала XX вв., впитавших в себя как многовековой опыт развития отечественной государственно-правовой модели, так и все лучшие, действительно пригодные для российской почвы достижения европейской
цивилистики, к 1914 г. были подготовлены проекты российского гражданского уложения – выдающиеся по содержанию и юридической технике образцы законотворчества, не реализованные в своём оригинальном виде в связи с последовавшей чередой трагических событий нашей истории, но впоследствии во многом воспроизведённые осуществлёнными в 1922, 1964, 1991 и 1995–2001 гг. кодификациями российского гражданского законодательства.
Причины, по которым возможные негативные последствия всё же не возникают, французская
цивилистика видит в комплексе экономических, социальных и культурных предпосылок и гарантий, в условиях которых эта практика имеет место.
Ведь многие отрасли в
цивилистике являются искусственно отделёнными от гражданского права, другие же – попросту «химеры», сложенные из норм различных отраслей, которые нельзя назвать ни полноценными подотраслями ни институтами.
Представляется, что в результате удалось ответить на некоторые вопросы, побудившие заняться изучением
цивилистики как особого научного направления, хотя, конечно, сложность вопросов и авторский подход к поиску ответа не позволяют гарантировать абсолютной истинности сделанных выводов.
Советские учёные внесли существенный вклад в развитие методологии
цивилистики, однако с изменением экономического уклада, обновлением законодательства, изменением идеологии наука гражданского права тоже должна меняться, в том числе в своей методологической части.
В современной отечественной
цивилистике отмечается, что «как и всякая другая, условная сделка – юридический факт, и, следовательно, не может не порождать правовых последствий», стороны состоят в правовой связи, так как с этого момента не допускается произвольное отступление от соглашения и совершение условно обязанным лицом действий, создающих невозможность наступления условия.
Справедливости ради, следует отметить, что в русской и современной российской
цивилистике нет единого мнения по поводу абстрактных обязательств и сделок.
Нередко же в установлении границы между публичным и частным правом современная буржуазная
цивилистика обходится даже без указаний на особенности метода регулирования, сводя всю проблему к субъектному составу соответствующих отношений.
Формулируется вывод о том, что русская и германская
цивилистика основывается на переработанном германскими пандектистами римском частном праве.
Такое противоречие в позиции автора связано с методологическими просчётами в работе и прежде всего с нигилистическим отношением к основным, фундаментальным понятиям
цивилистики.
Секундарные права в зарубежной
цивилистике принято делить на две группы.
Виды гражданских правоотношений и метод гражданско-правового регулирования // Антология уральской
цивилистики.
Сконструированные в
цивилистике научные рамки, или же картины восприятия реальности, оказываются чрезмерно фикционными, упрощёнными, лишёнными динамики, всегда присутствующей в правовой реальности.
Во-вторых, система постулатов, свойственных для нормальной цивилистической науки приводит к тому, что основной по-прежнему остаётся догматическая
цивилистика, для которой рассуждения о должном исключаются.
От интеграции достижений криминалистики с достижениями отраслевых юридических наук вполне можно ожидать полноценного развития и «криминалистики защиты», и «криминалистики обвинения», и «криминалистической
цивилистики», и, возможно, других направлений научных исследований, объединённых в систему с условным названием «прикладная криминалистика».
Сложившуюся ситуацию реально изменить, если избавить методологию исследования от чуждых
цивилистике подходов.
Деление обязательств на договорные (ex contractu) и внедоговорные, т. е. из правонарушения (ex delicta), в
цивилистике признаётся классическим со времён римского права.
Российская
цивилистика осталась в стороне от решения обозначенных проблем.
Тем не менее, принимая этот постулат на уровне высокой абстракции, при решении конкретных правовых проблем заимствование чуждых российской
цивилистике концепций осуществляется достаточно активно.
Два выдающихся правоведа и политических деятеля, участвовавших в законотворческой деятельности как вне, так и внутри парламента, творивших в разных политических формациях, два корифея
цивилистики и теории права, предложили по сути схожие признаки законов.
Классическая и «незамутненная» политикой права
цивилистика в духе пандектной научной методологии потребует воспринимать эти нормативные импликации в качестве механических дедукций из якобы априорных постулатов и откажется их критически обсуждать.
Поэтому задача
цивилистики видится в очерчивании круга тех интересов, нарушение или оспаривание которых допускает применение мер гражданско-правовой защиты.
Наследственное право является одним из старейших институтов мировой
цивилистики.
Как и в случае с
цивилистикой комментарии канонистов не только уточняли, но и развивали смысл авторитетного источника и тем самым способствовали развитию доктрины в изменяющихся социальных условиях.
Необходимо отметить, что существование общества, состоящего из одного лица, многими классиками российской
цивилистики вообще ставится под сомнение, как противоречащее целям создания юридического лица, как инструмента согласования интересов участников и гарантирования их интересов.
Всё это положительно отразилось на укреплении и развитии казахстанской
цивилистики, формировании местных научных кадров.
Впервые в отечественной
цивилистике подробно исследован генезис самозащиты и самоуправства, показаны причины и критерии их разграничения на современном этапе развития права (глава 3).
Отметим, что в
цивилистике появились две различные трактовки термина «действие»: узкая, включающая в это понятие только активное поведение субъекта, и широкая, согласно которой действия разделяются на «положительные» и «отрицательные».
Не случайно поэтому собственность в
цивилистике довольно часто рассматривается как причина проявления и развития человеческой индивидуальности.
Дело в том, что в
цивилистике весьма распространено мнение о том, что публичные интересы обеспечиваются публичным правом, тогда как призвание частного права составляет охрана частных интересов.
На основе сказанного можно сделать вывод о том, что выделение принципов отдельных подотраслей и институтов гражданского права обосновано, однако вопросы, связанные с принципами обязательственного права, их отличительными чертами, не в должной мере изучены
цивилистикой.