Как реальность культура представляет собой сложное системное феноменологическое образование, которое является предметом изучения науки культурологии и её непременного раздела – культурологической
компаративистики.
Как и многие другие сферы научных изысканий,
компаративистика перешла от изначально простых моделей к более сложным и любопытным, особенно в последнем поколении.
Научно-педагогический интерес для меня всегда представляла правовая
компаративистика – сравнительное уголовное право и криминология.
На смену однолинейным сравнениям школ, мыслителей, концепций и идей приходит сравнение философских школ, философская
компаративистика, которая исходит из сопоставления и сравнения, диалога и полилога, национального и интернационального.
Вместо своеобразного «юридического ликбеза», призванного дать студентам неюридических специальностей вузов основы знаний о российской правовой системе, акцент в работе был смещён в сторону экономики права, анализа различных типов правопонимания, юридической
компаративистики и процесса.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: овсяник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Почему именно в наше время возникла сама проблема
компаративистики?
Однако языка для описания и корректной
компаративистики (сопоставительного исследования) этих феноменов ранее не существовало.
По замыслу серии публикуемые в ней работы должны охватывать скорее вопросы
компаративистики и истории, а не международную или специфически американскую проблематику и фокусироваться на позитивном, а не на нормативном подходе.
Методологические и содержательные наработки гуманитарных дисциплин культурологического цикла (культурология, цивилизационный анализ, россиеведение, цивилизационная
компаративистика) позволяют решать предложенную проблему и выделять аспекты и факторы риска, заданные культурой общества.
Это направление исследований предполагает, что экономический анализ социализма, содержащийся в этой книге, будет использован для исправления того, что сделано в области «экономической
компаративистики», которая до настоящего времени страдала от серьёзных недостатков ввиду отсутствия необходимых аналитических инструментов.
Среди других методологических особенностей настоящего исследования можно назвать междисциплинарную
компаративистику, когда тезис общего характера иллюстрируется материалом, привлекаемым из различных сфер знания.
Весьма странное упущение, поскольку
компаративистика предлагает широкий спектр хорошо описанных случаев миграции, с которыми можно сравнить данные о переселении народов в 1-м тысячелетии; очевидно, что таким образом можно существенно расширить количество возможных миграционных моделей – за пределы «волны продвижения» и «переселения элиты».
Методом исторической
компаративистики пользуются и другие исследователи.
Изучение истории империй развивается также в русле современной
компаративистики.
Для ответа на этот вопрос феномен общины исследовался в ракурсе цивилизационной
компаративистики.
Компаративистика подобного рода стала постепенно складываться, всё более эффективно опосредуя по мере своего роста взаимоотношения между теистическим и атеистическим религиоведением.
Если такой разрыв мог бы быть преодолён – за счёт «нащупывания» связки традиционной политической теории с современной глобальной политикой, – такая теоретическая основа могла бы дать возможность применения достижений политической
компаративистики к изучению процессов становления глобальной политии.
Тем более не ставились задачи разделения и консолидации общей
компаративистики, морфологии и т.п. на фоне их специальных дисциплинарных версий.
Может ли учебник быть назван «Социологическая
компаративистика»?
Пособие необходимо при подготовке педагогов дошкольной педагогики в области
компаративистики для ориентации студентов в современном мире.
Подробнее об этом мы будем говорить в отдельной главе, посвящённой языку, а здесь отметим, что лингвисты добились успехов в изучении языка и культурологам нужно активнее применять для изучения культуры методы, разработанные лингвистами, например, методы
компаративистики могут помочь восстановить исчезнувшие древние культуры.
Своеобразным компромиссом во взглядах на научную природу правовой
компаративистики стала позиция учёных, которые признавали сравнительное правоведение одновременно и методом, используемым всеми юридическими науками, и особым направлением правовых исследований.
На сегодняшний день в лингвистической
компаративистике существует примерно такая картина.
Я предположила, что он, как и я, занимается
компаративистикой романских языков: по наитию он подбирал слова на французском, в которых он не уверен, с опорой на итальянский.
Благодаря программе формируется новое научное направление – социокультурная
компаративистика российских регионов.
Смысл и объективные корни такого подхода присутствуют в культурной
компаративистике и её познавательной рефлексии.
Категория «параллельных исторических рядов» – поистине ключевая категория концептуальной
компаративистики, указывающая одновременно на преемственность феноменов эволюционирующей культуры (предполагаемую понятием «ряда») и на их стадиальность (предполагаемую понятием исторического «параллелизма»).
Возможность источниковедческой
компаративистики на основе видовых структур источников основана, как мы стремились показать, на общечеловеческой универсалии фундаментального характера.
Кроме того, в
компаративистике уже давно известен тот факт, что парадигмы разных таксономических классов часто формируются одними и теми же партикулами-флексиями, но воплощающими при этом разные категориальные установки.
Именно
компаративистика поможет обозначить те феномены, которые составляют специфику феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа и обеспечивают их историко-философское своеобразие.
Формально эти статьи относятся к области германистики, но по существу перед нами – скрытая
компаративистика, изучение немецкой литературы на фоне и в свете русского символизма или, если угодно, неоромантизма.
Тайна германистики нашей, как и всякой Auslandsgermanistik, – это то, что она есть скрытая, имплицитная, неразвернутая и часто безотчётная
компаративистика, ибо характер восприятия исследователя на последней глубине детерминирован кодом его национальной культуры.
Во-вторых, серьёзно поставленная проблема
компаративистики обусловила необходимость приглашения специалистов по разным империям, что, в свою очередь, придало конференции широкий международный характер и сделало возможным возникновение диалога между разными академическими традициями.
В XXI веке
компаративистика активно изучает современные проблемы мирового значения: глобальный и локальный мир, мировое господство и глобальное лидерство, новый мировой порядок и мир-системы, соотношение мировой, региональной культур и культур отдельных стран, их политические и правовые культуры, формирующиеся новые области исследования, такие как глобальная культура, транснациональное право, глобальное хозяйство, глобальная экономика.
Философия культуры и цивилизационная
компаративистика славянофилов – предмет довольно новый для исследования.
Поскольку анализ государственной эффективности предполагает обращение к организационному измерению функционирования современных государств, то представляется оправданным опереться на богатый опыт сравнительного изучения организаций, который уже несколько десятилетий составляет важный элемент мировой
компаративистики [см.: Lammers, 1978].
Вопрос о преобладании аналитических средств и уменьшении роли синтетических средств интересовал уже основоположников
компаративистики в начале XIX в.
Метод
компаративистики позволяет провести сравнительный анализ форм понимания любви в латинской патристике.
Он обосновал «транс-дисциплинарный» метод, возвращающий
компаративистику в круг истории идей.
Внутридинастические отношения, в силу их относительно хорошей освещённости источниками, представлялись нам удобным материалом для выявления их постепенной феодализации, которая, в свою очередь, могла служить известной мерой «феодальности» общества в целом, а также помочь в поисках рабочих критериев синхро стадиальности разных обществ, тогда как эти критерии обеспечили бы уже научную обоснованность типологической
компаративистики.
Существует мнение, что имагология – не самостоятельная дисциплина, а раздел
компаративистики.
Однако представляется, что в настоящее время имагология по некоторым важным параметрам – прямой антипод
компаративистики (и тесно с ней связанной исторической поэтики), прежде всего это касается целей, аспектов изучения образа «Другого», методологии исследования.
Вероятно, это связано с тем, что, по их мнению, «толерантность литературного творчества позволила до известной степени вместить в себя весь предшествующий опыт не только своей культуры, но и мировидение других культур, что не могло не облегчить нарождающийся процесс становления
компаративистики».
Думается, не будет большим преувеличением сказать, что изложенный подход (весьма спорно связывающий появление собственно английского уголовного права с норманнским владычеством) присущ, пожалуй, лишь европейской континентальной
компаративистике, и уже из неё позаимствован отечественной наукой.
Кетц говорят об общих принципах
компаративистики, на которых должны основываться все сравнительно-правовые исследования.
Данные элементы и явления приобретают в правовой
компаративистике форму объектов правового сравнения.
Итак, под объектом правовой
компаративистики следует понимать компаративный правовой элемент, обладающий способностью к сравнению и обусловленный пространственными и временными рамками своего существования.
Так, «Словарь иностранных слов», изданный в 1939 г., определяет
компаративистику как «сравнительную лингвистику, исследующую языки в их взаимных отношениях» [Петров, Юшманов, 1939, с. 267]; в «Словаре иностранных слов» 1949 г. она характеризуется как «формалистический сравнительный метод исследования языка в буржуазном языковедении» [Лехин, Петров, 1949, с. 316].
Кроме того, за
компаративистикой закрепились специфические значения межстрановых исследований и межкультурных/межцивилизационных исследований.
Компаративистика реализуется в сравнительном историческом языкознании, сравнительной политологии, компаративном литературоведении, культурологии и антропологии и т.п.