Не исключено, что во время своих странствий он мог посещать
хлыстовские общины-«корабли» и даже выполнять роль связного между ними.
Официальное православие видит проблему не только в том, что сектанты извращали христианское учение, но и в том, что хлысты формально не порывали с православной церковью, продолжали посещать храмы, более того – сумели привлечь на свою сторону многих священников: тайные
хлыстовские радения проходили даже в некоторых монастырях.
Она была по стилю души совершенно русская, а если русская, то раскольница бы «поморского согласия», или ещё лучше – «
хлыстовская богородица».
Преследовалась квакерская и
хлыстовская ересь.
Возможно, он какое-то время посещал
хлыстовские собрания, но не стал хлыстом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стыкаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И под этим гнётом подымалась, бушевала и трепетала русская
хлыстовская стихия.
Самые низкопробные масонские журнальчики и брошюрки мистического содержания, попадая в
хлыстовскую среду, начинали играть роль «священных писаний».
Но каждый носил в сердце «истинную веру», о которой говорили только среди чистых, верных
хлыстовской доктрине, в братстве «Божьих людей».
Сутуловато-высокая, сухощавая и вечно одетая в чёрное, с головною повязкой чёрного же цвета, как обыкновенно носят женщины
хлыстовской секты, она казалась более монахиней, чем мирянкою.
По мнению сектоведа-большевика, хлысты только то и делали, что ждали «великого примирителя», способного объединить отдельные сектантские общины – «
хлыстовские корабли».
Так по
хлыстовской легенде.
И вера
хлыстовская не приживается во мне, отторгается душой она и сердцем не воспринимается.
Уже в древнеязыческом мире встречаются те основные начала, которые составляют существенное содержание
хлыстовского вероучения и культа.
Случайно входят в состав
хлыстовских богослужений: 1. ритуальный приём новых членов секты, 2. исповедь и причащение, 3. посвящение «пророков» и «коронование богородиц», 4. «духовное венчание» и 5. отпевание «живых мертвецов».
Так приобретается популярность
хлыстовскими лжепророками.
Это происходило на «радении» – главном
хлыстовском обряде, опять же идущем от языческих колдунов и шаманов.
И точно: для местного
хлыстовского согласия – как мы уже сказали – она являлась необыкновенно важной и необходимой особой, потому что, живя среди пустынной местности, держала у себя тайную молельню.
Там таилась
хлыстовская молельня.
От сего происходит, что когда такие люди сравнят то, что они чувствуют в церкви или дома при молитве, с тем, что они чувствуют при плясках, находят по неопытности своей, что
хлыстовское дело слаще.
Затем, став посредине комнаты, он произносит клятву – навсегда оставаться хлыстом, иметь радельную рубаху и никому ничего не говорить ни о
хлыстовских верованиях, ни о том, что при нём будет происходить в моленной, хотя бы ему пришлось и пострадать «за веру».
Кормщик волен не только над имуществом, но и над жизнью «корабельщиков» (то есть членов
хлыстовской общины); но и ни один корабельщик не задумается броситься и в огонь и в воду, если того потребует кормщик.
Грехом гнать грех —
хлыстовское откровение.
Но это не остановило
хлыстовского движения.
Но трудно было официальному миру проникать «во внутренняя» этих собраний, в самый смысл загадочного для него учения, потому, во-первых, что заповедь
хлыстовская воспрещает иметь что-либо «писаное» относительно догматов согласия, живущего одним только устным преданием и вдохновением; а во-вторых, потому, что каждый прозелит, после долгих и трудных испытаний, но прежде совершения при нём каких-либо обрядов, клянётся присягою «соблюдать тайну о том, что увидит и услышит в собраниях, не жалея себя, не страшась ни кнута, ни огня, ни меча, ни всякого насильства».
Отодвижные доски служили потайной дверью в тёмный тайничок, где, собственно, и крылась важнейшая суть
хлыстовского приюта.
Накатывание духа бывает временным – на радениях, и постоянным; на
хлыстовских христов и богородиц дух «накатывает» пожизненно.
Так, по крайней мере, свидетельствуют об этом некоторые
хлыстовские песни, хотя точных исторических сведений об этих лжеучителях до нас не дошло.
Насколько можно судить по полицейским дознаниям и некоторым рассказам очевидцев и покаявшихся хлыстов, наиболее общий порядок в
хлыстовских молитвенных собраниях состоит в следующем.
Так происходит первая часть
хлыстовского «богослужения».
Но во главе
хлыстовской иерархии и всего корабля стоит кормчий или кормщик.
– Пока нет. Возможно, он вообще не наш клиент, не уголовный. Какой-нибудь
хлыстовский деятель низшего звена.
В обширной усадьбе были конфискованы огромный
хлыстовский столетний архив, большой оружейный склад, на триста тысяч фальшивых банковских билетов и приспособления для их подделки.
Искали долго, усердно, рьяно, искали улики (в первую очередь ритуальную «кадку», возле которой происходят радения хлыстов), искали
хлыстовские книги, облазили весь дом, чуть было не раскатали по брёвнышку баню, но так ничего и не нашли.
Это считалось высшей
хлыстовской «святыней».
Ортодоксально-православные мотивы и образы сопрягаются со старообрядческими, сектантскими, прежде всего
хлыстовскими представлениями.
Звучат в дилогии канты («псальмы») – духовные стихи (в том числе
хлыстовские), старообрядческое унисонное пение скитниц.
Зачатие происходило в великом безумии, предваряемом
хлыстовской пляской.
Но для того, чтобы читатель уяснил себе, какие были цели названной компании и каким образом она воспользовалась
хлыстовским тайным приютом, мы необходимо должны будем вернуться несколько назад и отчасти начать дело, что называется, аb ovo.
– А что, братец, не слышно ли, как скоро гонение будет? – вопросила его промеж постороннего каляканья
хлыстовская матушка.
Не исключено, что этот побудительный инстинкт лежит и в основе
хлыстовских радений.
Специфически
хлыстовская культура потому и сумела так далеко отойти от православной, что хлысты, в отличие от старообрядцев, с православием не порывали.
По вполне оригинальным размышлениям этого саратовского автора, хлысты поклоняются собственному телу и его эффектам («волнению крови»), они суть «самопоклонники и идолопоклонники», а «
хлыстовское молитвословие есть демонослужение».
Микротехники власти оказывались профессиональным искусством
хлыстовских лидеров, своего рода народным ремеслом, которое передавалось личным примером и оттачивалось столетиями.
Один уселся за руль
хлыстовской иномарки, а двое других на милицейской машине с мигалкой проводили её до самого дома.
Нет нужды прибегать к натяжкам и ставить происхождение
хлыстовской секты в непосредственную генетическую зависимость от этих языческих верований и лжеучения древних христианских еретиков.
Вот почему представляются серьёзные затруднения при изложении
хлыстовского вероучения.
Отсюда-то и явилось основное и общепринятое положение всего
хлыстовского миропонимания, что вне тела дух существовать не может.
Различия между лицами
хлыстовской троицы нет никакой.
Самый больший срок
хлыстовского поста – неделя.