Поэтому
нигилистическое отношение, отвергающее всё лучшее в человеческой мысли и культуре, не может быть принято.
Я напомню вам для начала несколько древних как мир истин, отменить которые не может ни технический прогресс, ни
нигилистическая философия.
Моя по отношению к ним чисто отрицательная,
нигилистическая позиция слишком эмоциональна и недостойна научного работника.
В результате широко распространён
нигилистический подход, согласно которому в этой области не может быть никаких универсальных закономерностей и общих схем принятия решения.
Надо потихоньку уходить от юношеского беспощадного,
нигилистического максимализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кресло-каталка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Характерной чертой любого
нигилистического направления является отсутствие твёрдой общей основы, которая направляла бы в каждом случае деятельность личности.
Появилась обличительная литература, вдохновлённая
нигилистическим духом.
Эта пёстрая и обширная социальная группа в силу недовольства условиями существования и окружающей обстановкой стала носительницей наиболее революционных и
нигилистических настроений, значительно опережая в этом плане либеральную аристократию, но одновременно и притягивая молодое поколение данного сословия.
При господствовавшем в то время
нигилистическом отношении к своему внешнему виду замечались отсутствие «пузырей» на брюках, до блеска начищенная обувь, галстук и всегда выбритое лицо.
Но «зиндикам», представителям
нигилистических учений, грозила мучительная смерть.
Однако, несмотря на весь свой несомненный революционный потенциал, антикапиталистические движения современного рабочего класса вряд ли выйдут за рамки узких экономических требований и актов протеста преимущественно морального, анархического или
нигилистического характера, если рабочим успешно вдолбят в голову представления о том, что у социализма якобы просто нет реальных шансов для существования.
Во всяком случае к концу 1980-х годов, т. е. ещё в рамках советской идеологии, канон и возможный спектр легитимной и публично признанной университетской памяти был существенно расширен по сравнению с
нигилистическим периодом 1930-х годов.
Работа имела уже совсем иную тональность и рассматривала «процесс реформаций… без прежней
нигилистической заданности и традиционной антирелигиозной предубеждённости».
Вульгарный,
нигилистический материализм отталкивал всё то, что не приносит, на первый взгляд, практической пользы.
Поэтому прежде чем сетовать на нестабильность в экономической, политической и иных сферах нашей жизни, которые так или иначе отражаются на трудовом положении граждан, следует начать с переосмысления
нигилистических взглядов.
Но
нигилистическое отрицание существования есть лишь reducto ad absurdum всего мышления и разума, метафизическое харакири, осуществляя которое философия вспарывает себе живот своим же оружием.
Обе принадлежат к
нигилистическим религиям, как религии décadence, и обе удивительно не похожи одна на другую.
Другие индийские философские школы критикуют данное
нигилистическое воззрение, но всё равно считают его приверженцев риши, то есть мудрецами.
Пора ли нам разочароваться в жизни и погрузиться в пучину
нигилистического отчаяния?
Было бы ошибкой возлагать на современные
нигилистические движения ответственность за то, что литература, казалось бы, превратилась в некую бестелесную и летучую силу.
Мне казалось странным, почему люди не видят, как под флагом осуждения тоталитаризма снова возрождена абсолютно ленинская большевистская,
нигилистическая интерпретация всей русской истории.
Я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостаёт этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка,
нигилистические ценности.
Экономический детерминизм оказывается одним из важнейших источников
нигилистических представлений о природе человека, внедрённых советским марксизмом.
Земское собрание уничтожено, как какое-нибудь тайное
нигилистическое общество.
Устав от страданий, я постепенно стал сомневаться в том, действительно ли моё
нигилистическое мировоззрение было значимо для меня.
Безразличие к трагедии смерти как судьбы человека есть исток
нигилистического безразличия к ценности человека и его бытия.
Они провели эксперимент по сращиванию основных постулатов магии с модными в то время
нигилистическими идеями и учениями о пролетарской диктатуре.
Так, один почтенный гость, утверждал, что наклонённая берёзка на пейзаже местного художника «внедряет
нигилистические тенденции западной культуры».
Это
нигилистический бред мегаломанического (грандиозного) фантастического содержания.
Попытка утверждать, что не смерть, забвение и уничтожение являются главной проблемой человека, а исполнение социальных обязательств и карьера, служение всеобщему благу и приумножение повседневного комфорта, социальная полезность и продуктивность его жизни – по сути является истоком
нигилистического низложения человека, ценности его существования.
Цивилизация «развивается», повседневная составляющая человеческого бытия абсолютизируется в её пространстве, человек становится «нужен» и предназначается для производства вещей, повседневных благ и удобств, безликое и безразличное к трагедии смерти функционирование в повседневности превращается в способ его бытия – здесь истоки
нигилистического низложения человека, превращения его в «вещь», в «ничто», в придаток созданного цивилизацией мира вещей и повседневного комфорта, обесценения его существования.
Вяземский и все пушкинское было единственною возможностью для нас положительной, не
нигилистической культуры.
Апокалиптический и
нигилистический бунт сметает все формы, смещает все границы, сбрасывает все сдержки.
Подобные ужасы лишь свидетельствуют меру обесцененности, «десакрализованности» человека и его существования в пространстве цивилизации, в её «этосе», «нормах» и «буднях», являются чудовищным символом
нигилистического отношения цивилизации «промышленного прогресса» к человеку и его судьбе, извращённости положения человека в её пространстве.
Жизнь для нас – лишь средство «приобретения собственности», «упрочения благополучия и комфорта», обладания «социальным престижем» и «наслаждения возможностями повседневного», мы тщательно просчитываем, как наиболее «эффективно» использовать жизнь подобным образом, видим в этом проявление «практичности» и «разума», «ответственного» отношения к жизни… и не понимаем, что речь идёт о последнем
нигилистическом безумии, о чудовищном, и более всего – его «нормативностью» и «привычностью», пренебрежении последней ценностью жизни и нравственной ответственностью за жизнь…
Это не следует понимать в
нигилистическом смысле, как это часто делается.
У них больше выдержки, терпения, гораздо больше трезвости физической и умственной; скромные семейные добродетели у них несравненно крепче, чем у русских людей; они мало расположены к каким-нибудь
нигилистическим крайностям, но зато их индифферентизм в религии поразителен; их машинальное, сухое охранение кой-чего, к чему они привыкли или что им дорого только в политическом отношении, без всякой бури и боли «искания» очень неприятно поражает русского, когда он с ними ближе знакомится.
Это не мешало ей с добротою и превеликим вниманием заботиться о моём туалете: она доставала мои платья из шкапов и старалась, если только была возможность, украсить их какими-нибудь кружевцами, бантиками или ленточками, и когда я не мешала ей это делать, она более снисходительно относилась, как она называла, к моим «
нигилистическим замашкам и повадкам».
Трудно найти нечто более
нигилистическое, низлагающее ценность человека и его жизни, нежели концепция «трудящегося человека», жизнь которого предназначена для «беззаветного служения обществу» и производства социально-повседневных благ – такая парадигма человека и его бытия подразумевает человека не как ценность и цель самого себя, а как «средство», «вещь», безразлична к трагедии смерти, конечности человека.
По сути дела, «человечность» делает человека нравственно ответственным за бытие, способным на противостояние смерти, «посвящение» бытия и подвиг творчества, обретение в этом смысла, противостояние пустоте и абсурду через жертву в творчестве и работе над собой, она является некой антитезой
нигилистической установки на использование бытия, примирения с абсурдной повседневной данностью бытия человека.
Концепция «социально полезного труда» как смысла и предназначения бытия человека, «служения всеобщему» и «производства благ повседневности» как цели его бытия – это торжество
нигилистического отрицания человека в его единичности, как ценности и цели самого себя, которое при этом застывает в моральных идеалах и установках, неотвратимо обращается преступлением против существования и судеб миллионов во имя «великих», «всеобщих» целей.
Показательно, что тоталитарные и
нигилистические идеологии, «мораль» которых подразумевала принесение жизней миллионов индивидов в жертву «великим» целям, к тридцатым годам прошлого века превращаются в нормативную, устойчивую форму общественного сознания, распространение которой затрагивает самые разные культурные ареалы, их утверждение становится словно бы «оформлением», конституализацией экзистенциального состояния человека внутри цивилизации, пронизывающих его противоречий.
Родителей я не расстраивал и от них свои
нигилистические мысли скрывал, мой отход от религии не должен был причинить горе матери и отцу.
Превращение человека в «функцию» в механизме цивилизационной повседневности, социального бытия, в «средство производства» благ и комфорта повседневности, по сути является
нигилистическим низложением ценности человека и его бытия.
Такой абсурд порождает
нигилистическое отношение к прошлому страны, лишённое нравственных оценок.
Ты представлялась мне всегда самостоятельным человеком, и вдруг рабски следуешь этой уродливой
нигилистической моде!
Основным источником
нигилистической пропаганды был журнал «Современник» и сатирическое приложение к нему – «Свисток».
Следует также отметить, что эта концепция в корне отличалась от антипатриотических и
нигилистических оценок оппозиционно настроенной к самодержавию интеллигенции, отвергавшей прошлое и ставящей под сомнение историческое будущее русского народа.