Если меркантилисты усматривали спасение подвластной массы в государственном принуждении, то по учению
физиократов гармония экономической жизни создаётся свободой индивида в сфере хозяйственных начинаний.
При этом источником общественного богатства
физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.
Главной заслугой
физиократов является то, что, в отличие от меркантилистов, источником богатства они считали не торговлю, а производство.
Меркантилисты считали, что стоимость создаётся трудом торговцев,
физиократы полагали, что она образуется трудом занятых в сельском хозяйстве.
Представители
физиократов ограничивали производство только сферой земледелия, откуда делался вывод о том, что в промышленности доходы не создаются.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сочленять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В отличие от трудов
физиократов, ранние работы экономических либералов фокусировались именно на вопросах справедливости, морали и добродетели.
Научная заслуга
физиократов состоит также и в том, что в отличие от меркантилистов, отождествляющих капитал с его денежной формой, они рассматривали капитал в той форме, какую он принимает в процессе производства.
Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли
физиократы.
Но от этого намерения я был удержан замечанием одного из моих друзей, что люди поверхностные, привыкшие судить о книгах по их заглавиям, могут принять моё сочинение за простое изложение системы
физиократов.
На него оказали влияние представления
физиократов о том, что сельское хозяйство и производство продуктов питания определяют развитие общества.
Ведущее место среди этих доходов заняла промышленная прибыль, в то время как
физиократы либо не выделяли её в качестве дохода особого класса, либо рассматривали в качестве дохода, производного от земельной ренты.
Школа
физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу.
Она в основу своих преобразований положила теорию
физиократов, согласно которой источником богатства признавалась исключительно природа, которая может обеспечить «чистый продукт» (сельскохозяйственный).
Классиками было введено в научный оборот понятие «естественного порядка», который
физиократы называли «богоданным порядком».
Так, меркантилизм исходил из интересов наций, борющихся за торговую гегемониюна мировом рынке;
физиократы отстаивали интересы аграрных народов;классическая политэкономия, так же как и современный либерал-монетаризм, выражают интересы развитых капиталистических государств с присущим им внешнеэкономическим экспансионизмом.
Учение
физиократов возникло как реакция на меркантилизм.
Таким образом, деление на основной и оборотный капитал впервые предстало не как специфическая черта сельского хозяйства (а именно таковой её изображали
физиократы, обнаружившие различия в способах обращения различных частей капитала в сельском хозяйстве в связи с годовым циклом производства), а как важная особенность капитала, функционирующего в любой отрасли капиталистического производства, как особенность производительной формы промышленного капитала.
Эта концепция была продолжением мысли
физиократов XVIII века, которые придавали ценность только рабочим, занимающимся основной деятельностью, маргинализируя посреднические факторы в экономике.
Тем самым
физиократы превращают капиталистическую форму производства в какую-то вечную естественную форму производства.
Её основы были заложены
физиократами – представителями французской школы буржуазной политической экономии.
Таким образом, в отличие от меркантилистов,
физиократы выводили сущность капитала, а, следовательно, и капиталистическое отношение из природы особых вещей – средств производства.
По мнению
физиократов, «сущность общественного порядка» «настолько же всеобща, насколько естественна».
Такой подход, навеянный идеями
физиократов, заключается в том, что урожай содержит в себе труд человека и результат участия природы.
Таким образом,
физиократы впервые открыли другой род необходимости, обнаружив его не в сфере торговли товарами, а в сфере самого их производства.
Постулатом
физиократов, напротив того, служит существование «естественного социального строя», «порядка, справедливого по существу» – настоящей предустановленной гармонии между интересами всех, великих и малых, правящих и управляемых.
Основной тезис
физиократов гласил: только земледелие является основой жизни общества и его богатства, т. е. вопрос о происхождении богатства они перенесли из сферы обращения в сферу производства сельского хозяйства.
Вместе с тем
физиократы делают порой загадочные высказывания по поводу процесса ценообразования.
Без особого преувеличения можно утверждать, что финансовая политика – в той или иной степени – всегда представляла собой практический меркантилизм, в то время как экономическая наука со времени
физиократов и вплоть до маржиналистов отстаивала идеалы свободной торговли.
Позиция
физиократов абсолютно логично вытекала из их концепции производительного труда, в качестве которого они считали труд в земледелии.
Эту мысль, как известно, раньше
физиократов активно эксплуатировали протестанты.
Следует отметить концепцию
физиократов об особом статусе собственника, который по преимуществу является правообязаннымлицом.
Основным масштабом новой науки
физиократы избрали критерий здравого смысла.
Тем не менее объективные факторы, существовавшие в российском обществе конца XVIII в., не позволили сделать учение
физиократов ведущим в вопросах построения новой экономической политики.
Другим продуктивным недостатком учения
физиократов явилась вопиющая недооценка экономической функции потребителя.
Следует отметить, что у
физиократов более позднего периода «авансы» прямо называются капиталом.
Впервые
физиократы вводят в экономическую теорию название этих материально-вещественных факторов – капитал.
Таким образом, можно построить логическую цепочку, отражающую рассуждения
физиократов (см. рис. 1).
Но теории
физиократов принадлежат политической науке во всяком случае не менее, чем науке экономической.
Это не мимоходом брошенный взгляд, которому не придают важности; напротив,
физиократы понимают все его значение.
Из этих выгод на первом месте стоит право собственности; затем согласно знаменитой формуле
физиократов, которая в данном случае находит своё настоящее место на втором плане, вместо того, чтобы подчинять себе всё остальное, идёт свобода торговли и обмена, laissez faire, laissez passer.
Возможно, что
физиократы руководились корыстной мыслью и льстили абсолютизму для того, чтобы добиться осуществления своих реформаторских проектов; во всяком случае, теория «легального деспотизма» представляет кульминационный пункт их доктрины.
Распространение просвещения, которого
физиократы требуют столь настойчиво и которому они первые придали такое большое значение, является лишь выводом из этого принципа.
Таким образом, наиболее либеральные взгляды
физиократов, взгляды на народное просвещение и на свободу обмена, если взять их в целой системе, связаны с апологией абсолютизма.
Давно ли исчезла иллюзия
физиократов, что земельная рента вырастает из земли, а не из общества?
Поэтому
физиократов современники называли также и экономической «сектой».
При этом
физиократы обратили внимание на то, что только в сельском хозяйстве мы имеем зримое (очевидное) преумножение продукции, за счёт которого только и может существовать вся нация – от урожая до урожая.
Отсюда
физиократами делался вывод об уникальной производительности сил природы и «бесплодии» человеческого труда, занятого во всех остальных отраслях и сферах, кроме сельского хозяйства.
Тем самым
физиократы подняли экономическую мысль на совершенно новый и более высокий уровень.
Поэтому, согласно (гегелевской) диалектической логике, за системой
физиократов должна была последовать новая и более богатая система, которая произвела бы акт отрицания отрицания и, тем самым, вернула бы экономическую теорию к её исходному принципу, удержав при этом и то ценное, что содержалось в его физиократическом отрицании.