Организация торговли

Г. Н. Чернухина, 2016

Представлены теоретические и практические аспекты организации торговли в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Рассмотрены принципы, задачи и специфические функции торговли как сферы обращения товаров и услуг, показана ее роль в системе общественного воспроизводства. Подробно раскрыты основные элементы механизма функционирования и государственного регулирования потребительского рынка, изложены вопросы организации оптовой и розничной торговли в сфере потребительского рынка. Особое внимание уделено субъектам, объектам и ресурсам торговли в современной экономике, проанализированы экономические показатели торговых организаций. Предназначен для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Оглавление

Из серии: Легкий учебник

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Потребительский рынок: сущность и принципы функционирования

Изучение данной темы важно для понимания ретроспективы развития торговли в России. Знание истоков зарождения торгового предпринимательства, которые прослеживаются еще в Древнем мире, имеет значение для оценки развития современного потребительского рынка. Основой товарного хозяйства, обеспечивающего процессы товарного обращения, является рынок, поэтому логично, что в данной теме нашли отражение основные элементы рыночных отношений в сфере потребительского рынка.

В результате освоения темы студент должен

Знать:

• исторические этапы торгового предпринимательства;

• обособление торгового капитала от промышленного как фактор определения границ отрасли;

• понятие потребительского рынка как системы общественных отношений и условия его возникновения;

• инфраструктуру потребительского рынка и ее основные элементы.

Уметь:

• сопоставлять понятия «рынок» и «потребительский рынок»;

• определять субъекты и объекты потребительского рынка;

• выявлять проблемы развития инфраструктуры потребительского рынка;

• анализировать показатели, характеризующие конъюнктуру рынка;

• определять емкость рынка;

• оценивать факторы, влияющие на развитие торговли.

Основные понятия:

• товарное производство;

• товар;

• рынок;

• конъюнктура потребительского рынка;

• емкость потребительского рынка;

• инфраструктура потребительского рынка;

• товарные ресурсы.

2.1. Истоки возникновения товарного обращения и условия формирования потребительского рынка в России

Результатом естественно-исторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство, стал рынок. Рынок как результат цивилизации возник 6–7 тыс. лет назад и продолжает развиваться в современной экономике под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

Реализация целей хозяйственной деятельности экономических субъектов на потребительском рынке в современной экономике осуществляется посредством рыночного механизма в процессе товарного производства.

Под товарным понимается такое производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка (не путать с товарным обращением, под которым понимается процесс обращения объектов гражданского права посредством договора).

Центральной категорией товарного производства является товар — продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность. Товар является объектом товарно-денежного обмена, организованного по законам товарного производства.

Категории «товар» исторически предшествует категория «благо».

Материальные блага — естественные дары природы и продукты производства. Нематериальные — блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере.

Товар — экономическое благо, произведенное для обмена и способное удовлетворять ту или иную потребность человека за счет его потребительной стоимости.

На первый взгляд, воспроизводственный процесс в экономике имеет две стороны — производство и потребление. В конечном счете все производится для потребления, за удовлетворением потребностей следует спрос. Однако чтобы эти два гигантских «материка» (производство и потребление) встретились, необходим посредник — обмен, рынок, торговля. Без посредника экономика замкнется в узких рамках натурального хозяйства.

Потребительский рынок как экономическая категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей и торговыми услугами.

Для понимания сущности и причин формирования рыночных отношений и развития торгового предпринимательства необходимо уяснить истоки происхождения деловой жизни на земле. Они уходят своими корнями в глубокую древность и тесно связаны с возникновением цивилизации и переходом человечества от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству. Этот период неолитической революции, охватывающий VIII–V тыс. до н. э., — важный шаг на пути становления деловых отношений. Выделение из сообщества охотников, рыбаков и собирателей обществ земледельцев и скотоводов, а затем и ремесленников на основе разделения труда породило одну из простейших форм деловых отношений — обмен.

Переход от первобытности к цивилизации повлек изменения не только в характере деловых отношений, но и в менталитете его участников, прежде всего земледельцев-скотоводов и ремесленников. Непосредственно связанные с производящим хозяйством, обменом, они вынуждены были перестраивать свой образ мышления и формы деятельности. Стали вырабатываться такие качества, как расчетливость, предприимчивость, хозяйственная деловитость, организаторские навыки.

С усилением обмена развивались деловые отношения наших предков — восточных славян, увеличивался прибавочный продукт, расширялся товарообмен. В городах возникли рынки как связующее звено между городом и деревней. По мере развития обмен переместился из родовой общины в мелкие сборные населенные пункты, называемые погостами (от слова «гостьба», «гостить»). Эти мелкие рынки привели к образованию более крупных, связанных с внешней торговлей. Вокруг погостов вырастали поселки — торжки, где концентрировался и перераспределялся прибавочный земледельческий и промысловый продукт, а на его основе развивались ремесла и торговля.

Торговля пришла на смену простого обмена, она обеспечивала перераспределение товаров на постоянной основе в более широких масштабах. Поэтому деловая жизнь на Руси в эпоху раннего Средневековья развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и др.

История предпринимательства началась со Средних веков, уже тогда первые купцы представляли собой начинающих предпринимателей. Выделившиеся в Х в. купцы-профессионалы осуществляли внешнюю и внутреннюю торговлю. Первыми купцами были воины-дружинники, ремесленники, княжеские и боярские слуги, т. е. люди, которые были связаны с феодальной знатью и отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью и решительностью.

Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати внушительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение первых рынков и торгово-ремесленных поселений, ставших основными пунктами обмена товаров.

Зарождавшаяся предпринимательская деятельность восточных славян Киевской Руси была тесно связана с внешней торговлей. Но еще задолго до образования единого древнерусского государства Киевская Русь вела торговлю с другими странами. Известно, что славяне в V–IV вв. до н. э., совершая длительные путешествия, торговали с Кавказом; в I–III вв. н. э. — с римлянами; с III–IV вв. — с готами. В V–VI вв. н. э. перед возникновением Киевского государства, восточные славяне развернули торговлю с Хазарским каганатом, через него с Азией, кочевыми тюркскими племенами Сибири, финнами и северо-западным, Скандинавским миром. Первый речной торговый путь известен как путь «из варяг в арабы» 11, где главной связующей торговой дорогой сначала была Волга с ее притоками, а потом Днепр. Большое значение для Киевской Руси имел главный торговый путь «из варяг в греки» из Балтийского в Черное море, вдоль которого образовалось большинство первых русских городов.

Внешняя торговля имела не только положительные, но и отрицательные последствия для экономической и деловой жизни славян. Она ориентировала предпринимательство не на внутренний обмен, не на развитие ремесел, а на поверхностное освоение природных богатств. Именно с тех времен, по мнению В. О. Ключевского, началась усиленная эксплуатация леса, продолжавшаяся веками и наложившая глубокий отпечаток на хозяйственную и деловую жизнь русского народа.

Увеличение товарной массы, расширение сферы торговых обменов и торговых контактов потребовало использования в торговых операциях всеобщего эквивалента обмена — денег. Первые деньги в виде монет появились в государстве Лидии в VII в. до н. э. У восточных славян в качестве денег изначально использовали скот (на юге) и мех ценных зверей (на севере), в частности, мех куницы — «куна» (потом это название перешло на металлические деньги). Затем с развитием транзитной торговли широкое распространение получили арабские и византийские монеты из золота и серебра. Они использовались вместе с «меховыми деньгами», клейменым княжеским знаком. В XI в. на Руси появились собственные металлические деньги, которые назывались гривна. Это был слиток серебра массой в один фунт (примерно 400 г). Гривну рубили пополам, половина гривны называлась «рубль» или «рублевая гривна». На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием массы.

Деньги, торговый капитал стали важным предпринимательским фактором, способствующим росту масштабов и эффективности действия сферы деловых отношений.

Одновременно с ростом торговли зарождались и развивались кредитно-денежные отношения, носителями которых являлись купцы и ростовщики. Кредитные отношения осуществлялись на правовой основе. В «Русской правде» (первом письменном своде законов на Руси) было несколько десятков статей, посвященных кредиту и купечеству. Этот свод законов пропитан духом предпринимательства периода, где важнейшим занятием была торговля.

Таким образом, рынок появился в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами лишь приобретал форму товарного обмена. Первоначально рынок рассматривался как базар, место торговли и осуществлялся регулярно в определенное время в определенном месте.

По мере усиления общественного разделения труда и развития товарного производства и обмена, товарно-денежных отношений возник разрыв во времени и пространстве, что послужило основой для формирования сферы обращения и обособления материальных и трудовых ресурсов для выполнения специфических функций в экономике. Появилось новое толкование рынка как формы товарно-денежного обмена, организованного по законам товарного производства и денежного обращения.

Отделение товарного обращения от промышленного производства и формирование сферы обращения привело к выделению торговли в самостоятельную отрасль. Известно, что торговый капитал охватывает больший рынок, чем производственный капитал, при этом сумма, авансированная торговой отраслью, меньше, чем сумма промышленных предприятий (имеет место экономический эффект). Торговля обслуживает промышленные предприятия, специализирующиеся в разных отраслях.

На основе вышеизложенного материала сформулируем исторические условия возникновения и развития потребительского рынка:

• общественное разделение труда и специализация;

• экономическая обособленность производителей, независимых в принятии хозяйственных решений;

• появление самостоятельного субъекта торговли — купца;

• регулярность обмена;

• увеличение товарной массы — объекта для торговых отношений;

• возникновение средства обмена — денег;

• обозначение места для товарно-денежного обмена — рыночной площади.

Нами рассмотрены истоки возникновения рынка и торгового предпринимательства восточных славян, но богатейшая история развития деловых торговых отношений в России характеризуется и последующими качественными этапами более высокого развития.

Как было сказано выше, с развитием городов рыночные отношения расширялись, за рынками закреплялись определенные места, рыночные площади — торжки. Москва была узлом торговых путей. С незапамятных времен рынком Москвы был Китай-город: там всегда стояли лавки, подворья главных торговых русских городов, посольский двор для послов и гостиный двор для иноземных гостей — купцов, приезжавших с товарами. Красная площадь впервые упомянута в летописи ХV в. как Торг («торжество» — площадь, рынок) — главный рынок города. Каждое производство и ремесло имело свою улицу (сапожники, портные, меховщики, пушной ряд, где продавали пуховые матрацы). Известно, что на рынке были пряничный, птичий, харчевой, калашный, сапожный, медовый, коробейный, шапочный и другие ряды. Перед Кремлем на Красной площади продавали вещи для домашних потребностей.

Иоганн Кильбургер, шведский дипломат, посетивший Москву, писал в своем сочинении «Краткое известие о русской торговле», что там больше торговых лавок, чем в Амстердаме. По свидетельству венецианца Иосафата Барбаро, зимой в Москву привозили такое множество замороженных туш быков, свиней и прочее, что за один раз их можно купить до 200 штук. Изобилие хлеба и мяса было так велико, что их продавали не на вес, а на глаз. Близ главного рынка располагался ряд винных погребов 12.

Торговать было непросто во все времена из-за неудобства путей сообщения, грабежей и притеснения властей. Тем не менее во времена Петра I, сторонника теории меркантилизма, купечество получило подлинное развитие, создаются специальные правительственные органы — Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии, оказывающие содействие развитию и росту купеческого сословия, торговым компаниям. Заботясь о пополнении казны, государство расширяло свою монополию в сфере внешней торговли.

Купечество вместе с промышленными людьми было выделено в особую привилегированную группу — гильдию. В соответствии с Указом Петра I купечеству было приказано объединяться в компании («кумпанства»), как в Европе. Современник Петра I Иван Тихонович Посошков считал, что «без купечества и даже малое государство быть не может, и того ради… блюсти их подлежит, и от обид их оберегати» 13.

В 1703 г. царь учредил в Санкт-Петербурге Биржу как место регулярных собраний купечества для заключения торговых сделок. Большую роль в торговле XVIII в. играли ярмарки (Макарьевская, Свенская). Также существовали другие формы торговли: стационарная (в лавках, магазинах, балаганах, лабазах, палатках) и развозно-разносная. Среди скупщиков выделялись прасолы (скупали по деревням мед, воск, мех, сало, пеньку) и кулаки (скупали хлеб). Скупщики объединялись в артели, имели свои торговые районы. Наряду с ними действовали еще мелкие торговцы — офени, ходебщики, коробейники, слобожане.

Преобразования Екатерины II в России во второй половине XVIII в. повлекли существенные изменения в развитии предпринимательства. Она в основу своих преобразований положила теорию физиократов, согласно которой источником богатства признавалась исключительно природа, которая может обеспечить «чистый продукт» (сельскохозяйственный). Важный элемент данной теории — идея абсолютной ценности частной собственности, свободной конкуренции и свободной внешней торговли, отмена промышленно-торговой монополии.

Зарождение капитализма сформировало стремление к богатству, а действия предпринимателей приобрели цивилизованный характер.

Дальнейшее развитие сдерживалось крепостным правом. Только после 1861 г. предпринимательство стало развиваться с новой силой, был совершен поворот к рыночным отношениям, произошло, как утверждает В. И. Малышков в своем труде «Два вступления в капитализм», первое вступление России в капитализм. Модернизация на основе капиталистических отношений в нашей стране началась с отмены крепостного права. С этого времени Россия шла по пути развития индустриального общества.

В советскую эпоху рыночные отношения были вытеснены и переведены на нелегальное положение. В СССР рынок характеризовался как рынок продавца — спрос на потребительские товары превышал предложение, в магазинах периода советской торговли царили негативные проявления: дефицит и очереди. Быстрее, чем отрасль торговли, развивались отрасли тяжелой промышленности, металлургии, военно — оборонного комплекса.

Современная рыночная экономика пришла на смену командно-административной экономике. В начале 1990-х гг. Россия вновь обратилась к рынку и во второй раз вступила в «капитализм», пытаясь двигаться вперед с опорой на частную собственность. Торговля вновь получила широкое развитие, рынки наполнились товарами, а предложение превысило спрос. Именно с торговли начались такие процессы, как возрождение предпринимательства, формирование свободы хозяйствования, приватизация предприятий. В рыночной экономике отрасль торговли развивается более высокими темпами, чем отрасли промышленности.

2.2. Сущность и характерные черты потребительского рынка

Экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, непосредственно законодательной и судебной властью, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот, составляет суть рыночной экономики. О рыночной экономике правомерно говорить тогда, когда рынок начинает диктовать свои законы участникам обмена.

Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров.

Рынок рассматривается как конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами. С точки зрения субъектов рынка, Ф. Котлер 14 определил рынок как совокупность покупателей, А. Маршалл — как «всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара».

Назовем принципы рыночной экономики:

• многообразие форм собственности на средства производства с преобладающей частной формой собственности;

• свободный выбор партнеров и обмен ресурсами на основе договорных отношений между хозяйствующими субъектами;

• эквивалентный обмен;

• конкуренция и демонополизация экономики;

• свободное рыночное ценообразование, определяемое спросом;

• преимущество потребителя над производителем;

• наличие развитой инфраструктуры;

• ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность;

• равные возможности участников рынка.

В структуру общенационального рынка входят:

• рынок экономических ресурсов (факторов производства);

• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

• финансовый рынок (инвестиции, ценные бумаги, деньги, валюта);

• рынок труда (предмет купли-продажи — труд).

Потребительский рынок представляет собой систему общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, продавцом, потребителем в процессе организации обращения, реализации и эксплуатации товаров и оказания услуг 15.

Функции потребительского рынка:

• информационная — информирование производства об объемах, ассортиментной структуре, качестве и количестве товаров согласно спросу;

• регулирующая — уравновешивание спроса и предложения, обеспечение сбалансированности экономики;

• ценообразующая — формирование цены на основе взаимодействия спроса и предложения с учетом конкуренции;

• дифференциация товаропроизводителей и вымывание неконкурентоспособных предприятий и устаревших технологий;

• посредническая — между производителем и потребителем, предотвращение диктата производителей по отношению к потребителям;

• стимулирующая — побуждение производителей создавать необходимые обществу экономические блага с наивысшей потребительской ценностью и наименьшими экономическими потерями.

Субъекты потребительского рынка — продавец, покупатель, посредник, государство, общественные институты.

В качестве продавца и торгового посредника выступают торговые предприятия и организации, индивидуальные предприниматели, которые выполняют социально-экономические функции в экономике страны: изучают спрос и осуществляют доведение товаров и услуг до потребителей; удовлетворяют их потребности; предоставляют населению рабочие места; формируют доходную часть бюджета; организуют инфраструктуру.

Покупателей представляют домашние хозяйства — владельцы финансовых ресурсов, со стороны которых формируется спрос. Государство координирует деловую активность хозяйственных субъектов посредством нормативно-правового регулирования, административных и экономических методов. Государство координирует деятельность участников рынка, обеспечивает правовое поле и конкурентные условия для деятельности.

К объектам потребительского рынка относятся товары и услуги, трудовые ресурсы, финансовый капитал, интеллектуальная собственность, средства производства.

Потребительский рынок характеризуется наличием отраслевых границ: товарных, географических и временных. В целом границы рынка определяются через номенклатуру товаров разных производителей. В торговле речь идет о перечне услуг, которые предлагают разные торговые предприятия.

Продуктовые (товарные) границы определяются через анализ эластичности выручки от реализации, от изменения цены на данный товар.

Если по мере роста цены выручка растет (коэффициент эластичности имеет положительную величину), это означает, что спрос эластичный, отсутствуют заменители товара и альтернативные способы удовлетворения потребностей, а рынок имеет четкие границы в виде единственного продукта, способного удовлетворить конкретную потребность.

Если при росте цены товара выручка сокращается, значит, на рынке существует заменитель товара или альтернативные способы удовлетворения потребностей, а рынок не имеет четких продуктовых границ. Продуктовые границы рынка для отрасли торговли можно определять через функции, которые торговля оказывает покупателям, т. е. услуги оптовой и розничной торговли.

Географические границы отраслевого рынка определяются границами территории, в пределах которой действуют одинаковые правила торговли, таможенные правила и условия конкуренции, а разница в транспортных расходах несущественна для потребителя и не оказывает влияния на решение о покупке товара.

Временные границы отраслевого рынка определяются периодом, в течение которого предприятия своевременно и в полном объеме обеспечивают потребителей товаром, могут управлять спросом через комплекс маркетинговых мероприятий. Как правило, временные границы совпадают с этапами жизненного цикла товара.

Границы отрасли — понятие условное, они могут варьироваться в зависимости от изменяющихся экономических условий. Например, с появлением новых товаров-заменителей, новых товаров-конкурентов, с изменением структуры отрасли (появляются новые группы потребителей, поставщиков) расширяются (или сужаются) отраслевые границы.

Сегментирование рынка предполагает разделение его на группы покупателей. Сегмент рынка, освоенный предпринимателем, составляет рыночную нишу, а часть рынка, отличающаяся особенностями предмета деловых отношений — товаром, составляет сектор рынка (например, рынки средств производства, предметов потребления, инвестиций, ценных бумаг, услуг, интеллектуальных продуктов).

2.3. Инфраструктура потребительского рынка

Функционирование потребительского рынка призвана обеспечивать соответствующая инфраструктура — совокупность институтов и средств, поддерживающих основные рыночные процессы, взаимосвязи между продавцами и покупателями, продвижение товаров и их обмен на деньги, а также эффективность хозяйственной деятельности субъектов потребительского рынка в воспроизводственном процессе.

Признаком услуг инфраструктуры является их утилитарность, т. е. способность и свойство служить средством или условием для осуществления другой деятельности, которая выступает по отношению к услугам инфраструктуры в качестве цели и способствует достижению последней.

В составе инфраструктуры потребительского рынка различают:

• институциональные условия функционирования субъектов рынка;

• информационную систему, поддерживающую выработку управленческих решений предпринимателями;

• материально-вещественные условия осуществления предпринимательской деятельности;

• объединения и ассоциации предпринимателей;

• систему подготовки кадров для потребительского рынка;

• технические средства информатизации бизнес-процессов, методическое и программное обеспечение.

К основным элементам инфраструктуры потребительского рынка относятся:

• организации оптовой и розничной торговли;

• организации, оказывающие бытовые услуги (прачечные, парикмахерские, обувные мастерские);

• предприятия массового питания и ресторанного бизнеса;

• посреднические организации;

• складское хозяйство;

• товарные биржи, ярмарки, аукционы, выставочные комплексы;

• рекламные агентства;

• информационно-методические центры;

• организации, оказывающие образовательные услуги, и др.

Исключительную роль в формировании потребительского рынка, адекватного современным требованиям, играет информационно-коммуникационный комплекс, что предполагает необходимость совершенствования соответствующих структур (например, коммерческого информационно-коммуникационного центра, обеспечивающего решение задач по информационному обеспечению участников потребительского рынка как со стороны предложения (производители, торговля), так и спроса (потребители)). Например, в Москве действует единая городская автоматизированная система информационного обеспечения и аналитики потребительского рынка (ЕГАС СИОПР), которая представляет собой совокупность прикладных программных систем и баз данных.

Среди структурных элементов потребительского рынка наиболее важную роль с точки зрения доведения товаров и услуг до потребителей и занимаемой доли в объеме товарооборота играют организации торговли, которые определяют возможности производителей и способствуют продвижению товаров до потенциальных потребителей.

Проанализируем инфраструктуру мегаполиса Москвы, где сформирована крупнейшая в России инфраструктура потребительского рынка и услуг. В ее составе представлено 43 520 тыс. предприятий стационарной сети сферы торговли и услуг, из них более 20 тыс. предприятий торговли, более 11 тыс. предприятий бытового обслуживания, более 11 тыс. предприятий общественного питания.

Только в 2013 г. сетевыми компаниями в Москве было открыто 267 новых магазинов (в 4 раза больше, чем планировалось), в I квартале 2014 г. — 479 новых магазинов (почти в 2 раза больше, чем планировалось на весь 2014 г.). Это обусловлено устойчивым финансовым положением крупного сетевого ритейла столицы. Основная роль в развитии сетевых предприятий сохранилась за тремя сетевыми компаниями:

X5 Retail Group, «Дикси», «Магнит» (40,4 %). В 2013 г. в Москве были открыты 16 крупных торговых объектов, которые обеспечили увеличение качественных торговых площадей на 606,2 тыс. м 2. Была осуществлена работа по вовлечению малых и средних предприятий отрасли в «сетевые технологии» посредством развития института франчайзинга 16. Количество магазинов, работающих по этой системе, составило 308 ед. (рост с 2012 г. на 14,5 %). Кроме того, функционирует более 20 тыс. объектов мелкорозничной торговли.

Таким образом, положительная динамика прироста сети розничной торговли в целом по Москве способствовала увеличению показателя обеспеченности населения торговыми площадями, который на 01.01.2014 г. составил 823 м 2 на 1 тыс. жителей при нормативе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в 709 м 2 (рис. 2.1).

Положительным результатом развития отрасли города можно считать и то, что в результате развития инфраструктуры потребительского рынка и услуг в стационарных предприятиях отрасли за 2014 г. создано более 20 тыс. новых рабочих мест.

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию торговли на потребительском рынке, является недостаточный уровень торговой инфраструктуры для развития современных форматов по сравнению с зарубежным опытом.

Что касается уровня развития базовой инфраструктуры (дороги, склады, торговые объекты, сети электроснабжения), можно выделить следующие проблемы:

Рис. 2.1. Фактический уровень обеспечения населения торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей в разрезе административных округов (с учетом некапитальных объектов)

• недостаток имеющихся площадей для размещения торговых объектов;

• сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений под строительство новых торговых объектов;

• ограниченные возможности по подключению к сетям коммунального хозяйства, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство объектов;

• слабое развитие дорожной инфраструктуры, которое нарушает процесс товарообмена между регионами;

• недостаток складских помещений, особенно для товаров, требующих специальных условий хранения (продукты питания), способствующий увеличению товарных потерь, снижению рентабельности производственных и торговых предприятий.

К проблемам в области инфраструктуры услуг для сектора торговли (логистические компании, дистрибьюторы и оптовые поставщики, лицензирующие организации, рекламные агентства, образовательные учреждения) относятся:

• слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли;

• недостаточный уровень развития кооперации;

• наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.

2.4. Основные элементы механизма функционирования потребительского рынка

Основные элементы рыночного механизма — это спрос, предложение, цена и их взаимодействие на основе действия основных экономических законов рынка. В рыночной экономике торговые предприятия ориентируются на спрос, увязывая свои возможности и ресурсы с требованиями рынка.

Современный потребительский рынок характеризуется конъюнктурой, емкостью рынка, уровнем цен, конкуренцией (рис. 2.2).

Конъюнктура рынка — совокупность сформировавшегося в каждый данный период времени комплекса экономических условий на потребительском рынке, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Главные признаки и элементы, характеризующие конкурентный рынок в конкретный отрезок времени, — это спрос, предложение, цена.

Спрос — платежеспособная потребность человека, обеспеченная денежным эквивалентом, ориентированная на покупку определенного товара (услуги) и подлежащая удовлетворению.

Потребности — требующая удовлетворения нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности. Потребности могут быть первичные (биологические, физиологические) и вторичные (социальные, психологические и др.) Потребности определяют спрос.

Реальный (действительный) спрос — весь фактический спрос на товары. Его размеры определяются финансовыми средствами, которые население может предъявить для покупки товаров. Реальный спрос на потребительском рынке в зависимости от обеспечения товарами или услугами может быть реализованным или неудовлетворенным.

Рис. 2.2. Характеристики потребительского рынка

1. Реализованный (удовлетворенный) спрос фактически реализуется в результате покупки товаров и представлен в торговле в виде товарооборота.

2. Неудовлетворенный спрос не может быть реализован из-за отсутствия в продаже необходимых товаров или их несоответствия по ассортиментной структуре и качеству предъявляемым требованиям. Неудовлетворенный спрос может быть явным и скрытым.

3. Явный неудовлетворенный спрос проявляется в виде денежных средств, накопленных у населения из-за отсутствия необходимых товаров или несоответствия их качества предъявляемому спросу.

4. Скрытый неудовлетворенный спрос реализуется при покупке взаимозаменяемых товаров (деньгами не представлен).

Отложенный спрос — спрос, не связанный с уровнем товарного предложения, возникает из-за временного отсутствия условий для приобретения товаров, например, ожидание сезонных распродаж.

На формирование спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

Цена — денежное выражение стоимости товара. Каждый товар имеет стоимость, на формирование которой влияет общественная полезность блага, его редкость и общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию товаров. На базе стоимости товаров формируется цена. Цена должна быть конкурентоспособной, но при этом каждый рубль, вложенный в производство, должен давать прирост цены, тогда будет обеспечена эффективность производства. К сожалению, в России имеет место большое количество посредников на потребительском рынке, что искажает ценовую информацию.

На потребительском рынке действует закон спроса, который отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса. Спрос изменяется в обратной зависимости от цены: с понижением цены спрос увеличивается. Однако бывают исключения: закон спроса не действует в случаях ажиотажного спроса, вызванного инфляционными ожиданиями; для редких дорогостоящих товаров; при переключении спроса в категорию более дорогих высококачественных товаров.

Эластичность спроса по цене отражает реакцию на изменение цен. Высокая эластичность означает изменение спроса даже при незначительном изменении цены. При низкой эластичности спрос мало реагирует на изменение цены.

Среди неценовых факторов, влияющих на спрос, выделяют:

• изменение доходов потребителей, их вкусов и предпочтений;

• изменение состава и количества покупателей и их инфляционные ожидания;

• методы стимулирования продаж;

• информационное и рекламное сопровождение товаров;

• изменение цен на товары — субституты (взаимозаменяемые, например, чай/кофе, билеты на поезд/самолет) и на комплементарные товары (взаимодополняемые, например, при покупке автомобиля необходимо учитывать его комплементарий — бензин).

Также на формирование спроса влияют природно-климатические факторы, социальная политика государства, национальные особенности и др.

Товарное предложение — количество товаров или услуг, предназначенное для реализации на рынке при данном уровне цен (подробно товарное предложение рассмотрено в главе 4).

На предложение товаров на потребительском рынке влияют следующие неценовые факторы: стоимость факторов производства, применяемые технологии, инфляционные ожидания производителей, издержки производства, размер налогов и субсидий, число товаропроизводителей, уровень конкуренции на рынке, появление новых товаров на рынке.

Конкуренция — элемент рыночных отношений, обеспечивающий взаимодействие между субъектами рыночного хозяйства. Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации. Конкурентная борьба за экономическое процветание — закон рыночного хозяйства. Несомненно, конкуренция — двигатель экономического прогресса, так как предприниматель стремится усовершенствовать технологии, повысить качество товаров, оптимизировать издержки, рационально использовать ресурсы. Лауреат Нобелевской премии (1974 г.) Фридрих фон Хайек высказал мнение, что конкуренция эффективнее показывает, как надо производить вещи, а Йозеф Шумпетер (австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли) утверждал, что конкуренция представляет соперничество старого с новым.

Ценовая конкуренция предполагает продажу по более низким ценам, чем у конкурента, за счет снижения издержек производства или прибыли. Крупные фирмы используют демпинг в целях вытеснения конкурентов. К факторам неценовой конкуренции относятся качество, торговое и послепродажное обслуживание, реклама, отличительные свойства товаров.

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от стадий «жизненного цикла». В условиях глобализации экономического пространства и открытой экономики, когда товары и услуги свободно перемещаются через границы государства, обострения конкуренции и влияния факторов внешней среды на субъекты и объекты потребительского рынка, большинство товаров имеет короткий жизненный цикл. Это вызывает необходимость обновления и расширения товарного ассортимента.

Жизненный цикл товаров (ЖЦТ) — время, в течение которого товар пребывает на рынке от момента его появления до снятия с производства.

Рассмотрим стадии жизненного цикла товаров:

• стадия внедрения новой продукции — характерны незначительные объемы продаж и высокие цены, низкий уровень конкуренции, отсутствие прибыли;

• стадия роста — характерно увеличение объемов продаж, сохранение высоких цен, активизация спроса и конкуренции, появление прибыли;

• стадия зрелости — объем продаж достигает максимума и стабилизируется, происходит насыщение спроса, замедление темпов роста продукции, снижение издержек обращения и цен, обострение конкуренции, рост прибыли.

• стадия спада — спрос на продукцию снижается до минимума, соответственно объем продаж и прибыль уменьшаются, уровень конкурентной борьбы снижается, продукция снимается с производства.

Для предпринимателя самая прибыльная стадия зрелости (насыщения).

От объема потребительского спроса зависит емкость рынка.

Емкость потребительского рынка — максимально возможный объем реализации товаров в течение года при данном уровне товарного предложения, платежеспособного спроса и цен.

Емкость рынка определяется платежеспособностью потребителей и уровнем потребительских цен. Также на емкость рынка влияют производственные факторы (прогрессивные формы организации производства — специализация и концентрация, кооперирование производства), развитие транспортных связей, оптимизация логистических звеньев товародвижения, занятость населения и доходность дифференцированных групп населения, демографические факторы, состояние рынка рабочей силы и другие факторы внешней и внутренней предпринимательской среды.

1. Общая емкость рынка страны определяется на основе суммирования ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера):

Ер= П — Э + И,

где П — объем производства товаров в стране, руб.; Э — объем экспорта товаров, руб.; И — объем импорта товаров, руб.

2. Емкость товарных рынков определенного региона определяется суммированием всех ее источников, среди которых — спрос или покупки населения (местного и приезжих) и спрос организаций социального характера:

Ер = Сн + Сорг + Спр ,

где Ер — емкость регионального рынка, руб.; Сн — спрос населения, руб.; Сорг — спрос организаций социального характера, руб.; Спр — спрос приезжих в данном регионе, руб.

Контрольные вопросы

Ответьте на вопросы.

1. В чем, по вашему мнению, состоят истоки зарождения деловых отношений на земле?

2. Как развивалась внешняя торговля в период Киевской Руси?

3. В каком веке на Руси появились купец-профессионал и первые деньги?

4. Каковы исторические условия возникновения рынка?

5. Что обозначают понятия «рынок», «потребительский рынок»? 6. Какие экономические условия определяют конъюнктуру рынка? 7. Какие показатели определяют емкость рынка?

8. Что означает категория «спрос»? В чем заключается взаимосвязь спроса и предложения?

9. В чем состоит суть конкуренции? Стимулирует ли конкуренция инновационные процессы в торговле?

10. Как проявляется зависимость объема продаж и прибыли на разных стадиях ЖЦТ?

Практические задания

1. В анализируемом периоде заработная плата населения региона составила 500 млн руб.; пенсии, субсидии, пособия — 200 млн руб.; налоги и сборы — 180 млн руб. Предполагаемый спрос приезжих — 80 млн руб. У населения региона имеются нетоварные расходы в объеме 100 млн руб. Продажа предприятиям через розничную торговую сеть мелких партий товаров составила 200 млн руб.

А. Разберите ситуацию, определите объем спроса населения региона в данном периоде, определите емкость регионального рынка. Вывод обоснуйте.

Б. Назовите виды спроса на потребительском рынке по признаку его удовлетворения. Какой из видов спроса представляет наибольший интерес для торговых предприятий? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Определите общий объем спроса (млн руб.), ожидаемого в предстоящем году на рынке потребительских товаров, исходя из следующих оценок специалистов. Предполагается, что на оплату услуг население города израсходует 20 % своих совокупных доходов.

Таблица 2.1. Показатели спроса населения

3. Определите реальный (действительный) спрос населения города в данном периоде, исходя из данных табл. 2.2.

Таблица 2.2. Показатели спроса населения

4. Определите величину реализованного спроса и степень спроса на овощи, исходя из данных табл. 2.3.

Таблица 2.3. Исходные данные

5. Подготовьте доклады с презентацией на темы:

• «Инфраструктура потребительского рынка в России»;

• «Товарное предложение и насыщенность потребительского рынка».

6. Напишите эссе: «Изменение конъюнктуры потребительского рынка в условиях влияния факторов внешней среды в современной России».

7. Подготовьтесь к семинару: «Инфраструктура потребительского рынка и институциональная структура отрасли торговли».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

11

Волго-Балтийский (Волжский) торговый путь.

12

Малышков В. И. Два вступления России в капитализм. Очерки о торговле/В. И. Малышков. — М.: Столичный бизнес, 2012.

13

Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве/И. Т. Посошков. — М., 1911.

14

Котлер Ф. Основы маркетинга/Ф. Котлер. — М.: Прогресс, 1990. — С. 54.

15

ГОСТ Р 51303–2013. «Торговля. Термины и определения» (устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли).

16

Франчайзинг (от фр. franchise — льгота, привилегия) — система отношений между правообладателем (франчайзером), который предоставляет другой стороне — пользователю (франчайзи) право использовать в его предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (товарный знак, фирменный стиль, технологии ведения бизнеса) на возмездной основе по договору концессии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я