Именно, в 13 былинах из 50
хореические строки занимают 75 и более процентов всех схемных строк.
Если бы в наших
хореических былинах пятистопные стихи преобладали над шестистопными, это было бы верным признаком древности текста.
К тому же товарищи иногда насмехались над моими нервными движениями
хореического характера, присущими мне с детства.
Нижний, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении
хореический ритм или аллитерацию на «р», нет даже надобности знать язык, на котором оно написано, это и так слышно.
Из трёх выделенных типов ритма на однородные
хореические стопы разделяются лишь два; средний приходится уже квалифицировать как «хорео-дактилический».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: паровозишко — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Среди
хореических вариаций короткие строки держатся на последнем месте (правда, на первом – не длинные, а средние, так что силлабическое единообразие стиха в имитации сильнее, чем в подлиннике).
Длина стиха каждого метра называется его размером и определяется числом стоп: так, размеры
хореического метра – это 2-стопный, 3-стопный, 4-стопный хорей и т. д.
Стопная теория рассматривает народный стих как силлабо-тонический: мерой стиха являются повторяющиеся стопы, по большей части
хореические; когда же разложить стих на одинаковые стопы оказывается невозможным, то вводится понятие комбинации различных стоп и говорится о стихе «хорео-дактилическом», «анапесто-ямбическом» и т. п.
На почве русского языка этот десятисложный стих приобретает
хореический ритм (становится пятистопным хореем), а квантитативная концовка заменяется дактилическим окончанием.
Это вполне понятно: соблюсти в былине однообразный
хореический ритм гораздо легче, чем уследить за правильностью изменчивого тактовика.
Закономерности заполнения такой таблицы ясны: вокруг икта с пропущенным ударением неизбежно располагаются более длинные слова, а стало быть, процент тяжелоударности смежных иктов повышается; рядом с нулевой,
хореической анакрусой (и рядом с нулевым, мужским окончанием, чего на этой суммарной таблице не видно) столь же неизбежно располагаются более короткие слова, а стало быть, процент тяжелоударности понижается; в остальных местах процент тяжелоударности держится около 70–80 %.
Мельчайшей единицей стиха им представлялась стопа, то есть – для ямбического и
хореического стиха – группа из двух слогов с ударением на первом (хорей) или втором (ямб) из них.
В тот самый миг, когда следовало окончиться последнему аккорду, певец вдруг подхватил его своей оригинальной,
хореическою поэмой, и снова темноту, в которой блуждал я, прорезал музыкальный поток слов, возбудивший новый хохот со стороны публики и вызвавший новое извинение со стороны певца.
Оказывается, на меня порой находило ямбическое и
хореическое настроение (о существовании дольников, тактовиков и остального я тогда ещё не подозревал).
Две строфы миниатюры (первая и пятая) написаны неметрической прозой, хотя и начинаются одной и той же
хореической фразой: «Лёд и снег нетленным саваном…»; остальные выполнены цепным анапестом.
Эта авторская уверенность подчёркнута и ритмически: в заключительных стихах плавное
хореическое «разговаривание стихами» сменяется ямбом – «действенность» поэтических строк резко возрастает.
Симптомы появляются в возрасте 25–50 лет:
хореические гиперкинезы (непроизвольное гримасничанье, усиление жестикуляции, интенционное дрожание, пошатывание при ходьбе), психические нарушения, начинающиеся с повышенной возбудимости, снижение памяти, внимания и прогрессирующие до развития глубокой деменции, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Повторяя этот термин раз за разом, – может, в том же ритме, с каким сжимаешь мяч, – ты сведёшь его до пустого набора фонем, одних формант и фрикативов, с
хореическим ударением, означающих ровным счётом ничего.
Двигаясь в обратном направлении, получим: русское стихосложение должно быть
хореическим для того, чтобы получался одиннадцатисложник.
Говоря, что стихотворные тексты нашей подборки монтируются из готовых формул, мы вряд ли преувеличиваем: думается, что каждый, у кого хватило терпения прочитать вышеприведённую опись стиховых стереотипов, сам без большого труда сможет импровизировать подобные
хореические тексты.
Стало быть, мы имеем право считать нормальным стихом основной массы гильфердинговских былин тактовик, а в
хореических былинах видеть лишь одну из тенденций дальнейшей эволюции этого стиха.
Среди хореев ещё резче выдвигаются на первый план короткие, 4-стопные: на короткие строки приходятся три четверти всех
хореических вариаций.
Процентные данные по нашему материалу представлены в таблице 4 (исторические песни с женским окончанием, в которых
хореических строк очень мало, из таблицы исключены).
Хореический ритм соблюдается в пятой строке («перенять») – перенимается строкой.