Она также не претендует на систематический анализ критики
структурализма.
Так основной постулат классического
структурализма о произвольности знака превращался в доказательство невозможности политики языка, если под ней не подразумевалась систематическая нормализация или замена системы письма.
И всё же именно с этим последним пунктом онтологический
структурализм никак не соглашается.
Между тем значение их трудов для развития
структурализма – бесспорно.
Известно, что сегодня в мировой науке об искусстве русский формализм рассматривают предшественником
структурализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мелкоплодный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Такое восприятие формалистов следует признать верным, поскольку в своих подходах к искусству они действительно
структурализм предвосхитили.
На смену
структурализму и функционализму приходят другие направления и школы.
Нападать на них означает одновременно ставить под сомнение постулаты
структурализма и республиканскую историю французского языка.
Так, во французском
структурализме основательно проработана тема защиты сознания от власти идеологий (подробнее см.: Гусельцева, 2013).
Главный методологический принцип
структурализма – «примат отношений над элементами в системе», их и надо изучать в первую очередь.
Основы семиотики заложили представители европейского
структурализма 1920–1930-х гг.
Один из основоположников
структурализма.
Некоторые исследователи называют его постструктурализмом, поскольку теоретические концепции построены на трансформированной методологической основе
структурализма.
Он будет активно оспариваться главными персонажами этой книги: советскими «строителями языка» и французскими языковыми «деконструкторами», преодолевшими влияние
структурализма.
С точки зрения
структурализма к нарративам относятся не только роман, повесть и рассказ, но также и пьеса, кинофильм, балет, пантомима, картина, скульптура и т. д., поскольку изображаемое в них обладает временной структурой и содержит некое изменение ситуации.
Но при этом, что примечательно, и опыт собственно
структурализма, и опыт формалистов она рассматривает в русле преодоления традиционной эстетики и движения к научности, которой столь озабочена теория искусства истекшего столетия.
Впрочем, культ лингвистики к появлению
структурализма в теории искусства был уже знаком по «формальной» школе, ведь это именно формалисты, реализуя свой проект новой поэтики, провозгласили лингвистику единственной наукой, способной помочь им такой проект реализовать.
Преобладают многофакторные концепции креативности (творческих способностей), отражающие не только сложность и многоаспектность самого изучаемого феномена, но и попытки исследователей систематизировать всю накопленную информацию по данной проблематике в традициях
структурализма.
Это суждение, кроме всего прочего, показательно ещё и тем, что представляет его автора уже не как классика
структурализма, а именно как исследователя, успевшего отойти от того метода, с которым ещё недавно его имя ассоциировалось, а именно как постструктуралиста.
Но в тот момент философия подвергается резкой критике со стороны
структурализма и его передового крыла, лаканизма.
В рамках обновлённого
структурализма язык остаётся «тем же самым» во время «самых глубоких социальных потрясений», доказательством чего может служить русский язык: «Начиная с 1917 года структура русского общества претерпела радикальные изменения, и это самое мягкое определение, что мы можем дать, однако со структурой русского языка ничего подобного не произошло».
Таким образом, представление о том, что искусство является языком (то есть знаковой системой), стало общепринятым в парадигме
структурализма и семиотики.
Структурализм считает, что социальные явления обусловлены не только индивидуальными действиями, но и социальными структурами и закономерностями.
Впрочем, с появлением лингвистического неопозитивизма и лингвистического
структурализма семиология распространилась настолько, что может рассматриваться как междисциплинарная наука современной эпохи.
Однако анализ текста показывает, что это эссенциалистский аналог идей
структурализма, онтологии коммуникации и синергетики, которые более убедительно уже были разработаны в методологии науки.
Одновременно значимую роль в эпистемологии социогуманитарных наук сыграл
структурализм.
Достижения
структурализма и формализма не забыты, ведь именно на их основе делаются новые предположения и догадки, ведущие на совершенно новую и неисследованную территорию.
Таким образом, в философии, эстетике, культурологии, истории и теории искусства XX в. мы наблюдаем последовательную разработку системной методологии, учитывающей опыт
структурализма и постструктурализма.
Дихотомия языка и речи была принята в качестве постулата и в классических школах
структурализма.
Причина заключается не только в необязательности и поверхностности вирусных спекуляций на тему постструктурализма, но и, собственно, в длящейся сегодня невозможности признать историю
структурализма ни продолжающейся, ни законченной.
Поэтому традиционное исследование общества с помощью методологии
структурализма и социальной синергетики становится всё более бесперспективным и как бы смещается с разработки организационно-управленческих форм социального взаимодействия в область духовной самоорганизации.
В частности,
структурализм можно считать одним из успешных способов преодоления «поэтичности» философии, её «распредмечивания».
Представляется, что эти (и многие иные) различения и констатации в конечном счёте восходят к работам представителей философского
структурализма второй половины XX века.
Значимый шаг в разработке направления семиологии власти был предпринят в рамках работ представителей французского интеллектуального направления
структурализма.
Вспомним: бинарная оппозиция (лат. bini – ‘два‘) – это «противопоставление понятий, действий, ситуаций… которые в свете
структурализма рассматриваются как логические основы мыслительной деятельности человека и кодовых операций информационно-компьютерной техники» [http//dedovkgu.narod.ra/bib/slovar.htm].
Одним из фундаментальных принципов
структурализма является представление об арбитрарном характере знака; идея о том, что между словом и вещью нет смысловой связи.
Поразительно, что даже специалисты по истории современной философии до сих пор не смогли определиться, должна ли в отношении
структурализма идти речь о периоде или всё же о методе, и вопрос этот бьёт рекорды одновременно как по неразрешимости, так и по общему безразличию, которое ему сегодня адресуется.
Первый из них непосредственно касается основного постулата культурно-антропологического
структурализма о произвольности и немотивированности соотношения означающего и означаемого.
Обе эти идеи обладают непривычной для литературоведения чертой – они являются обобщениями, причём обобщаются здесь не элементы синхронного среза литературы (тогда получилась бы не теория, а таксономия – в духе
структурализма) – генерализации подлежит литературная диахрония.
Ещё пять минут назад сидела она рядом, рука наполнялась её прохладной маленькой ладошкой и пальчиками, она улыбчиво пыталась разобрать, что такое сложное и высокоумное читает брат (какой-нибудь чуждый простенькой девице строгий
структурализм двадцатых годов), склонялась к неразборчивому почерку.
На наш взгляд, именно
структурализм (как школа и как метод) с его поиском закономерностей в текстах разного рода вывел гуманитарное знание на новый уровень научности.
Дело не только в том, что сам язык первоначально возник, чтобы обозначить и «показать» то, что физически не может быть увидено; эволюция романа, особенно в нынешнем веке, а тем более с момента возникновения
структурализма и семиологии (то есть более точного знания о природе языка и художественного текста), всё больше и больше связана с теми сторонами жизни и с тем образом чувствования, которые никогда не смогут быть переданы визуально.
Своей философской задачей
структурализм видел поиск необходимых и универсальных свойств языка, которые лежат в основе и предшествуют его эмпирическим непостоянным свойствам.
Важное место в изучении искусства занял
структурализм, вдохновлявшийся методами лингвистики и этнологии.
Но то, что формулирует один из лидеров
структурализма, формировалось постепенно под воздействием тех идей, что к этому времени оформились в сфере этнологии.
То, что
структурализм придаёт в конституировании текста особую значимость языку, означает требование научности как главное в построении новой поэтики.
Изложенный подход к определению общества выражает позицию сторонников
структурализма.