Наш историко-философский курс будет посвящён философии
экзистенциализма.
Мы говорили уже, что французский
экзистенциализм научился находить пограничные ситуации, абсурд и парадокс повсюду.
В ней речь пойдёт об основных представителях
экзистенциализма XX века.
Современный
экзистенциализм и даже неоортодоксальная протестантская теология тоже попали под влияние стоицизма.
Атеистический
экзистенциализм, представителем которого являюсь я, более последователен.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вскружить голову — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сразу скажу, что немецкий
экзистенциализм у нас в курсе как птица на одном крыле полетит.
Различие между атеистическим и христианским
экзистенциализмами вообще является фикцией.
Во-первых, что важно,
экзистенциализм рассматривает человека не как род.
Именно поэтому центральными категориями
экзистенциализма оказались жизнь и смерть, а не человек и его бытие в бытии вселенной, природы.
А
экзистенциализм говорит о человеке как об индивиде – это очень существенно.
Исходя из этого, рядом авторов делается вывод о том, что позиция
экзистенциализма есть в теоретическом плане выражение индивидуализма.
Эта книга вводит нас в саму суть экзистенциальной проблематики, не в историю
экзистенциализма.
Затем мы пойдём по основным ключевым фигурам, начиная с некоторых предшественников
экзистенциализма и кончая, собственно говоря, крупнейшими его представителями.
Вот краткое представление об отношении
экзистенциализма к родным, врагам, друзьям и близким. Откуда он вырос, куда врос, с чем боролся, от чего отталкивался.
Но это очень непродуктивное и формальное понимание
экзистенциализма.
В этом смысле
экзистенциализм с марксизмом и фрейдизмом сражаются, спорят и не могут сойтись.
Экзистенциализм пытается защитить человеческое достоинство и свободу в ситуации абсолютно жуткой и бесчеловечной.
Если до этого я говорил о философских корнях, о генеалогии, об истории философских направлений, то сейчас мы немного поговорим о социокультурном контексте появления
экзистенциализма.
Недопонимание в сфере
экзистенциализма можно легко понять.
Полностью согласна с этим обворожительным основоположником
экзистенциализма, обладающим не только пышной шевелюрой, но и удивительным даром говорить простым языком о сложном.
Экзистенциализм подчёркивал значение гуманистического сознания как источника моральной ответственности и политической свободы.
Но признаю, что своими исследованиями я во многом обязан интеллектуальной традиции
экзистенциализма.
Человек не предопределён в своей сущности ни природой, ни обществом, ни богом (даже в религиозном
экзистенциализме именно человек «выбирает» бога).
Поскольку настоящая лекция посвящена рождению русского
экзистенциализма,постольку мы и сосредоточимся на «Записках из подполья».
Несмотря на то, что метод имеет экзистенциальную направленность, он не берёт начало в какой-либо школе экзистенциальной психотерапии или в философских идеях
экзистенциализма.
Одним из основополагающих постулатов
экзистенциализма становится идея, что существование предшествует сущности.
Известно, что основатели
экзистенциализма считали, что «сущность человека не имеет общих определений и поэтому не может дать основания для формулирования каких-либо нравственных принципов».
Ранний
экзистенциализм является попыткой вернуть философии утраченное экзистенциальное измерение жизни человека.
Один из акцентов поставлен автором на знакомстве с теорией
экзистенциализма и методах философии и психологии настоящего времени.
Их называли предтечами
экзистенциализма.
Экзистенциализм стремится постигнуть бытие «как некую непосредственную целостность субъекта и объекта».
Если дан экзистенциальный материализм, то тем самым дан и материалистический
экзистенциализм.
Чтобы лучше понять суть
экзистенциализма, необходимо обратиться к его историческому контексту – к ключевым моментам, предшествующим и способствующим его становлению.
Подчеркнём, что именно в контексте
экзистенциализма рассматривается человек в сущностном единстве объекта и субъекта, которое воплощается в «экзистенции» как некой трансцендентальной реальности (выходящей за пределы её понимания).
Человек перед лицом смерти – классическая тема
экзистенциализма, и некоторая с ним близость явственна здесь.
Их идеи получили своё продолжение в концепциях
экзистенциализма, интуитивизма, прагматизма, фрейдизма.
– Ну, Бог с этим вопросом, вы лучше скажите, что вы думаете о понятии
экзистенциализма?
Сторонники
экзистенциализма утверждают, что «ничто» обнаруживается лишь благодаря страху[15].
Экзистенциализм утверждает: раз человек делает сам себя, в результате своей эволюции, то и история – тоже продукт его деятельности.
Есть основания полагать, что аналитическая концептуализация проблемы экзистенциального опыта в философии до сих пор не была выполнена, а экзистенциальные сдвиги в области социально-гуманитарных наук не были в должной мере осмыслены, как и особенности развития
экзистенциализма во второй половине XX-начале XXI вв.
Разумеется, социально-исторический контекст становления
экзистенциализма и идей отдельных его представителей интересен и сложен и не позволяет однозначно судить о степени трагичности, отчаяния или обнадёживающего характера их философии.
Одним из центральных вопросов
экзистенциализма является поиск смысла в мире, который часто оказывается абсурдным и бесполезным.
Для ответа на эти вопросы обратимся к основным положениям
экзистенциализма.
Философский
экзистенциализм характеризует безверие в своей мрачной терминологии: Страх, Ужас, Скука, Тоска, Пошлость, Фантазмы.
– Каков эрудит! – говорит он. – В философии вы, конечно, профан. И про учение
экзистенциализма ничего не знаете!