Умышленное сужение, расширение, смягчение или усиление тезиса с целью одержать победу в споре можно считать эффективными
софистическими уловками.
Я не хочу сейчас разворачивать
софистический спор, достаточно лишь того, что мы просто выразим здесь свою позицию.
Оно пригрело под своим крылом всевозможные
софистические ухищрения и лицемерие.
Погрешности, содержащиеся в
софистических умозаключениях, чаще относятся к содержанию, чем к форме.
Справедливо, как мы и раньше заметили, что риторика состоит из науки аналитической и науки политической, касающейся нравов, и что она в одном отношении подобна диалектике, в другом –
софистическим рассуждениям.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наряд-заказ — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Красота стиля не составляет потребности для национальной экономии – это не только не достоинство, напротив, это недостаток в национально-экономическом труде, так как к красоте стиля нередко прибегают для того, чтобы прикрыть недостаток или слабость логики и выдать
софистические доказательства за основательные и глубокомысленные.
Это было
софистическое искусство придавать своему незнанию или даже преднамеренному обману вид истины, подражая основательному методу, предписываемому вообще логикой, и пользуясь её топикой для прикрытия любого пустого утверждения.
Таким образом, вторая часть трансцендентальной логики должна быть критикой этой диалектической видимости и называется трансцендентальной диалектикой не как искусство догматически создавать такую видимость (к сожалению, очень ходкое искусство разнообразного метафизического фиглярства), а как критика рассудка и разума в сверхфизическом применении разума, имеющая целью вскрыть ложный блеск его беспочвенных притязаний и низвести его претензии на изобретение и расширение [знаний], чего он надеется достигнуть исключительно с помощью трансцендентальных основоположений, на степень простой оценки чистого рассудка и предостережения его от
софистического обмана.
Они склонны к нововведениям и всегда готовы их оправдать либо прецедентами, либо ссылками на
софистическую теорию истории.
И опять-таки самим фактом безусловного критического и вместе с тем совершенно положительного отношения своего мышления к действительной жизни он обличал внутреннюю несостоятельность
софистической псевдокритики.
Аристотель в трактате «О
софистических опровержениях» дал первую классификацию софизмов.
Этот тезис, как следует из вышеизложенного, подтверждает («от противного») и внутренняя логика развития социально-политической теории основанной на
софистических принципах.
Характеризуя общие основания утопической мысли, можно сказать, что она, наряду с религиозным индифферентизмом, опирается также ещё на два важнейших принципа
софистической традиции, – искусственность, произвольность государства как формы организации общественной жизни, и равенство индивидов.
Диалектический метод не исключал возможности вероятностного суждения и во многом основывался на стремлении убеждать любой ценой, используя
софистические посылки, которые неприемлемы для естествознания в целом и медицины в частности.
Вне зависимости от того, современны ли эти тексты друг другу или нет, характер у них один и тот же: они вышли из греческой или грекоязычной среды, где, пусть и при помощи
софистических аргументов, астрологию можно уверенно защищать.
Представители
софистической школы могли доказать в одной речи и тезис и антитезис (наёмные писатели речей иногда писали речи одновременно для обвинения и защиты).
Но поскольку производство и товарное обращение исключительно динамичны, многофакторны и, кроме того, в огромной степени зависимы от людей со всеми их, настоящими, причудами (талантливостью, технической и организационной способностями, изобретательностью, хитростью и даже стройными ножками продавщицы), а сам абстрактный общественно полезный труд есть вещь в себе и вообще не поддаётся хотя бы какому-либо численному выражению, то автор вынужден заняться
софистической игрой в цифры для получения желаемой прибавочной стоимости и доказательности тем самым ненавистной ему эксплуатации труда капиталом.
Государство разговаривает с ней – проводником своих идей, посредством
софистического вида суждений, чтобы добиваясь своего, скрывать при этом истинное положение вещей: пусть пропагандируют то, что ей велят, а не то, она считает нужным вводить в массы.
Стало быть, и тот род приобретающего искусства, который занимается меной и продажей чужих или собственных изделий, в обоих случаях, Коль скоро оно занимается продажей познаний о таких вещах, ты, очевидно, всегда будешь называть
софистическим.
Отрицание безусловного сознания с логическою неизбежностью приводит к оправданию известных
софистических положений.
Надо признаться, статья была живо и мастерски написана, содержала много верных заметок, сделавшихся теперь уже общим достоянием, как, например, заметку о меткости и исторической важности непосредственного чувства в народных массах, о родственной связи, существующей всегда между стремлениями великих умов и инстинктами общества и проч.; но всё это не ослабляло её основного
софистического характера, отстранявшего вполне критические отношения к общественным вопросам.
Поэтому псевдодиалектичность, точнее,
софистическое смешение добра и зла, подчёркивание их относительности – лишь «нас возвышающий обман».
Если бы кто-либо усомнился в этом и счёл различение самонаблюдения от внутреннего восприятия
софистической тонкостью, то ему стоит только припомнить, – оставаясь в границах того же примера, – что человек до известных пределов является господином своих состояний, что он имеет некоторый контроль над ними.
Такие черты
софистической идеологии как: индивидуалистическое возвышение человека, религиозный скепсис и нравственный релятивизм, конструктивистское отношение к государству и обществу, – характеризуют её как просветительскую по типу.
Имея большойличный опытпротивостояния тоталитарному коммунистическому режиму и его последствиям и хорошо зная
софистические методы коммунистов и их наследников, мы не сомневаемся, что на пути идеи международного осуждения коммунизма будет поставлено немало препятствий.
Таким образом, прежде всего в противовес
софистическому иллюзорному знанию, которое не держится, когда наступает реальный момент действия.
Замечателен и восторженный тон, которым открывается
софистический трактат о памяти: «Память есть великое и прекрасное изобретение, всегда полезное и для обучения, и для жизни».
Мы используем преимущественно рациональные аргументы, но в нашем арсенале есть и эмоциональные, и метафорические, и даже, если дело предполагает особый подход,
софистические способы помочь переосмыслить клиенту некоторые аспекты его мышления.
Следствие здесь, однако, неизбежно приведёт к
софистическому утверждению, что всё есть только так, как оно представляется индивидуальному субъекту в соответствии с его индивидуальной диспозицией.
Исихастские (безостановочные) перегонки с «изначальным опозданием» в русле парадоксальной интенции могут вогнать мысль в ступор, субстанциализировав её тем самым перед воязыковлением и при условии, что опровергнут её бергсонианский характер (то есть текучий в своём
софистическом соблазне скорейшего опосредованного воязыковления).
Сократические философы в целом отрицали значение
софистического движения, но, несомненно, находились под его влиянием и, сами того не подозревая, усвоили многие его идеи и принципы.
При том, что существует понятие этики научного спора, часто при столкновении мнений в ход пускаются самые разные
софистические приёмы: «придавить» авторитетом; взять на голос; перебить или «заткнуть» выступающего; «включить мантру»; «сыграть в дятла»; «наклеить ярлык»; не предоставить слово или отключить микрофон, чтобы не дать оправдаться в ответ на обвинение; опереться на мнение коллеги, которое не разделяешь, но оно позволяет продвинуть выгодное предложение, и т. п.
Они обыкновенно не склонны и не способны вступать в такие соглашения; а вопли и
софистические доводы купцов и фабрикантов легко убеждают их в том, что частный интерес одной части, и притом незначительной части, общества тождествен с общим интересом целого.
Не поддавайся
софистическому мышлению массовки, – приводит доводы библиотекарь.
Эти две части соответствовали двум элементам
софистической мудрости – риторике и философии; «мелете» означало какое-нибудь публично произносимое упражнение из репертуара риторических школ – контроверсию, свазорию, описание, сравнение и т. п., «диалексис» означало рассуждение на какую-нибудь популярно-философскую тему, обычно по конкретному поводу.
– К чему ты клонишь? Ты запутал меня этим своим
софистическим примером.
В общей массе в такого рода своеобразных условиях полного подавления интеллекта в семьях доморощенных дураков свободно и без особых хлопот вырабатываются новые дураки, примернейшие начетники, склонные ко всякого рода
софистическим умствованиям и лукавым извращениям истины, даже тогда, когда она очевидна.
Это сделало науки и философию
софистическими и бездейственными.
И далее, используя
софистические приёмы, он ловко подвёл их под недавний случай с платьем на нубийке, обобщив всё в одно.
Примерно через полмили проблема разрешилась чисто
софистическим путём.
Подобных примеров очень много, и часть таких искусных
софистических и эристических примеров я рассматривал в своей первой книге.
Диалог – это по сути кричащее высказывание в эпоху торжества
софистического театра.
Объяснив, в чём состоит основная идея квантовых странностей, мы посвятим несколько минут беседе о некоторых её следствиях, которые на первый взгляд кажутся невероятными, – именно их вы скорее всего сочтёте
софистическими фокусами или чрезмерным упрощением.
И это последнее воздало теперь философии за всё то пренебрежение, которым спекулятивная философия награждала при случае научное исследование: философия будто бы вовсе не наука и вообще не заслуживающая серьёзного внимания вещь, а
софистическая ловкость говорить о вещах вообще, с известным видом смысла и разума, фиглярское искусство производить на свет путём смешения общих понятий всякого рода тёмные и глубокомысленные изречения оракула – на удивление праздным людям.
Обычно соединяют то и другое при помощи эклектицизма, безидейного или
софистического выхватывания произвольно (или для угождения власть имущим) то одного, то другого рассуждения, причём в девяносто девяти случаях из ста, если не чаще, выдвигается на первый план именно «отмирание».
И данная техника по сути своей – набор
софистических уловок, лингвистической эквилибристики для отбора ресурсов.
Правда и ложь – это оценочные суждения, абстрактные размышления,
софистические изъяснения.
Обратим внимание на некое предельное содержание главного
софистического тезиса, как оно дано сознанию.
Именно поэтому так необходимы
софистические понятия веры, надежды и любви.
Ведь в равной степени возможно как неверное доказательство правильного утверждения, так и паралогическое или
софистическое выведение ложного утверждения из правильных посылок.