Так, от противного, можно ещё раз подчеркнуть нередуцируемость
телеологии культуры.
Эта реальность сохраняет
телеологию символического мира культуры и принимает на себя всю нагрузку реального мира свободы.
Телеология здесь – не случайные размышления о цели существования тех или иных вещей, но систематическое создание лаборатории, которая должна работать верно и безупречно.
Телеология объясняет существование или возникновение предмета отсылкой к его цели или назначению.
Поэтому аристотелевскую
телеологию надо было примирить с представлениями о благодати – об актах божественной любви, которые в строгом смысле слова являлись безвозмездными дарами.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: синичник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Здесь эстетика граничит с этикой и с нравственной
телеологией.
Таким образом, необходимо проанализировать, как связаны между собой эти явно противоречивые принципы общественного развития, как можно обеспечить выполнение требований каждого из этих принципов на основе определённого соотношения
телеологии и генетики при разработке стратегии «российского прорыва».
Гуссерль в своём проекте новой
телеологии отчасти восстанавливает кантовское понимание цели как особого «априори» в структурах «жизненного мира».
Историк-прагматик изучает генезис и механизм людского общежития; летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни; предметы его внимания – историческая
телеология и житейская мораль.
Но целое не находится в рамках общей
телеологии.
Этот диалог демонстрирует одну из проблем
телеологии: где закончить?
Социальный дейксис первой испанской сказки отражает целостность различий, форму их совместимости, выводимости, следования в совместном труде в борьбе за счастье (именно совместная работа позволила товарищам пробиться в подземелье: дело, начатое одним, продолжал другой), форму выбора супруга, семиотическое определение юношей на соответствие и несоответствие идеалу,
телеологию бытия различиями для идеала.
Сама идея причинной связи природной среды, общества и культуры оказалась весьма креативной, несмотря на всю её наивность и «натяжки», особенно если вспомнить, что в то время преобладали две старинные объяснительные модели: религиозная
телеология и героический волюнтаризм.
Подводя итоги нашего обзора оппозиции концепций развития, следует отметить, что
телеология чаще всего была связана с поиском путей реализации высоких стремлений к свободе, счастью, справедливости.
Это проблема этики (соответственно, её позитивное решение предлагается в «Критике практического разума», в то время как в первой критике оно носит критическо-негативный или «апофатический» характер), но ни в коем не эстетики – ни в смысле трансцендентальной эстетики как области чувственного познания «Критики чистого разума», ни эстетики как способности суждения художественного вкуса третьей критики, которая подобным же образом подводит к порогу области божественного как к
телеологии эстетического, но отказывается отвечать – что там, за закрытой дверью сверхчувственного….
Но любопытно, что и механическая философия оказывается не в состоянии выдержать до конца последовательное развитие своих принципов, а кончает тем, что тоже старается вместить в свои рамки
телеологию, признать конечное торжество разума над неразумной причинностью, подобно тому как это делается и в философских системах, исходящих из совершенно противоположного принципа.
В отличие от причинно-следственной связи, на которой настаивает наука,
телеология пытается разглядеть за всеми событиями мира последовательность каких-либо целей, в конечном итоге стремящихся к достижению одной общей цели.
Движение по культурному циклу хорошо выявляет
телеологию культуры: по авторской версии – объяснительную матрицу культурных процессов.
То, что глубоко противоречит смыслу
телеологии и, собственно говоря, опровергает её, то, что средство занимает место цели, становится её самой сублимированной формой.
Что можно и наоборот рассматривать как основу эти категориальные формы, которые доводят до человека многообразие связей мира, доказывает только, что
телеология вообще служит только предварительным и символическим выражением подлинного закона жизни.
Целями
телеологии, с одной стороны, и ограничениями, заданными «генетикой», с другой.
Собственно, игнорирование альтернатив, отбрасывание иных, кроме предпочитаемых целей развития, лежало в основе исходной, примитивной версии
телеологии.
Это называют "неупорядоченной
телеологией".
Из всех ваших основоположений вытекает, что идеал впервые совершенный и истинный (ибо согласный с природой) есть инстинкт с его имманентною
телеологией.
Прагматическая история в её целом и в широком смысле характеризуется, между прочим, тем, что одним из обычных приёмов её «объяснения» является резонирующее и морализирующее привнесение
телеологии, которая остаётся для самого исторического предмета «внешней», т. е. внешнепредначертанным планом или внешнезаданной целью и т. п.
Вместе со становлением духовной культуры христианства в философию приходит третий тип отношения к цели: в спор детерминизма и
телеологии вступает волюнтаризм как учение о способности к свободному самоопределению воли.
Неокантианство пытается заменить
телеологию аксиологией, в которой цель получает статус «значимости», а не сущности.
Не надо также забывать, как глубоко именно в человеческой
телеологии коренится кажущееся иррациональным свойство переоценки средств.
Впрочем, дело тут не только во внешнем принуждении, но и в известной
телеологии, которую большинство людей в той или иной степени вменяет политической жизни и государственному устройству.
Богословие в этом смысле вносит в человеческий поиск истины определённую
телеологию как ориентацию, обращение к смыслу человеческой жизни в перспективе вечности.
Телеология душевной жизни человека основывается, таким образом, на имманентных закономерностях, но в своих особенностях является творением индивида.
Они рассматривали алхимика как того, кто стремился ускорить физические процессы, позволяя природе выполнить её врождённую
телеологию.
Нередко он является вспомогательным по отношению к осознаваемой и конструируемой
телеологии, что акцентирует конечный результат и затемняет противоречия в разнотипной методологии познания.
По сути дела, речь шла о переписывании мировой истории, которая обретала особую марксистскую
телеологию, исходящую из так называемого материалистического понимания истории.
Конституционная
телеология основывается на концепте современной конституции, на парадигме понимания роли, предназначения и функций современной конституции, которое разделяется конституционалистами в различных странах.
Таким образом, первые шесть частей могут быть объединены тематически: в них автор говорит о значении трёх частей души в целостном функционировании организма человека, который рассматривается с позиции
телеологии.
Можно, правда, построить исходя из
телеологии истории определённую классификацию религий, которая позволила бы выделить религии высокоразвитые в особую группу, и убедиться, что есть тезисы, утверждаемые всей этой группой религий, хотя и с различной степенью чистоты и силы.
Этот род анализа также сохраняется в рамках статической феноменологии при том, что она не тематизирует историю и пред-данность всякий раз различных форм апперцепции: в качестве путеводной нити она принимает уже предначертанную форму предмета, чтобы выявить внутреннюю
телеологию, ведущую к единству оттенений.
Характеристика последнего в категориях «пост-христианства» не просто игра слов, с той лишь оговоркой, что время, для которого «христианство» перестало (или, для I–III веков, ещё не стало) быть своим собственным качеством – время, тотально отчуждённое от христианской
телеологии, – внутри христианского опыта продолжает оставаться временем свершения.
Телеология является основой платоновско-галеновской традиции во взглядах на физиологию живого организма.
Логическая
телеология имеет место для человека только там, где он судит о целях своей воли и их опосредованиях.
Когда на вопрос: «Для чего у кошек острые кривые когти?» – мы отвечаем: «Чтобы ловить мышей» – это вовсе не говорит о нашей приверженности к метафизической
телеологии2, а означает лишь то, что ловля мышей является специальной функцией, важность которой для сохранения вида выработала у всех кошек именно такую форму когтей.
По его представлениям, материальный мир сотворён по определённым законам, в основе которых лежит принцип
телеологии; они, по существу, познаваемы человеком.
Поэтому мне пришлось полностью исключить эту часть объективной
телеологии.
Человек есть посредник между миром неподвижных идеальных ценностей и природным миром, в котором нет
телеологии и в который человек своей свободой должен внести цель и ценность, почерпнутую из небытийственного идеального мира.
Он настаивал на том, что целерациональное действие – действие в «расколдованном мире» – должно рассматриваться как наиболее высокая ступень в когнитивной эволюции человечества, а потому, если не впадать в дурную
телеологию, неправомерно её использовать как основу для вывода схем, более «примитивных» и «синкретичных».
Лютеровская «вера» (задолго до декартовского «когито») даёт твёрдую почву сознанию, укореняя его не в детерминизме природы, а в
телеологии спасения.
Другие, более утончённые картины биологии и
телеологии могли бы занять её место и побуждать к серьёзному размышлению.