Поскольку в нашем случае такой областью является
психоаналитическая теория, мы должны уяснить, во-первых, что такое теория, и, во-вторых, что такое психоанализ?
Здесь можно выделить
психоаналитический подход, сформировавшуюся под его влиянием фрустрационную теорию суицида, мотивационную теорию и целый ряд других.
Это представление соответствует в большой степени современным психодинамическим подходам, например, тем, которые были разработаны в ходе
психоаналитического исследования младенцев или в теории интерсубъективности.
Вера в истину лежит в основе фрейдовской концепции
психоаналитической терапии.
Здесь имитируется
психоаналитический метод свободных ассоциаций, оторванный, однако, от своей нормативной цели.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заклеивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С помощью
психоаналитического лечения и психосоматической регрессии пациент способен взглянуть в лицо своим первоначальным ранам и добиться стойких характерологических изменений.
Ещё одной областью моего профессионального развития является
психоаналитическая работа с парами.
Например, симптомы, прежде считавшиеся диссоциативными, стали интерпретировать с точки зрения
психоаналитической концепции вытеснения.
Как обычно, запрет при отмене вызвал обратную реакцию всеобщего распространения
психоаналитических идей.
Разработанная мной модель пригодна для использования в
психоаналитической практике.
Моя цель состоит в определении базовых концепций
психоаналитического процесса в целом и отдельных его элементов с точки зрения метода свободных ассоциаций.
Смещение интерпретативной активности с полюса влечений к защитному полюсу внутрипсихического конфликта позволило сделать
психоаналитическую технику работы с сопротивлением более гибкой и менее болезненной для пациентов.
Развитие
психоаналитического понимания можно концептуализировать как интерсубъективный процесс, включающий в себя диалог между двумя личностными мирами…
Заметим, что данные формулировки идут именно из работ по теории и практике социальной работы, поэтому они несколько отличаются от принятых в психологической и
психоаналитической литературе.
Работа с родителями, без сомнения, необходима на всех стадиях терапии ребёнка – с момента диагностической оценки его состояния до того этапа, на котором ребёнок начинает проходить процесс
психоаналитической психотерапии.
Между этими двумя
психоаналитическими традициями имеется значительное сходство, но приведённый клинический материал и его обсуждение показывают также и существующие между ними различия.
Многие из них внесли значительный вклад в различные
психоаналитические направления и воспринимаются сейчас как фигуры, задающие направление развитию психоанализа не только в отношении теории и практики, но и идеологии.
В рамках
психоаналитической модели нас обучали распознаванию феноменов переноса и контрпереноса и интерпретации бессознательного материала, и основной целью работы был инсайт.
На мой взгляд, учебные комиссии в
психоаналитических институтах слишком склонны к контролю и чрезмерно осторожны.
Таким образом, идеи о нарушениях социального познания и социального взаимодействия не только присутствуют в
психоаналитических интерпретациях, но являются ключевыми для понимания генеза психоза.
С
психоаналитической точки зрения, при шизофрении происходит регрессия к детскому я.
Во-первых, их работа строилась по мультидисциплинарному принципу, а во-вторых, социальные работники в своей деятельности основывались на
психоаналитическом понимании человеческого развития и семейных отношений.
Позднее отечественный читатель смог познакомиться и с другими, более современными
психоаналитическими текстами.
Психоаналитический сеанс действительно помогает осознанию определённой сферы несознаваемого, помогает найти утерянный ключ к дешифрованию переозначенных явлений.
Психоаналитически ориентированная психотерапия применима к широкому кругу пациентов, включая тех, чьё психическое здоровье не позволяет выдержать классические
психоаналитические процедуры.
Российское
психоаналитическое сообщество находится ещё в основном на этапе тренинга, поэтому интерес к фрейдовским и кляйнинским идеям пока превалирует.
Одна из гипотез о природе альтруизма вытекает из
психоаналитических представлений.
Эта
психоаналитическая модель также имеет непосредственное отношение к искажению больными шизофренией социальной реальности, затруднению объективной оценки себя и других.
Не менее значимой для этики является
психоаналитическая концепция бессознательной мотивации.
Книги, которые переводятся и издаются на русском языке, – всего лишь осколки зеркала, в котором отражается история
психоаналитической мысли.
Если следовать
психоаналитическим взглядам, то сутью процесса фототерапии является выражение посредством фотографических образов внутренних конфликтов, потребностей и переживаний клиента.
Таким образом, психоанализ отношений избегает редукционизма модели влечений ценой неточного определения цели
психоаналитического процесса.
Всегда подчёркивается, что самая значимая часть
психоаналитического образования состоит в опыте прохождения собственного психоанализа.
Он строго очерчивает поле своих исследований изменёнными состояниями сознания, которые возникают у пациентов в ходе
психоаналитической терапии.
Он показал, что наряду с истолкованием и переносом понимание является одним из основных компонентов
психоаналитической ситуации общения терапевта и пациента.
Но мне было сказано, что философские понятия, когда ими пользуется
психоаналитический дискурс, обретают иной смысл.
Понятие психологической защиты (defensive behavior) появилось в
психоаналитической школе (Freud, S., 1923, 1946, 1949; Freud, A., 1937, 1944).
Отечественными психологами творчески применялись групповые методы на основе
психоаналитических идей в работе с детьми.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo – оба и valentis – имеющий силу) – один из многих
психоаналитических терминов, получивших широкое распространение в психологической науке.
Фундаментальное и в основном не вызывающее возражений философское предположение, питающее
психоаналитическое мышление с самого его начала, состоит в признании существования «объективной реальности», которая может быть познана аналитиком и, в конечном счёте, пациентом.
Басх (Basch, 1986) заявлял, что
психоаналитическое толкование должно основываться на экспериментально проверенном, объективно полученном знании о функционировании мозга.
Чтобы отчётливее выявить это «навязчивое повторение» (Wiederholungszwang), которое обнаруживается во время
психоаналитического лечения невротиков, нужно прежде всего освободиться от ошибочного мнения, будто при преодолении сопротивления имеешь дело с сопротивлением бессознательного.
В следующих главах мы продемонстрируем, (1) что интерсубъективный подход способен объединить и синтезировать околоэмпирические представления психологии конфликта и
психоаналитической психологии самости в рамках более общего и более всеобъемлющего построения; (2) что теория интерсубъективности является саморефлексивной по своей сути и потенциально способной корректировать себя; и наконец, (3) что концепция интерсубъективного поля является теоретическим конструктом, который прекрасно сочетается с эмпатически-интроспективным методом исследования и даже содействует ему.
Автор не только расширяет понятие объективного за счёт включения в него субъективного, но и даёт расширенную трактовку сознания, не требующую привлечения категории бессознательного, понимаемой в классическом
психоаналитическом смысле слова.
Были и другие аспекты
психоаналитического подхода, которые также привлекали его внимание, включая попытки создать психологию, которая трактовала бы отдельную личность как системное целое, и желание оказать практическую помощь людям, не способным в силу своего заболевания вести полноценную социальную жизнь, но о них он лишь мимоходом упоминает в своей автобиографии.
Можно было ожидать, что по мере развития теории контрпереноса и техники терапевтической работы со взрослыми пациентами возникнет описание и других видов контрпереноса, являющихся результатом
психоаналитической психотерапии детей.
Другими словами, у специалистов, работающих с родителями, и у
психоаналитических психотерапевтов – особенно у тех, кто работает в социальных службах, – существует отчётливо выраженная потребность в компетентном сотрудничестве с коллегами, вовлечёнными в заботу о ребёнке, а также с взрослыми людьми из окружения ребёнка – социальными работниками, учителями, психологами и приёмными родителями.
Не изменяя своей откровенности, автор раскрывает свою критическую позицию (убедительно её аргументируя) относительно рабочего альянса пары «тренинг-аналитик-кандидат» в рамках
психоаналитического обучения в институте.