Однако общеизвестно, что метод работы древнеегипетских скульпторов включал этап работы с гипсовой маской, снятой с лица
портретируемого.
Леонардо, по всей вероятности, не думал изображать безлюдную планету, равно как не собирался сделать
портретируемую даму свидетельницей веков – всё это домыслы.
Чаще всего
портретируемые изображены в строгих чёрных или красных одеждах без всяких украшений.
Это позволяло художникам сосредоточить главное внимание на внешности
портретируемого, а также его духовном мире.
Иногда он обращался ко мне с просьбой занять
портретируемого, чтобы у модели не застывало и не мертвело лицо.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переиспытываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Очень важно также показать социальное положение
портретируемого, создать типический образ представителя определённой эпохи.
На практике это выглядит так: освещённая прямым солнечным светом часть белой рубашки
портретируемого передаётся камерой белой, а другая её часть, находящаяся в тени, – синей.
Мы можем предположить, что эти книжечки – сборники песен: рядом с одной из них из уха
портретируемого тянется тончайшая, золотой канители нотная строчка.
Давно замечено: биографы – даже внешне – часто становятся похожи на
портретируемого автора.
Во-вторых, взгляд
портретируемого всегда направлен не на зрителя, а как бы сквозь него.
Среди художников были те, кто занимался подённой работой, и те – их, кстати, на удивление много, – кто стремился раскрыть душу
портретируемого.
Фотограф должен стремиться понять характер
портретируемого и передать его в своём снимке…
Когда этот мастер представляет
портретируемого в фас, грудь его изображается несколько скошено, что даёт иллюзию третьего измерения.
Иначе говоря, между художником и
портретируемым возникали особенные отношения.
Портретируемый тогда ещё не был моделью, а художник ещё не работал ради собственной будущей славы.
Не только мастерски запечатлены этнические особенности его облика, но и глубоко прочувствованы тончайшие оттенки душевного состояния
портретируемого.
Причёска
портретируемой представляет собой сложное сооружение из волос, вуали и украшений, и лишь трём волнистым прядям, падающим справа, слева и по центру сзади, дана относительная свобода.
Выражение лица
портретируемого создаёт впечатление о властном человеке, скорее всего, военном – кондотьере.
Художника привлекает не столько внешний вид
портретируемого, сколько его внутреннее, эмоциональное состояние, он словно отображает портрет души человека.
Египетский скульптурный портрет монументален, выполнен из твёрдого камня, чаще всего – базальта, и, не предполагая детализации, передаёт характерные черты
портретируемого.
Они нередко возвращались к традициям парсуны, демонстрируя несколько простодушное и наивное тяготение к деталям: к вееру в руках
портретируемой, к ордену на костюме модели, кружеву или атласной ткани наряда…
Они – впервые
портретируемые и едва полугодовалые, – даже если улыбаются, то иному, а не себе, и не тебе, и не нам.
Художник не стремится скрыть красные, воспалённые веки
портретируемого, его усталые глаза, глубокие морщины на лице, он, напротив, выделяет их светом.
Значительная группа римских портретов начала и первой половины I в. до н. э. явно создана на основе посмертных масок: не взирая на индивидуальные черты, выражение лица
портретируемого всегда спокойно, на лбу проложены тонкие морщины, взор безжизненен, рот сжат, концы губ опущены, резко обозначены скулы, сильно натянута кожа на щеках, носогубные складки резкие и глубокие; голова иногда чуть-чуть откинута.
На парадных портретах классицизма перед нами предстаёт личность, «застёгнутая на все пуговицы»: будь то мужчина или женщина,
портретируемый показан во всём блеске внешних проявлений, со всеми атрибутами знатности и власти, но без попыток проникнуть в его внутренний мир, показать, чем он на самом деле живёт.
Осторожны актеры, растерянны зрители, боязливы
портретируемые, робки портретисты, страшно всем, все смущены.
Нет сомнений, что художник всегда понимал силу портрета, который придавал
портретируемому дополнительную стойкость в жизни; чаще портрет переживал натуру и нёс память о ней потомкам, сохраняя образ вне времени.
Но введённый им образ художника сосуществует с
портретируемым нераздельно, подобно аллегорическим фигурам, он служит дополнением в рассказе о его творчестве, значительности его личности.
– Это как женщина, нужно чтобы сразу, – объяснил
портретируемый и добавил, – буду стараться походить на свою половину, здесь всё лучшее.
Поэтому
портретируемые вначале модели и их фотографии лучше выбирать из числа широко известных «звёзд» кино и театра.
Иногда такая специальная живописная одежда использовалась, чтобы указать на легендарные ассоциации реальных
портретируемых – в этом случае мы должны задаться вопросом, имел и носил ли позировавший художнику человек такую одежду, была ли она специально изготовлена для изображения на портрете или же художник целиком её выдумал.
Во-первых, у
портретируемых немного увеличены глаза.
Славу пейзажной картины не подкрепляют ни значительность изображённого исторического события, ни высокое положение или заслуги
портретируемого лица.
Это сходство как важная черта пропуска
портретируемого в мир иной приветствовалась очень.
Римские скульпторы не только совершенно реалистично передавали облик
портретируемого, они без малейших прикрас отражали дефекты его внешности, иногда – богатство или убожество внутреннего мира.
Наконец, и сами часы, появившись в искусстве, далеко не сразу стали поднимать проблемы времени: где-то они помогали художникам решить композиционную задачу, где-то указывали на род деятельности
портретируемого, где-то подчёркивали статус владельца.