Маскотерапия. В поисках лица

Сергей Антонович Кравченко

Маскотерапия – яркий, оригинальным метод современной психотерапии, где лицо, отражение его и портрет личности играют центральную роль, а специальные условия и этапы создания портрета позволяют раскрыть тайны уникальной души человека и найти пути ее укрепления и развития.Автор посвятил психологической практике более тридцати лет и дополнил метод с помощью исследований в сфере психологии времени и бессознательного.Представлены примеры из практики и программы обучения.Для психологов и педагогов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маскотерапия. В поисках лица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Обращение

Автопортрет нас собирает,

И делает лицо организующим

Началом мироздания.

Уважаемый читатель, треть жизни я применяю метод маскотерапии в психологической практике.

Автор книги С. А. Кравченко, 2020 г.

Познакомился же я с методом Г. М. Назлояна еще в начале 90-х годов прошлого века, а чуть позже познакомился и с ним лично, прошел обучение и стажировку в Центре маскотерапии, в Москве.

И какой бы пациент ни встретился потом на моем профессиональном пути, у меня не возникало уже чувства неуверенности, когда в кабинет входила искалеченная или просто страждущая душа.

Я брал пластилин или карандаш и бумагу и предлагал моему пациенту создать, сотворить его портрет или автопортрет.

Такое начало невольно организует пространство терапевтической беседы, снимая множество преград.

Создавая портрет человека, мы ставим в центр мироздания личности не просто его лицо, но стоящую за ним душу со множеством невольно всплывающих субличностей, психологических масок.

Если же вести психотерапевтическую беседу без портрета, то собеседники могут соскальзывать на другие темы, где отсутствует пациент, главный герой диалога.

Вокруг возникающего из пустоты портрета, вокруг развивающегося образа личности организуется неповторимая атмосфера, которую сложно с чем-либо сравнить, кроме как с самым доверительным разговором вокруг главного, личного, интимного и возвышенного, духовного и в своем пределе — святого.

Основатель метода маскотерапии Г.М.Назлоян в свое время рассказывал такую историю.

В роли лечащего врача (психиатра) он вошел к пациенту в палату и увидел, что больной спрятался под одеяло.

Было известно, что пациент уже много лет скрывается таким образом от своих терапевтов, и выманить его оттуда для беседы всеми испробованными способами было невозможно.

Гагик Микаелович Назлоян сел у постели больного и начал лепить его предполагаемое лицо, комментируя свою работу и размышляя вслух.

Терапевт творил по наитию, сопровождая свою работу вопросами без ответов.

Портрет пациента в руках терапевта

Он делал и предположения, каким является лицо человека, что сидит под одеялом.

Через пять-десять минут стало заметно, что за терапевтом и его работой скульптора-портретиста наблюдает из-под укрытия пациент.

А через полчаса длительно прятавшийся от всех человек уже сидел на краю кровати и, свесив ноги, дружественно беседовал с терапевтом-скульптором о достоинствах и недостатках портрета.

Данный рассказ ярко свидетельствует нам о том, что портрет по непонятным на первый взгляд причинам может быть настолько привлекательным для человека, что он может изменить свои привычки и/или преодолеть страхи и пойти на диалог с другим человеком, невольно соглашаясь на терапию.

Подобная история была и в моей практике.

Даже в состоянии серьезного душевного расстройства интерес человека к самому себе, к тому, кого он не знает до конца, но хотел бы узнать поближе, сохраняется: портрет-двойник может быть подсказкой для познания и понимания портретируемого, для преодоления расстройства души, для решения конфликтов с миром, с людьми и с самим собой.

***

Когда мы наблюдаем изображение человеческого лица, которому десятки, сотни или тысячи лет, мы автоматически присоединяемся к состоянию его и невольно переносимся в то время, когда портрет создавался.

Происходит смещение во времени и мы окунаемся в прошлое, которое благодаря лицу личности в портрете становится настоящим.

Важно подчеркнуть основную мысль, которая здесь разворачивается.

Мысль в том, что портрет способен — подчеркиваю: только портрет способен — преодолеть время и соединить самое отдаленное прошлое с настоящим.

Настоящий портрет (чаще всего завершенный) способен и на большее — он может открыть глаза на перспективу человека в жизни и придать организующий смысл существованию.

Портрет терапевтический делает время относительным, устраняет время как препятствие, как основную характеристику ушедшей жизни, как основную часть уходящей жизни, как что-то такое, перед чем все преклоняются.

Портрет не просто преодолевает время, он приподнимается над временем, выходит за его пределы; для портрета время почти не существует.

Мысли о преодолении времени текут невольно, когда мы наблюдаем творящийся на сеансе маскотерапии образ вечной души.

Портрет будет жить завтра, через месяц, через год, через десять лет, через сто, а может быть и через тысячу, тысячи, десятки тысяч лет.

Создавая портрет пациента, мы отстраняем время и приближаем образ личности к переживанию вечности и ее ценностей, к переживанию бессмертия.

Даже если мы не будем касаться подобных философских тем у портрета, пациент все равно почувствует приближение вечности, выйдет за пределы настоящего и увидит отраженную в своем лице суть бессмертной души.

***

Мои ученики всегда спрашивают: а можно ли стать маскотерапевтом, если не являешься художником, если не умеешь рисовать или лепить?

При этом вопрошающие изначально убеждены, что они совершенно не способны создавать скульптуру, живопись или рисунок человека.

И теперь — очень важные слова!

Если вы и дальше будете продолжать думать, что не умеете лепить или рисовать, то вы действительно не сможете научиться или ваше обучение будет сопряжено с большими трудностями по преодолению ложной установки.

Обучение, по убеждению Платона, есть ничто иное, как воспоминание того, о чем душа знала и на время забыла.

В процессе обучения самое важное — просто вспомнить и поверить, что вы можете лепить и рисовать.

Как об этом помнят дети, которые бывают в моем кабинете.

Если любому ребенку становится доступен пластилин или краски, он сразу начинает творить, никогда даже не сомневаясь в своих способностях к творчеству.

Как только очнется ваша память, как только она вспыхнет в вашей душе, в это же мгновение вы станете художником, рисовальщиком, живописцем и скульптором.

А использовать скульптуру или рисунок в терапевтических целях при создании портрета или автопортрета вам поможет эта книга и обучение маскотерапии.

Другими словами, вера в то, что вы художник, изначально определит и уровень вашего вхождения в арт-терапевтическую практику.

Если вы пока не чувствуете, что вы художник, то пробудите это чувство.

Пока оно спит и не проснулось, не занимайтесь арт-терапией, тем более маскотерапией до его пробуждения.

Опыт показывает, что совершенно неподготовленный в художественном плане человек способен за несколько недель превратиться в первоклассного скульптора и портретиста, который может талантливо слепить свой автопортрет.

В моей практике сотни людей создали свои автопортреты и подавляющее большинство из них при первой встрече говорили, что они не художники, не умеют лепить или рисовать человека и никогда даже не пробовали (!) это делать.

***

Берите смело кусок пластилина или глины в руки.

Обязательно садитесь перед зеркалом, наблюдайте внимательно свое отражение и творите образ и подобие свое.

Не слушайте никого из тех, кто будет вам внушать, что вы не художник или не скульптор, что у вас ничего не получится.

В процессе работы над портретов глубина вашей души всегда отзовется сокровенным, тихим и истинным «Я», которое подскажет вам, как создать своего настоящего двойника.

В зеркале постепенно вы увидите все, что вам надо создать.

В зеркальном двойнике через две недели ежедневных часовых усилий вы сможете увидеть гораздо больше, чем ожидали.

Ведите дневник ваших мыслей, ассоциаций и синхронных с портретом событий, фотографируйте развивающийся портрет каждый раз, как только заметите в нем что-то новое и интересное.

Никакая другая работа по самопознанию не сравнится с автопортретом.

Особенно важно внимательно отслеживать свои ассоциации, которые будут возникать у вас во время создания автопортрета.

Ассоциации отражают черты масок-субличностей, скрывающих истинное психологическое лицо личности и составляющие структуру души.

Ассоциации с другими лицами и событиями, возникающие синхронно с портретом, подсказывают нам, что в глубине души в настоящий момент является важным, что в первую очередь нам надо увидеть в себе и осознать, переосмыслить, прочувствовать, сделать предметом диалога с самим собой или с терапевтом ради гармоничной и счастливой жизни.

Еще более продуктивной ваша работа будет, если вы синхронно с портретом сможете записывать ваши чувства, ассоциации, мысли и события, меняющие вашу жизнь, что очень не просто.

На первый взгляд они иногда кажутся совершенно отвлеченными от портрета. Но, уверяю вас, нет отвлеченных мыслей и ассоциаций, если вы держите в руках портрет/автопортрет.

Все, что происходит вокруг портрета/автопортрета — есть проявление вашего истинного «Я», вашей самости.

***

Сложно определить, что является первопричиной и влияет в первую очередь: портрет — на окружающую нас жизнь или окружающая действительность и люди в ней — на портрет.

Можно прийти к компромиссу, утверждая, что портрет и его окружение непосредственно связаны между собой и развиваются синхронно.

И ключевым понятием здесь является диалог внутренний.

Диалог внутренний у портрета нам поможет продвинуться в глубину душевной природы.

Г. М. Назлоян ставил диалог в центр маскотерапии, подчеркивая, что отсутствие внутреннего диалога характеризует человека с душевным расстройством.

Отсутствие внутреннего диалога предполагает отсутствие полноценного диалога внешнего с миром и людьми.

Если же мы развиваем внутренний диалог благодаря портрету и зеркальному двойнику, отражая поток сознания в дневнике, то подобный диалог будет совершенствоваться и с окружающей нас действительностью.

Отрабатывая фигуры высшего пилотажа во внутреннем диалоге, мы можем перенести эти образцы виртуозного владения внутренней речью на внешнюю действительность, преодолевая конфликты и развивая жизненную ситуацию.

Не просто молчаливый портрет в тотальной тишине, но и диалог, что происходит вокруг портрета, — важные элементы арт-терапевтического процесса под названием маскотерапия.

Подводя итог моего обращения к вам, уважаемый читатель, я хочу предостеречь от механистического подхода к данному методу.

Не ждите, что портрет сам чудесным образом и непроизвольно изменит душу к лучшему, хотя бывает иногда и такое.

Портрет/автопортрет более напоминает универсальный инструмент, которым умелые руки мастера могут преобразить действительность души и реальность окружающего мира к лучшему.

Портрет/автопортрет переживает чаще всего автора и натуру, он преодолевает время и увековечивает душу.

Искусством портрета мы не просто реализуем арт-терапию, мы прикасаемся к тонкой ткани бессмертия.

Мудрец сказал: каждый поступок художника отзывается эхом в вечности.

А я дополню: каждый портрет преобразует душу и приближает к совершенству.

Создавайте портреты/автопортреты — творите себя и окружающую нас действительность.

В созидании себя и окружающего нас мира высший смысл жизни, смысл наших отношений с людьми и со своей душой.

Удачи вам!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маскотерапия. В поисках лица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я