Карло Броски. Фаринелли

Оксана Чурюканова

Данное издание рассказывает о жизни и творчестве итальянского гения, великого певца Карло Броски Фаринелли. Это первая и единственная монография об этом оперном исполнителе эпохи Сеттеченто на русском языке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Карло Броски. Фаринелли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Портреты

Карло Броски Фаринелли

Несмотря на обилие портретов Фаринелли и гравюр с них, до сих пор нет единого мнения о том, как мог выглядеть самый желанный певец Европы. Мнения современников Фаринелли и мнения наших современников разделяются кардинально. Но многие очевидцы утверждали, что Карло Броски обладал неописуемой ангельской красотой, был высок (как большинство сопранистов), строен, сухопар, и сохранил свою изящную фигуру до преклонных лет.

С целью узнать, как выглядел на самом деле синьор Фаринелли в 2006 г. в Италии эксгумировали его останки. Ученые намеревались изучить скелет, взять пробы для проведения анализа ДНК, измерить окружность грудной клетки и выявить физиологические особенности, определившие его великолепный голос. И, кроме того, ученых интересовало «нестандартное» телосложение Фаринелли, якобы он был на удивление высоким, с необычной, выступающей вперед, грудной клеткой. Команда ученых, которую спонсировал известный историк из Флоренции Альберто Бруски, надеялась «получить всю необходимую информацию для того, чтобы восстановить подлинную внешность Фаринелли». Затем в Болонской Академии музыки, членом которой в свое время был Фаринелли, с докладом о среднесрочных результатах эксгумации выступила Мария Джованна Белькастро (Maria Giovanna Belcastro) ― профессор физической антропологии в университете Болоньи. Заседание прошло под председательством Патрика Барбье ― французского ученого, который служит в качестве президента Центра изучения Фаринелли. Проект эксгумации останков певца финансировался за счет частных средств (в частности флорентийским антикваром и издателем Альберто Бруски). Ученые заверили, что после экспертизы, останки будут возвращены в исходную могилу и не попадут на полку музея.

Итак, под плитой на кладбище Чертоза были найдены останки двух человек ― легендарного сопраниста Карло Броски Фаринелли (1705 ― 1782) и его внучатой племянницы Марии Карлотты Тадолини, урожденной Пизани ― Броски (1769―1850). Экспертиза указывает на солидный возраст покойного. Он был похоронен на западном конце могилы, останки находились в плохом состоянии. От головы сохранился только фрагмент нижней челюсти. В другом месте ученые обнаружили фрагменты лопатки, ключицы, локтевой кости, ребра, один поясничный позвонок и обе бедренные кости.

Женщина была описана как невысокая и хрупкая, в то время как мужчина ― необыкновенно высокий и крепкий. Любопытно, что был обнаружен довольно полный набор зубов в превосходном состоянии. На момент смерти, Фаринелли имел 25 зубов из 32 и его коренные зубы имели только скудный износ, что указывает на добросовестный уход за полостью рта. К сожалению, никаких следов не осталось от большого шелкового плаща (регалий испанского рыцарского ордена Калатравы), в котором был похоронен Фаринелли, в соответствии с его волей (1778 г.).

Описания портретов Фаринелли, которые мы встречали в разных Интернет-статьях, приводят в замешательство, вот, например, описание одной из гравюр: «На этой гравюре изображен Фаринелли вместе с его коллегой Сенезино…» На самом деле, рядом с певцом ― его друг композитор и клавесинст Доменико Скарлатти. «Можно увидеть двух долговязых мужчин с непомерно маленькими головами, которые возвышаются над своими коллегами, обычными оперными певцами». Абсурдное описание, указывающее на желание автора подчеркнуть распространенное мнение о «ненормальности» облика Фаринелли.

Очевидно, что фигуры ничем от нормальных человеческих пропорций не отличаются, они вполне соразмерны и в собственных пропорциях, и относительно стоящих рядом. Пара друзей помещена на первый план, и что совершенно нормально по законам живописи, их фигуры крупнее тех, что расположены поодаль сзади. Серьезно рассматривать подобные описания не станем, как недостойные внимания, а будем анализировать многочисленные изображения Фаринелли и воспоминания его современников.

Гравюра Шарля Франсуа Флипарт

с картины Я. Амигони

Фаринелли и Доменико Скарлатти

(фрагмент)

Фаринелли сравнивали с ангелом: «Некоторых путешественников потрясала до глубины души ангельская красота Фаринелли».

Современники утверждали, что и в пожилые годы певец выглядел высоким и худощавым: в августе 1770 года Ч. Берни записывает в своем дневнике: «Каждому любителю музыки, особенно тем, кому посчастливилось слышать синьора Фаринелли, доставит удовольствие узнать, что он еще жив и бодр здоровьем и духом. Я нашел, что он выглядит моложе, чем я ожидал. Он высок и худощав, но отнюдь не кажется хилым».

До нас дошло достаточно много живописных портретов виртуоза, а также гравюр, часто сделанных с этих полотен. Чаще всего портреты Фаринелли писал его друг ― художник Якобо Амигони. Знакомство художника и певца произошло в Баварии в 1728 году.

Якобо Амигони (1675 — 1752) ― итальянский исторический живописец и портретист. Родился он в Венеции, первые картины написал в своем родном городе, затем много путешествовал по Европе, где его портретные полотна пользовались большим спросом. Некоторое время художник работал во Франции, а затем был на службе курфюста баварского Максимилиана II. В 1729 г. Якопо Амигони перебрался в столицу Британской империи. Начиная с 1747 г. и до самой смерти художник жил и работал в Мадриде, где по заказу испанского короля Фердинанда VI написал для оратории Сан-Сальвадора полотно «Святое семейство», а в Аранхуэсе великолепную плафонную картину. Скончался художник в 1752 г. в звании придворного живописца испанских монархов. Его произведения сохранились в замке Шлайсхайм близ Мюнхена, в картинных галереях и церквях баварской столицы, а также в различных музеях и частных коллекциях по всему миру. К сожалению, часть из них была утрачена во время Второй мировой войны.

Тема театра была для Амигони весьма привлекательной. Художник создал несколько замечательных портретов Фаринелли, хранящихся в Бухаресте, Музее изобразительных искусств; Штутгардте, Гос. художественной галерее; Стокгольме, Национальной галерее; Риме.

На портрете из собрания Музея в Бухаресте Фаринелли изображен в окружении аллегорической фигуры Славы и музы лирического пения Эвтерпы, которая венчает его. Картина была написана Якобо Амигони в июле 1735 г. в Лондоне. В архивных документах можно встретить такую запись:

«1735 год. Четверг, Июль 3. Синьор Амикони знаменитый итальянский художник, завершил работу над прекрасной картиной синьор Фаринелло в полный рост, каждый день большая толпа собирается, чтобы увидеть ее, в его доме на Большой Мальборо-стрит. Картина 15 футов на 10, и оценивается в 150 л.»

Фаринелли со Славой и Эвтерпой

(Джакопо Амигони, 1735)

Музей изобразительных искусств Бухареста

От 31 июля 1735 г. в дневнике графа Эгмонта также можно встретить упоминание о вернисаже Амигони и представленной им картине:

«Дневник Графа Эгмонта, четверг 31 июля 1735. После обеда я пошел к живописцу г-ну Амикони, который показал нам прекрасную большую картину Королева представляет герцога Камберленда миссис Пойнтс, губернаторше; хорошая картина Фаринелли и другие».

Карло Броски 30 лет, за плечами грандиозный успех в театрах Италии, и уже покоренный Лондон. Царственный в своей концепции портрет прославляет певца, коронованного Эвтерпой, музой музыки, возвещающей славу в окружении игривых путти. Ни один аристократ восемнадцатого века не был изображен более величественно, чем Фаринелли на этом портрете.

Картина была представлена общественности на выставке в публичной мастерской Я. Амигони и была расположена рядом с аллегорическим портретом королевы Каролины, которая вверяла принца Уэльского Богине Мудрости. Такая экспозиция в студии художника визуально подчеркивала взаимоотношение между оперными исполнителями и правящим классом эпохи. Королева поддерживала Амигони, который, в условиях снижения интереса к декоративным проектам, все больше обращался к портретам элиты. После выставки коллега Амигони гравер Джозеф Вагнер, сделал гравюру с портрета Фаринелли, что сделало изображение доступным для широкой общественности.

В 1735 г. Уильям Хогарт создает серию гравюр «Похождения повесы». В одной из гравюр этой серии высмеивается всеобщее поклонение лондонской пубики перед Фаринелли. Перед инструментом изображен Гендель, а со спинки стула свисает список подарков, которые Фаринелли получил на следующий день после исполнения оперы «Артаксеркс» ― в частности «Золотая табакерка от T. Rakewell, эсквайра». Под списком лежит картина, изображающая Фаринелли: певец стоит на постаменте, на алтаре перед ним лежит несколько пылающих сердец; подле него несколько человек простирают к певцу руки, предлагая подарки. У подножия алтаря стоит на коленях женщина, протягивающая сердце. От ее губ надпись ― «Один Бог, один Фаринелли!» ― намек на леди, которая, будучи очарованной одной из его арий, выкрикнула из ложи эту фразу.

Фрагмент гравюры Хогарта

На портрете, который хранится в Штудгарте, 47-летний Фаринелли держит в руке партитуру и другой рукой обнимает собачку, певец изображен на фоне пейзажа с морским заливом. Картина была написана в Мадриде, о чем свидетельствует орден Калатравы на камзоле певца. С великолепным мастерством выписаны пушистые кроны деревьев, белое тонкое кружево рубашки музыканта. Мягкая палитра Амигони словно вторит внутренней грации созданного им образа. В эти годы Фаринелли возглавлял придворную оперу Фердинанда VI, занимался постановкой опер-сериа во дворцах Мадрида и в Аранхуэсе.

Фаринелли в Испании. 1752 г. Якобо Амигони (Штудгарт, Нац. галерея)

В этот же период был создан портрет царствующей четы Фердинанда VI и Барбары де Браганза, на котором можно видеть (справа на балконе) Фаринелли и его друга композитора, клавесиниста Доменико Скарлатти, в это время проживающего в Мадриде.

Еще один парадный портрет Фаринелли был создан Якобо Амигони. Заметим, что для своего возраста (45 лет) герой выглядит более чем превосходно, ведь всем musico приписывают раннюю старость и морщины уже к тридцати годам. Все те же изящные черты лица, великолепный костюм, бесподобно выписанные его фрагменты: полупрозрачное кружево манжетов, усыпанный каменьями орден, вышивка и блестки камзола.

Фаринелли с рыцарским орденом Калатравы

(Якобо Амигони, 1750 — 1752), Мадрид

в Real Academia de Bellas Artes de San

Fernando

Фаринелли и Амигони связывала многолетняя дружба. Певец коллекционировал живопись и был заказчиком Амигони. Свою коллекцию он хранил на вилле в Болонье, где провел последние двадцать с лишним лет своей жизни. Амигони сам любил музыку, исполнял эскизы декораций и писал картины на сюжеты опер Метастазио, а также постановок в «Линкольн Инн Филдс Театре» в Англии (к опере Дж. Рича «Персей и Андромеда»). Для своего друга Фаринелли Амигони написал картину «Покинутая Дидона» (част. собр.) по мотивам одноименной оперы Метастазио.

ПОРТРЕТ ФЕРДИНАНДА VI И БАРБАРЫ ДЕ БРАГАНЗА

Гравюра Шарля Франсуа Флипарт с портрета работы Якобо Амигони (1752) Мадрид, Национальная галерея

Фаринелли (Якобо Амигони) Париж

Якобо Амигони. Групповой портрет: Певец Фаринелли с друзьями. 1750 — 52 гг. Холст, масло, 172.8Х245.1. Национальная галерея Виктория, Мельбурн

А теперь обратимся к самому загадочному портрету работы Амигони ― «Певец Фаринелли с друзьями». Исследование картины мы начали с определения тех лиц, которые изображены на ней. Центральная фигура ― Фаринелли. Человек с кистями в руках ― автор картины, сам Якобо Амигони. В одном из художественных словарей приводилась биография живописца, где он был представлен другом Фаринелли. Далее следовала поразительная фраза: «в страну туманного Альбиона Якобо Амигони приехал вместе со своим другом ― известным певцом итальянской оперы Карло Броски (1705 — 1782). Неаполитанец по происхождению (он был родом из селения Андрия в Апулии), Фаринелли обладал красивым сопрано, был женат на комической актрисе Марии Антонии Маркезини (она изображена на портрете кисти Амигони „Фаринелли со своими друзьями“, Мельбурн, Нац. галерея)».

Вот так неожиданно мы встретили упоминание о жене виртуоза ― тут было чему удивиться. В ходе дальнейшего изучения картины был определен человек слева, изображенный с пером в руке ― им оказался любимый «близнец» певца ― поэт-либреттист Пьетро Метастазио. Но если с вышеперечисленными фигурами все было просто, то с личностью загадочной Марии Антонии все оказалось труднее. Кто же она, изображенная рядом с великим Фаринелли, женщина? Итак, нам стало известно ее имя и род занятий: актриса Мария Антония Маркезини. В ходе поисков удалось встретить в книге, посвященной Г. Ф. Генделю некую Ла Луккезину: «16 января 1739 года. Премьера «Саула». Исполнению предшествовала основательная репетиционная работа. Миссис Пендэрвес в письме от 7 января пишет о том, что на другой день пойдет на репетицию «Саула». Молодой лорд Уэнтвёрс 9 января сообщает о репетиции следующее:

«Вчера господин Гендель репетировал новую ораторию, которая называется „Саул“, и м-р Гамильтон [воспитатель молодого лорда] считает, что это очень хорошее произведение; исполнителем главной партии является некий Рашел, англичанин, который поет просто великолепно. Лучшая певица ― Франчезина; другие певцы, как мне кажется, посредственны».…На состоявшейся 16 января премьере все исполнители, за исключением трех, были англичанами. Партию Саула пел превосходный немецкий бас Вальтц, Ионафана Бёрд, а партию Давида ― тенор-альтино Рашел. Две меньшие роли (Мелхолы и аэндорской волшебницы) исполнили итальянские певицы ― Ла Франчезина и Ла Луккезина“. Ищем Луккезину и встречаем ее в либретто генделевской оперы „Фарамондо“: „Г. Ф. Гендель ― либретто аноним, Апостоло Зено. Фарамондо, опера в 3 актах. Премьера состоялась 03.01.1738 года в Королевском театре на Хаймаркет, Лондон. Действуюшие лица и первые исполнители:

Фарамондо, король Франкский (влюблен в Розимонду) ― Гаэтано Майорано «Каффарелли», сопрано.

Клотильда, его сестра (влюблена в Адольфо) ― Элизабет Дюпарк «Ла Франчезина», сопрано.

Густаво, король Кимбрийский ― Антонио Монтаньяна, бас.

Розимонда, его дочь (влюблена в Фарамондо) ― Мария Антония Маркезини «Ла Луккезина», альт.

Адольфо, его сын (влюблен в Клотильду) ― Маргерита Кименти, «Ла Дрогерина», сопрано.

Гернандо, король Свебский ― Антония Мария Мериги, альт.

Теобальдо, Кимбрийский генерал ― Антонио Лотти, бас.

Хильдерико, как потом выясняется, тоже сын Густаво ― Уильям Саваж, мальчик-сопрано».

Итак, мы узнали полное имя певицы Ла Луккезины ― Мария Антония Маркезини «Ла Луккезина», поющая в опере самого Генделя, да еще на одной сцене с Каффарелли! Как мы знаем, Фаринелли покинет Лондон в 1737 году, а Ла Луккезина выступает в 1738 и в 39 гг… Выходит, что певец уезжает, а Луккезина поет в труппе Генделя? Одни вопросы и почти ни одного ответа. Но факт внезапно взявшейся жены Фаринелли вызывает массу эмоций.

Что касается Фаринелли, Энгус Хэриот утверждал необыкновенную красоту певца и страстное обожание его женщинами: «Слава Фаринелли быстро росла; его называли il ragazzo, и, будучи не только феноменально способным певцом, но и красавцем, он имел поразительный успех у женской части публики; впрочем, любовные интриги его интересовали мало, и ни одного анекдота о его похождениях не сохранилось». Упоминание о некоей возлюбленной итальянского Primo Uomo ― неизвестной девушке-танцовщице, встречается в фильме «Жертвы и обольстители» (2010 г.) Текст за кадром дает понять, что страсть, питаемая к танцовщице, явилась для Фаринелли страданием:

«Она выступала в костюме „Арлекино“ и похитила мое сердце. В любом случае все кончается страданиями. Приходится хранить молчание, мучиться и, тем не менее, сладкие оковы дарят отраду. Купидон держит меня в заключении, и одному Богу известно, когда я обрету свободу»

Мемуары Дж. Казановы говорят о том, что Фаринелли был довольно известным любовником: «Хотя он и не был очень расточителен на ласки и предпочитал растворяться в простынях какого-нибудь скрытого от любопытных взглядов ложа». Но однозначно можно сказать, что Карло Броски Фаринелли был глубоко верующим человеком, который чуждался модных развлечений и жил тихо и уединенно.

«Мой друг ― одиночество, ведь я никогда не познаю тех нежных ночей, когда любовники предаются в темноте утехам, тем, которым все предаются в первую ночь», ― пишет Карло Броски.

Вернемся к загадочной женщине на портрете Амигони. Кто же она? Благодаря Марии Фетисовой был найден портрет актрисы, игравшей на одной сцене с Каффарелли, той самой Марии Антонии Маркезини, Ла Луккезины. Искали одну, а нашли другую ― Тереза Кастеллини!

Сравним два портрета ― на первом Тереза, на втором Мария Антония. Одно и то же лицо… Интересно, кто же она? Оставалось лишь по крупицам собирать информацию. «Пела она в период с 1736 по 1739. В 36 ― в Неаполе, потом в Опере Знати. Ее вокал впечатлял публику и даже принца и принцессу Уэльских… Пела она меццо-сопрано, но также и партии для контртенора. 17.05. 1738 она вышла замуж за Джеймса Амикони, который с 1729 декорировал сцену в Королевском театре. Он покинул Англию в 39-м, отправился в Париж, Петербург, затем Венецию и вернулся в Лондон в 41-м. Потом вернулся в Венецию, затем в Мадрид в 1747-м, где и умер в 52-м. Неизвестно, сопровождала ли его Мария Антония, возможно, сопровождала. Информации, свидетельствующей о ее дальнейшей карьере певицы, не обнаружено» (Цит. по Marchetti. ― С. 91. Пер. Марии Фетисовой).

АНТОНИЯ МАРКЕЗИ. ПОРТРЕТ

Итак, Антония Маркези вышла замуж за Якобо Амигони 17 мая 1738 года, так что быть женой Фаринелли она не могла. Но речь идет о Марии Антонии, а есть еще Тереза Кастеллини. Продолжаем поиски: «В то время, когда Амигони писал портрет, Тереза Кастеллини была примадонной Мадридской оперы. Она была любимой ученицей Фаринелли, и ходили слухи, что их отношения были очень близкими. Действительно, Метастазио упоминает в переписке, что Фаринелли был влюблен в Кастеллини. Она также появлялась с ним на сцене. Амигони включил свой автопортрет в картину, и трогательный жест руки на плече Фаринелли ясно идентифицирует его в группе как друга и члена круга Фаринелли…». Тереза Кастеллини, Мария Антония, ла Луккезина ― это одно лицо. Певица, жена художника Якобо Амигони.

Загадка портрета решена, но какой необычный исход! Итак, Фаринелли в центре этого интимного портрета. Группа вокруг ― это его близкие друзья, слева направо: поэт аббат Пьетро Метастазио, Тереза Кастеллини (она же Мария Антония Маркезини, ла Луккезина), Фаринелли, художник Якобо Амигони, собака Фаринелли и его мальчик-паж. Этот групповой портрет был написан в Мадриде, где Фаринелли был на службе короля Филиппа V (1683 — 1746), после смерти короля, Фаринелли попал под покровительство Фердинанда VI (1713 ― 59), который даровал ему военный Орден Калатравы, который украшает его изящный костюм.

Лирика, проведенная между двумя фигурами певцов (Фаринелли и Терезой) хорошо читаема. Тереза держит в руке лист со стихотворением Метастазио, на которое Фаринелли положил музыку. В этом произведении говорится о печали любовника из-за неизбежного скорого отъезда.

Метастазио уже покинул Мадрид, Тереза Кастеллини намеревалась покинуть город, тем самым еще больше усугубляя печаль разлуки. Работа написана с большой сентиментальностью, так как все изображенные на картине ― итальянцы, связанные узами дружбы в чужой стране, в Испании, и все они знают о том, что в ближайшее время будут разлучены на всю жизнь.

X-рентгенограммы показывают, что Амигони перерабатывал картину: голову собаки Фаринелли, чей воротник несет инициалы певицы, переписал в более низкое положение. Собака в картине держит голову довольно низко, в позе, которая предполагает почувствовать отчаяние разделенных друзей. Однако в целом, картина наполнена радостными красками дружбы, а не меланхолии. Увлекательным кажется и то, что Амигони подписал каждого персонажа по имени. Это кажется необычным, потому что работа была написана для Фаринелли, который, очевидно, знал всех в жизни. Возможно, Амигони был чувствителен к феномену утраты идентичности в портретах через Время, и он хотел убедиться, что через неограниченный срок, тот, кто увидит эту картину, будет знать всех изображенных по имени.

Все-таки интересно, какие на самом деле отношения связывали Фаринелли и Терезу. В переписке между Метастазио, живущим в Вене, и Фаринелли, проживающим в Мадриде, имя Кастеллини цитируется регулярно между 1747 и 1750 гг. Либреттист играет роль жениха певицы. В частности, он написал Карло в 1749 году:

«Чем занимается прекрасная Кастеллини? Правда ли, что мое внимание радует ее настолько, что она желает оказать мне честь вести со мной переписку?»

Фаринелли, будучи директором Мадридской оперы, приглашал в Испанию самых прекрасных певцов из Италии, в их числе была и Тереза Кастеллини. Певица стала ученицей Фаринелли, многие сичтают, что эта женщина была любовью всей жизни Карло Броски, о чем непрозрачно намекал в письмах Метастазио. И то, что чувствовал Карло по отношению к этой молодой женщине, возможно, было близко к тому, о чем пишут поэты, и о чем сам Фаринелли так много раз пел на сцене. Но и эта загадка так и останется для нас неразгаданной.

Отношения Фаринелли и примадонны не отразились на дружбе между виртуозо и художником Амигони, мужем Терезы. Благодаря Фаринелли, Якобо Амигони стал кавалером ордена Калатравы, получил звание «Первый живописец короля», его семье была назначена особая пенсия и даровано право посещения королевских апартаментов.

Портреты певца и директора придворной оперы в Мадриде синьора Фаринелли писали художники С. Риччи и Джакуинто.

Коррадо Джакуинто (1703 — 1765) создал парадный портрет Фаринелли. Ученик Солимены, уроженец маленького селения в Апулии Молфетто, он работал сначала в Неаполе (1727 г.), затем при Пьемонтском дворе, но в основном в Риме, Мадриде (1753 — 1762) и опять в Неаполе. Подобно работам Солименты и Бонито, портреты Джакуинто явились примером новой живописи века Просвещения в Италии. Художник тоже запечатлевал людей, прославивших своими деяниями нацию.

Портрет Карло Броски, Фаринелли

Коррадо Джакуинто, ок. 1753 — 55

Museo Internacional y Biblioteca de la Música. Bolonia.

Около 1753 г. им был написан портрет знаменитого певца Карло Фаринелли, где он изображен в мантии и со знаком кавалера ордена Калатравы. Певца окружает сонм путти и несколько аллегорических фигур, среди которых изображен и сам Коррадо Джакуинто. Образ человека нового века еще не освобожден в этом полотне от аллегорического обрамления. Но введенный им образ художника сосуществует с портретируемым нераздельно, подобно аллегорическим фигурам, он служит дополнением в рассказе о его творчестве, значительности его личности.

Фаринелли. (Бартоломео Назари)

Лондон, Муз. колледж.

Портрет, написанный итальянским художником-портретистом Бартоломео Назари (1693 ― 1758), создан в последний год пребывания Фаринелли в Лондоне, в зените его славы, возможно, по заказу лорда Эссекса, британского посла в Форино. В этом портрете фигура певца гораздо более внушительна, чем на других портретах (кисти Амигони и Джакуинто). О тучности Фаринелли говорил и некий британец, повстречавший певца в лондонском Сент-Джеймс парке: «Кому довелось побывaть близ Сент-Джеймсa, тот мог видеть в пaрке, с кaковою легкостью и резвостью поднимaется нa ноги призывaемaя молочницей стельнaя коровa, ибо точно тaк прянул с зaмшелого брегa божественный Фaринелли». В круглом лице Фаринелли автор соединил черты ребенка и взрослого. Длинные, тонкие пальцы правой руки певца отдыхают на клавесине, белое облако кудрей, жемчужная серьга в левом ухе ― автор стремился придать торжественность и экстравагантность позе певца, изображая его в умеренно-театральной манере

Из всех известных нам портретов Фаринелли 11 были написаны Якобо Амигони. Причем создавал их художник на протяжении всего периода его крепкой дружбы с певцом, примерно 30-ти лет.

Фаринелли в сценическом костюме

(Якобо Амигони)

Фаринелли с голубем. (Я. Амигони)

Аукцион Сотбис.

Портреты Фаринелли были хорошо известны, так как с них гравировали Дж. Бартолоцци, Дж. Вольпато и известный мастер Дж. Вагнер, ставший учеником Амигони в Мюнхене, а затем учившийся в Риме.

Фаринелли. Гравюра

(Йозеф Вагнер, 1735)

Фаринелли. Гравюра

(Александр вон Хекен, 1735)

находится в Лондоне в The Bridgeman Art

Library

Сarlo Broschi dit Farinelli / Henri Adlard, d’après

J. Amiconi, 1850

Alexander van Aken, after Charles Lucy mezzotint, 1735

Виртуозов, добившихся успеха, обожали и осыпали щедрыми подарками, им дарили поместья, картины, драгоценности. Но одновременно с почитанием и поклонением художники-карикатуристы высмеивали их внешность. До приезда Фаринелли в Лондон, венецианский карикатурист, Антон Мария Дзанетти нарисовал его в профиль, сделав акцент на высокий рост, а также выступающую верхнюю губу. Пьер Леон Гецци сатирически изобразил певца в образе женщины. В Англии, драматург Генри Филдинг высмеял новое увлечение светских дам певцом Фаринелли: «Была ты в оперном театре, мадам, прошлой ночью?/ Кто может пропустить оперу, в то время как там Фаринелло. Конечно, он является очаровательным существом. Он то, что можно пожелать».

Фаринелли в дорожном костюме

Caricatura di Zanetti

Фаринелли, Куццони и

Хайдеггер

Joseph Goupy 1730

ispiarata a Marco Ricci

Карикатура J. Goupy показывает Фаринелли в образе Арбаче (опера «Артаксеркс», с триумфом поставленная в Лондоне) ― длинные ноги и выпяченная грудь, он в костюме со свисающими с рук цепями. Рядом низенькая Куццони. Скрытый за певцами, импресарио Хайдеггер выражает сердитое, беспомощное отчаяние: успех Оперы знати перекрыл воздух его театру.

Famous Castrato: Il Farinelli

Pier Leone Ghezzi

(1674 — 1755)

Pen and brown ink, over traces of black chalk, on paper. 305 x 207 mm

Farinelli

Caricatura di Pier Leone Ghezzi, 1724

Пьер Леон Гецци создал ряд карикатур, в одной из которых он изобразил Фаринелли в образе королевы Береники ― эту роль Фаринелли исполнил в 1724 году в римском театре (опера «Фарнак» Винчи). Карикатурист изобразил певца в женской одежде, с веером, в платье с очень широкой юбкой, с морщинистыми руками, деформированным профилем и безжалостно старым.

Пьер Леон Гецци среди современников был очень популярен как талантливый карикатурист, он обладал особым даром, даже изменяя и различным образом искривляя черты лица своих моделей, сохранять в рисунке удивительную схожесть с реальным человеком. Марко Риччи ― художник-пейзажист обратился к карикатуре по-видимому во время совей работы в качестве сценографа в тетрах Италии. Антонио Мария Дзанетти — венецианский писатель, коллекционер, знаток резьбы по дереву и гравировке также обращался к карикатуре, что лишний раз доказывает особую популярность этого жанра в XVIII столетии.

Портреты Фаринелли продолжали создавать и в последующие века. Но есть в некоторых портретах одна особенность ― певец часто изображен с собачкой. Высокопоставленные и известные персоны с самых древних времен нередко изображались на портретах в компании с любимцами. Таких собак называли «коленными», они служили развлечением своих владельцев, символизировали достаток и высокий социальный статус. Что касается портретов Фаринелли, то вполне вероятно, что на индивидуальных портретах он изображен со своими любимцами, а вот на групповом ― собака, на ошейнике которой инициалы Терезы Кастеллини, является символом верности и дружбы.

Carlo Maria Michelangelo Nicola Broschi, Farinelli, doing a private concert

Медальон с портретом Фаринелли

Уильям Prewitt

Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания. эмаль

(высота 51 мм, ширина 42 мм) XVIII в.

Скульптурный портрет Фаринелли

Неизвестный мастер

Если верить воспоминаниям современников, Фаринелли выглядел приблизительно так: «нормально развитая грудная клетка, шевелюра густая и очень красивая, мускулы изящные, гибкие и очень подвижные, рост чрезвычайно высокий, необычайно длинные руки и ноги». Рост певца составлял 190,1 см.

А если серьезно, то судить о внешности человека объективно не получится, ведь красота ― понятие субъективное. И было бы справедливо рассуждать не на тему внешней привлекательности Фаринелли, а о его внутренних качествах, которые были столь безукоризненны, что приводили в изумление современников. И не желал ли сам Фаринелли, чтобы о нем помнили, как о добром, благородном, высокодуховном человеке, а не обсуждали размер его костюма и черты лица? Обратите внимание, что на всех портретах лицо Карло Броски освещено доброжелательной улыбкой. Красота внешняя напрямую зависит от красоты внутренней, которой наш герой обладал в избытке!

Руссе говорит: «Фаринелли, бесспорно, волновала слава, но одновременно он был мягким, порядочным человеком. Он заботился о своем духовном состоянии больше, чем о пении. Вот почему он так рано покинул оперную сцену со всем ее блеском… несмотря на блеск, окружавший его, не выказывал гордости, притязательности и высокомерия, качеств, которые всего чаще возбуждают ненависть к выскочкам». Метастазио писал своему близнецу со слов испанского посла: «Он заверил нас, что доброта и умеренность твоего характера ни в коем случае не пострадали от твоего высокого поста… Он говорит, что, даже достигнув столь завидного положения, ты не нажил врагов». Поэт Ролли пишет: «он отличается самыми дружелюбными и любезными манерами, и я получил огромное удовольствие от общения с ним». Современники говорили о «великодушном и заботливом отношении Фаринелли к тем, кому везло меньше, чем ему», «Фaринелли, которого обожaли всюду, где ему довелось побывaть, сделaлся общим любимцем», «кротость и пристойность Фaринелли» подмечала Сара Гудар.

Бескорыстнaя добротa Фаринелли порaжaет. Вот история, ярко рисующая его щедрость и блaгожелaтельность: «Однaжды некий портной принес Фaринелли сшитый для него кaфтaн, однaко был нaстолько зaхвaчен мыслью о встрече с величaйшим aртистом столетия, что откaзaлся от всякой плaты и желaл лишь одного ― услышaть божественный голос, сберегaемый певцом единственно для королевской четы. Видя, что молодой человек в решении своем тверд, Фaринелли уступил и исполнил для него одного все жемчужины своего репертуaрa, a зaтем попросил, чтобы портной ответил ему услугой нa услугу ― принял бы в подaрок кошелек, где лежaло вдвое или втрое больше денег, чем полaгaлось зa рaботу».

Таким образом, «божественный» Фaринелли обладал множеством привлекaтельных личных свойств вкупе с волшебной силой голосa и удивительной вокaльной техникой. Запомним его таким, каким его описывали своременники: «К тому времени в нем совместилось все, что может восхищaть: он был высокий, крaсивый, a в его нa редкость утонченном лице силa сочетaлaсь с изяществом и добротa с блaгородством. Вдобaвок он облaдaл необыкновенно привлекaтельным нaбором личных кaчеств, которые внушaли всем не меньшее восхищение, чем его нaружность: нрaв у него был кроткий и скромный, с окружaющими он держaлся увaжительно, неизменно выкaзывaл щедрость и человеколюбие. Притом он отличaлся твердыми понятиями о приличиях, что было большой редкостью в теaтрaльном мире того времени: aнтрепренеров он не обмaнывaл, с пaртнерaми был мил и любезен, a немaлые свои гонорaры по ветру не пускaл ― вообще он вел рaзмеренный обрaз жизни, избегaя ромaнтических приключений и более всего зaботясь о сохрaнении голосa». По общему признанию, ни один певец не смог затмить великого Карло Броски Фаринелли: «Он прекрасно пел, был хорош собой, воспитан и образован, располагал к себе людей».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Карло Броски. Фаринелли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я