Можно, конечно, возразить, что такое отношение к смерти отнюдь не новое, поскольку оно уже присутствовало в философии
платонизма и стоицизма.
Интересно, что
платонизм больше импонировал православным богословам, а аристотелизм был ближе схоластам-католикам.
Подобный взгляд на мир лежит в русле христианизированного
платонизма.
Следовательно, нам в любом случае придётся опуститься по времени на полвека глубже, если мы хотим понять
платонизм.
Получается, таким образом, некое сочетание
платонизма и христианства, характерное для восточного христианства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лёгость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Может ли христианин, верующий в воскресение в теле, использовать
платонизм?
Это чёрта
платонизма, привлекающая и отталкивающая поэта одновременно.
Православие, как известно, находится под значительным влиянием
платонизма, для которого характерны представление о мире как иерархически структурированном целом, дуализм небесного и земного, мира идеального и материального.
Само представление о душе сложилось в результате наблюдения за жизнью тела, которая всегда является чем-то большим, чем суммарная деятельность всех телесных органов, – античный
платонизм пошёл ещё дальше, сформулировав учение о бессмертии бестелесной души.
Возьмём два простых примера: представим себе двух историков античной философии, которые с одинаковой объективностью исследовали, к примеру, историю
платонизма и неоплатонизма.
Мы начинаем видеть не только близость, но и отличия в декартовой и гуссерлевой когнитологии: эти отличия лежат там, где конституция интенционального акта примыкает к руслу
платонизма.
Можно сказать, что в первую очередь он развивал христианское мировоззрение с помощью философии, в особенности
платонизма, в той его форме, которая сформировалась в эпоху эллинизма, а также в некоторой мере учения стоиков.
Учёная специальность имеет временное значение, превращение комиссии учёных в сословие такое же злоупотребление, как, например, превращение диктатуры в тиранию; принятие знания за конечную цель, замена дела миросозерцанием – идеолатрия, или культ идей, – есть узаконение этого злоупотребления, а религия, в смысле
платонизма, или воскрешение без участия в этом деле человека, есть санкция этого злоупотребления; приложение же знания к мануфактурной промышленности, созидающей город, закрепляет за учёными их сословный характер, обращая знание на производство вещей, возбуждающих разделение и вражду, которые и ведут к смерти, вместо того чтобы превратить знание в исследование причин смерти ради дела воскрешения.
Любой
платонизм утверждает, что существует непреодолимое расстояние между нашим привычным земным миром и духовным божественным миром идей, что всё земное – только тень небесного, и что тень может самое большее намекнуть на то, как устроено истинное бытие.
Философия патристики имела кульминацию в августинианстве, которое может быть определено как христианский
платонизм.
Вот что я предлагаю называть демократическим
платонизмом, представляющим собой вечный миф о царе-философе, ныне облачаемый в коллективные и эгалитарные одежды.
Наибольшее влияние на философское мышление христианских народов оказали традиции
платонизма и аристотелизма.
Христианство, впитав идеи
платонизма, пошло дальше.
Плутарх (прим. 45–120 гг.) – широко известный писатель «среднего
платонизма».
Это система нового
платонизма.
На этом понимании следа основывается наш первый реконструированный деконструктивный аргумент, который направлен против семантического
платонизма внутри картезианского сознания, так как, согласно ему, подобная концепция значения никогда не может быть полностью эпистемически доступной этому виду сознания.
Кажется, подобные взгляды называются математическим
платонизмом.
Для патристики характерны интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, где элементы
платонизма играли ведущую роль.
В рамках витгенштейновского в широком смысле подхода мы критикуем метафизический реализм и, в частности, научный реализм, метафизический
платонизм и структурный реализм в философии физики и предлагаем заменить их позицией, которую мы называем «контекстуальным научным реализмом».
С другой стороны, в смыслополагание нередко включён учёт идеальногов виде долженствования, образцов, идей, идеалов, проектов, регулятивов, то есть фактически включено следование философскому принципу
платонизма, чаще всего неосознаваемое.
– Нужно поговорить о цивилизации и культуре, так как между ними постепенно происходит разделение, отчего предтечей установления христианства является
платонизм.
Разумный порядок, имеющий дело с первичными определениями вещей, не предполагает возможности их разрушения – эта идея содержится и в интереснейшей теореме 4 ч. III, которая вполне в духе
платонизма утверждает, что никакая вещь по определению своей сущности не содержит в себе условий своего разрушения, так как сущность вещи есть её вечная идея.
Выбор кембриджского
платонизма как начала и конца этой книги подразумевает единый подход к рассмотрению истории этой области.
Позже появляются и развиваются такие философские школы как неопифагореизм, средний и поздний
платонизм, скептицизм, неоплатонизм.
Сходный аргумент используется и для обоснования классифицирования по «отрицательным признакам», что немыслимо с точки зрения
платонизма (не может быть «идеи отсутствия чего-то»): «в лишении как таковом нет никакого различия… ибо в этом случае отсутствие чего-либо образует отличительный признак» (op. cit., с. 43).
Автор чуток забывает, что то, что он пишет об этом и передаёт следующему поколению эволюционно сам того, не замечая и показывая пример
платонизма, хотя он старается предупредить и отказывается от платонизации.
В несколько лучшем положении находимся мы относительно философии римского периода, стоицизма, позднейшего
платонизма и, в особенности, неоплатонизма, хотя и здесь есть немало пробелов (напр., по истории неопифагорейцев).
Эстетические представления этих эпох, сильно влиявшие на композиционное мышление, основываются на возникших в античной культуре философских воззрениях
платонизма и неоплатонизма.
Кратко я ещё вернусь к этим темам при рассмотрении научного вызова кембриджскому
платонизму.
Платонизм имеет также еще одну трудно уловимую для современного позитивистского технизированного сознания черту – это акцентуация жизненного связующего целостного начала.
Но оговорки в духе радикального дуализма всё же сохраняются, ведь с одной стороны в метафизике
платонизма существует теория идей как высшей и абсолютной цели рационального познания, а с другой стороны в платоновском учении признаётся существование множества мнений и религиозных представлений, которые могут выступать средствами политического управления в конкретном обществе.
Философия герметических сочинений – в той мере, в какой она греческого происхождения, – принадлежит к тому же стандартному типу, с его эклектичной смесью
платонизма, неоплатонизма, стоицизма и других школ греческой мысли.
Позднеантичная мистика создаёт учение о первочеловеке как божественном существе, вмещающем всю смысловую структуру космоса (рассматриваемого уже как вторичное по отношению к первочеловеку); этот образ переходит в христианский гностицизм и в иудейскую мистику, совмещая мотивы
платонизма с новой, повышенной оценкой человека сравнительно с космосом.
Можно сказать, что
платонизм представляет собой первую великую идеологию западного человека, то есть модель знания, которой следует придерживаться как настоящей религиозной веры, тем более что в этом случае само божество излучает мудрость, которую люди могут черпать.
Кроме того,
платонизм учит постоянству родовых типов, в то время как наша современная теория происхождения утверждает изменчивость родов и видов.
Античная философия, в частности
платонизм и стоицизм, предложила свои уникальные взгляды на справедливость и её роль в жизни людей и обществе.
Аристотелевская критика
платонизма породила множество разноречивых мнений и массу самых утомительных человеческих сочинений.
Таким образом,
платонизм стал одной из отправных точек для дальнейших метафизических исследований.
Величайший философ античности, оказавший беспрецедентное влияние на развитие всей философии, родоначальник
платонизма.
Она обожала чистый
платонизм, которого в отношениях с кавалергардами было в избытке.
Возрожденская картина платонична в своей философской основе, но в XIX в. истина
платонизма пошатнулась и всякое академическое изображение стало казаться натюрмортом – природой мёртвой, от которой отлетела её душа.
До
платонизма мир представлялся большой «демократической» игрой «подлунных», элементов.