Можно, конечно, возразить, что такое отношение к смерти отнюдь не новое, поскольку оно уже присутствовало в философии
платонизма и стоицизма.
Подобный взгляд на мир лежит в русле христианизированного
платонизма.
Следовательно, нам в любом случае придётся опуститься по времени на полвека глубже, если мы хотим понять
платонизм.
Может ли христианин, верующий в воскресение в теле, использовать
платонизм?
Но
платонизм назвал бы вспоминаемыми, если несколько расширить понятие анамнезиса.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трёхчастный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно поэтому православие часто самими носителями понимается и трактуется в категориях своеобразного христианского
платонизма, с его погружённостью в грядущее или небесные сферы при отсутствии интереса к истории и её проблемам.
Нетрудно увидеть и здесь влияние
платонизма.
Само представление о душе сложилось в результате наблюдения за жизнью тела, которая всегда является чем-то большим, чем суммарная деятельность всех телесных органов, – античный
платонизм пошёл ещё дальше, сформулировав учение о бессмертии бестелесной души.
Сходный аргумент используется и для обоснования классифицирования по «отрицательным признакам», что немыслимо с точки зрения
платонизма (не может быть «идеи отсутствия чего-то»): «в лишении как таковом нет никакого различия… ибо в этом случае отсутствие чего-либо образует отличительный признак» (op. cit., с. 43).
Можно сказать, что в первую очередь он развивал христианское мировоззрение с помощью философии, в особенности
платонизма, в той его форме, которая сформировалась в эпоху эллинизма, а также в некоторой мере учения стоиков.
Учёная специальность имеет временное значение, превращение комиссии учёных в сословие такое же злоупотребление, как, например, превращение диктатуры в тиранию; принятие знания за конечную цель, замена дела миросозерцанием – идеолатрия, или культ идей, – есть узаконение этого злоупотребления, а религия, в смысле
платонизма, или воскрешение без участия в этом деле человека, есть санкция этого злоупотребления; приложение же знания к мануфактурной промышленности, созидающей город, закрепляет за учёными их сословный характер, обращая знание на производство вещей, возбуждающих разделение и вражду, которые и ведут к смерти, вместо того чтобы превратить знание в исследование причин смерти ради дела воскрешения.
Любой
платонизм утверждает, что существует непреодолимое расстояние между нашим привычным земным миром и духовным божественным миром идей, что всё земное – только тень небесного, и что тень может самое большее намекнуть на то, как устроено истинное бытие.
Позже появляются и развиваются такие философские школы как неопифагореизм, средний и поздний
платонизм, скептицизм, неоплатонизм.
Наибольшее влияние на философское мышление христианских народов оказали традиции
платонизма и аристотелизма.
На этом понимании следа основывается наш первый реконструированный деконструктивный аргумент, который направлен против семантического
платонизма внутри картезианского сознания, так как, согласно ему, подобная концепция значения никогда не может быть полностью эпистемически доступной этому виду сознания.
Плутарх (прим. 45–120 гг.) – широко известный писатель «среднего
платонизма».
Христианство, впитав идеи
платонизма, пошло дальше.
Для патристики характерны интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, где элементы
платонизма играли ведущую роль.
В рамках витгенштейновского в широком смысле подхода мы критикуем метафизический реализм и, в частности, научный реализм, метафизический
платонизм и структурный реализм в философии физики и предлагаем заменить их позицией, которую мы называем «контекстуальным научным реализмом».
Кажется, подобные взгляды называются математическим
платонизмом.
Выбор кембриджского
платонизма как начала и конца этой книги подразумевает единый подход к рассмотрению истории этой области.
Разумный порядок, имеющий дело с первичными определениями вещей, не предполагает возможности их разрушения – эта идея содержится и в интереснейшей теореме 4 ч. III, которая вполне в духе
платонизма утверждает, что никакая вещь по определению своей сущности не содержит в себе условий своего разрушения, так как сущность вещи есть её вечная идея.
С другой стороны, в смыслополагание нередко включён учёт идеальногов виде долженствования, образцов, идей, идеалов, проектов, регулятивов, то есть фактически включено следование философскому принципу
платонизма, чаще всего неосознаваемое.
Получается, таким образом, некое сочетание
платонизма и христианства, характерное для восточного христианства.
Платонизм оказал влияние на развитие науки о душе – психологии.
Мы начинаем видеть не только близость, но и отличия в декартовой и гуссерлевой когнитологии: эти отличия лежат там, где конституция интенционального акта примыкает к руслу
платонизма.
Кратко я ещё вернусь к этим темам при рассмотрении научного вызова кембриджскому
платонизму.
Платонизм имеет также еще одну трудно уловимую для современного позитивистского технизированного сознания черту – это акцентуация жизненного связующего целостного начала.
Если средневековый
платонизм стимулировал развитие психологии, науки о душе, то аристотелизм стимулировал развитие антропологической ветви знаний, поскольку был нацелен на выявление биологической природы человека.
Но оговорки в духе радикального дуализма всё же сохраняются, ведь с одной стороны в метафизике
платонизма существует теория идей как высшей и абсолютной цели рационального познания, а с другой стороны в платоновском учении признаётся существование множества мнений и религиозных представлений, которые могут выступать средствами политического управления в конкретном обществе.
Философия герметических сочинений – в той мере, в какой она греческого происхождения, – принадлежит к тому же стандартному типу, с его эклектичной смесью
платонизма, неоплатонизма, стоицизма и других школ греческой мысли.
Позднеантичная мистика создаёт учение о первочеловеке как божественном существе, вмещающем всю смысловую структуру космоса (рассматриваемого уже как вторичное по отношению к первочеловеку); этот образ переходит в христианский гностицизм и в иудейскую мистику, совмещая мотивы
платонизма с новой, повышенной оценкой человека сравнительно с космосом.
Автор чуток забывает, что то, что он пишет об этом и передаёт следующему поколению эволюционно сам того, не замечая и показывая пример
платонизма, хотя он старается предупредить и отказывается от платонизации.
Представители аристотелизма шли на использование математики в вопросах физики, и, наоборот, представители
платонизма использовали физические интерпретации для математических закономерностей.
Величайший философ античности, оказавший беспрецедентное влияние на развитие всей философии, родоначальник
платонизма.
Она обожала чистый
платонизм, которого в отношениях с кавалергардами было в избытке.
До
платонизма мир представлялся большой «демократической» игрой «подлунных», элементов.
Он по-прежнему считает себя академиком, но его насторожённое отношение к
платонизму усиливается с каждым годом.
Аристотелизм, если взглянуть на него с исторических позиций, вовсе не является противоположностью
платонизма.
Для ума, ограниченного шорами
платонизма, кролик – это кролик, ничего больше.
По мере удаления от своего первообраза отображение теряет и свою бытийность, и ценностную значимость, поэтому для
платонизма типична иерархическая система ценностей.
Его имя должно быть названо наряду с теми пятью-шестью именами, которые знаменуют собой основные этапы понимания
платонизма во всемирной истории философии вообще…
С шестого века пифагорейство приходит в упадок, его учение поглощается
платонизмом, и от него остаётся лишь секта, вплоть до появления новопифагореизма.
Однако в венских философских кругах двадцатых годов
платонизм считался безнадёжно устаревшим.
Эту фундаментальную апорию или, как он говорит, дилемму французский учёный видит в споре
платонизма и эмпиризма внутри аристотелевского мышления.
Эта критика способствовала развитию самой теории, усовершенствованию её защитниками
платонизма.
Возьмём два простых примера: представим себе двух историков античной философии, которые с одинаковой объективностью исследовали, к примеру, историю
платонизма и неоплатонизма.
При этом блж. Августин рассматривает
платонизм как олицетворение, в некотором смысле, философии, поскольку речь здесь идёт о реальности духа.