Классический
механицизм пытается непосредственно вывести психические явления из внешних воздействий.
Важно также отметить, что в оценке общественных явлений и институтов преобладал
механицизм, точнее – механистический детерминизм.
Новая заря
механицизма, эра великих учёных и отважных путешественников.
Они ушли и от присущего марксизму
механицизма во взглядах на исторический процесс.
Смысл новоевропейского
механицизма в том, что чётко выделяется сфера собственно механического и тем самым освобождается сфера внемеханического.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: орочоны — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это звучит ужасно для современного сознания, но ужасно ведь отождествление этого механизма с универсумом, а
механицизм отождествляет его только с описуемой частью природы.
Именно кризис
механицизма был одной из форм выражения кризиса науки XVIII в.
Рядом с физическим детерминизмом и
механицизмом появляются биологизм и историцизм – две новые силы, которые раньше в расчёт не принимали.
Это давало философу уверенность в адекватности познания мира, но привело его к позиции
механицизма, уподобляющей мир часовому устройству.
Кроме того, он прямо критикует тезис диалектического материализма о переходе количественных изменений в качественные: «…выделение качества из накопления количественных различий, – пишет он, – наследие декартовского
механицизма и гегелевского идеализма в диалектическом материализме» (с. 36).
Стоит с этой точки зрения посмотреть на философию
механицизма – и мы увидим, что там работает ещё и этический принцип: всё, что можно описать как механизм, надо описывать как механизм и только как механизм, зато всё остальное вообще не является механизмом ни в каком смысле.
Те в свою очередь требуют от элиты «наведения порядка» – простых и «ясных» решений и действий, понимаемых в духе
механицизма.
Механицизм позволяет разделить эти крайности; но именно потому он позволяет им легко общаться: они не перемешаны; нет мучительной неясности, поисков нейтральной зоны.
Странная двойственность просветительского рационализма, совмещавшая любовь к «ясности и отчётливости» с тягой к оккультным явлениям и «животному магнетизму», соединявшая рассудочное государственное строительство с расцветом бесчисленных масонских организаций, может быть, объясняется именно попыткой уравновесить
механицизм вытесненным в культурное подполье метафизическим инстинктом.
В данном случае ясно видно, что за спонтанностью скрывается чистейший
механицизм, за свободой (непроизвольным жизненным порывом) – доведённый до предела детерминизм, за идеализмом – абсолютный материализм.
Весь смысл его творчества направлен на выполнение одной задачи – преображение человека, освобождение его от
механицизма обыденного существования, пробуждение творческого духа, преодоление индивидуализма ради обретения общечеловеческого языка.
Его философская теория
механицизма, базировавшаяся на достижениях естественных наук того времени, удивительным образом и сейчас, когда арсенал научных знаний существенно пополнился, остаётся привлекательной для размышлений о мироустройстве.
Надо учесть, что политэкономия вышла из крайнего
механицизма, и её модели отсекают большую часть реальности не только от таких систем, как общество, народы, культуры и т. д.
Прямым результатом рационалистического подхода стал
механицизм – метод познания и миропонимание, рассматривающее мир как механизм.
Объяснение психических явлений только физическими и химическими процессами в нервном веществе является примером
механицизма и редукционизма.
Мы хотели только, развивая возможно дальше это сравнение, показать, в чём наш тезис сближается с чистым
механицизмом и в чём он отличен от него.
Иначе говоря,
механицизм сводит явления лишь к их физическим причинам.
То, что
механицизм дошёл до того, что низвел человека до уровня саморегулирующегося автомата, вызвал понятное неприятие и насмешки.
Было искусственно создано мессианское ощущение времени, внедрённое в мозг рационального, уже перетёртого
механицизмом немца.
Гумилевская концепция этноса страдает
механицизмом и натяжками.
Вопрос о самой природе развития – активности личности – в самом общем смысле противопоставляет идеи
механицизма в понимании природы человека и идеи организмического подхода.
Этот образ упорядочил
механицизм декартовского рационализма.
Действительно,
механицизму свойственно считать метафорическим всякое выражение, которое приписывает времени действенность и подлинную реальность.
Если вы отрицаете это, то вы оспариваете сам принцип научного
механицизма, и ваше утверждение, что живая материя не создана из тех же элементов, что и другая материя, является произвольным.
Социальный
механицизм предполагает то же самое, только предпочитает использовать физические науки и их методы.
Вместо свободной воли и выбора родился
механицизм, по сути отказывающий человеку в свободе, уподобляя его существу, действующему по заранее определённой программе.
Механицизм называют ещё и редукционизмом.
Его можно считать одним из основателей
механицизма, ведь именно анализ механического движения лежит в основе его работ.
Помнится возникшее интуитивное неприятие такого воззрения, которое есть, по сути, наследие эпохи
механицизма в науке о природе.
Не надо даже вдаваться в излишний
механицизм, чтобы сказать, что «чувствование» есть преобразование одной величины в пропорциональную ей величину иного рода.
На самом деле философ далеко выходит за пределы принципов
механицизма, выстраивая динамичный, подвижный и исполненный живых сил и тенденций мир.
Голый
механицизм не есть религия.
В результате
механицизм мышления подвергался соблазну превратить материальную силу в обоснование и доказательство духовной силы и права.
Попытки преодолеть такой
механицизм предпринимаются, в частности, в коэволюционной и в ряде других современных эволюционных теориях.
Но рассматриваемое нами отрицание простирается гораздо дальше: как реальное время не есть превращённое в пространство время физико-математики, так и движение не есть множество последовательно сменяющих друг друга состояний; равным образом и реальность несводима к осуществлённым в дальнейшем реконструкциям, реальность не есть повторение идентичных событий, реальность не есть придуманное
механицизмом соединение неподвижных состояний и готовых элементов, не имеющее ни онтологической плотности, ни какой-либо направленности, ни внутренней способности к распространению.
В том самом времени, в котором физика обосновалась, не желая рассматривать его в его реальности (ибо на деле она довольствуется его математическим субститутом), в том времени, которое она выражает в пространственных символах и которое уничтожается
механицизмом, метафизика откроет сам абсолют: он есть изобретение нового и созидание.
Уровень пересмотра определяет механизм, или
механицизм техники.
Правда, известный
механицизм и редуцирование физической науки на область социальных отношений не позволили во всей многомерности осветить отношения «природа – общество – культура – человек».
Механицизм распространялся и на восприятие человека.
Этот
механицизм пронизывал всю политэкономию XIX века.
Эти два направления объединяет
механицизм.
Наряду с этим
механицизм принимает крайние формы, приходя к полному отрицанию психики и сознания человека; человеческая деятельность сводится к совокупности неосознанных рефлекторных реакций (поведенческая психология).
Немецкая натурфилософия, возникшая в конце XVIII века как реакция на
механицизм естествознания этого периода, сыграла существенную роль в проникновении в биологию идеи единства и развития природы.
Из этого следует
механицизм и универсальный детерминизм западноевропейского рационализма в качестве единственно возможного метода философствования.
Механическая подмена понятий «руководство» и «регулирование», относящихся к «неразумным» (искусственным техническим, естественным биологическим) системам, понятием «управление» применительно к социальным наукам в подавляющем большинстве привносит в последние
механицизм представлений, проявляющийся как в используемых средствах выражения (языках), так и в онтологических описаниях, в применяемом понятийно-категориальном аппарате, методологических подходах и т. п.