Приблизительно с IX века начинается переход от одноголосного григорианского хорала, восхваляемого отцами церкви, к многоголосию, полифонии(Леонин, Перотин), а в XIII веке появляется 
мензуральная нотация (от лат. «mensura» – «мера»), позволявшая фиксировать не только высоту, но и длительность звуков и выводящая значимость временной координаты в музыке на принципиально иной качественный уровень.        
    
        Несмотря на то что используется 
мензуральная нотация, в записи трудно распознать многоголосие, зато распознается мелодия.        
    
        Она содержит двух- и трёхголосные произведения, но, как ни странно, там же записаны 
мензуральной нотацией – вообще-то предназначенной для многоголосия – 15 одноголосных пьес (рис. 6).        
    
        Позволительно думать, что, скорее, они руководствовались желанием отобразить метрические особенности текстов при помощи тех средств, которые давала 
мензуральная нотация, – для начала в самой банальной форме, с использованием всего-навсего двух ритмических значений.        
    
        Первым существенным сдвигом стало изобретение около 1280 года 
мензуральной нотации; вследствие этого кардинально изменилось отношение к категории времени в музыке, о чём мы ещё будем говорить далее.        
    
    
    
        
             Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
            Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
        
        
            
                    
                    
                        Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
                     
                    
                        Вопрос: ионизоваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?                    
 
         
     
                                
        Так появилась 
мензуральная, или «размеренная» нотация.        
    
        Встречаются примеры упрощённой нотной записи, которые, судя по всему, предназначались для того, чтобы дать возможность музыкантам, не слишком сведущим в тайнах 
мензуральной нотации, принять участие в исполнении более простых и безыскусных образцов полифонии.        
    
        Поразительно, что рассуждения о нотном письме сделались интегральной составной частью музыкальной литературы; в XIV веке, когда 
мензуральная нотация получила теоретическое обоснование, посвящённая ей литература образовала настоящую большую отрасль.