Падеж | Единственное число | Множественное число | |||
---|---|---|---|---|---|
Мужской род | Женский род | Средний род | |||
Именительный | мензура́льный | мензура́льная | мензура́льное | мензура́льные | |
Родительный | мензура́льного | мензура́льной | мензура́льного | мензура́льных | |
Дательный | мензура́льному | мензура́льной | мензура́льному | мензура́льным | |
Винительный | одуш. | мензура́льного | мензура́льную | мензура́льное | мензура́льных |
неод. | мензура́льный | мензура́льные | |||
Творительный | мензура́льным | мензура́льной мензура́льною |
мензура́льным | мензура́льными | |
Предложный | мензура́льном | мензура́льной | мензура́льном | мензура́льных | |
Краткая форма | мензура́лен | мензура́льна | мензура́льно | мензура́льны |
Приблизительно с IX века начинается переход от одноголосного григорианского хорала, восхваляемого отцами церкви, к многоголосию, полифонии(Леонин, Перотин), а в XIII веке появляется мензуральная нотация (от лат. «mensura» – «мера»), позволявшая фиксировать не только высоту, но и длительность звуков и выводящая значимость временной координаты в музыке на принципиально иной качественный уровень.
Несмотря на то что используется мензуральная нотация, в записи трудно распознать многоголосие, зато распознается мелодия.
Она содержит двух- и трёхголосные произведения, но, как ни странно, там же записаны мензуральной нотацией – вообще-то предназначенной для многоголосия – 15 одноголосных пьес (рис. 6).