О городской жизни восточных славян из слов
летописца можно заключать только то, что эти огороженные места были обиталищем одного или нескольких отдельных родов.
После катастрофического 1230 года на протяжении почти 20 лет русские
летописцы отмечают лишь солнечные и лунные затмения, а о каких-либо особенных метеорологических явлениях сообщений нет.
Там, говорит
летописец, стекался народ ослеплённый и земля осквернялась кровию жертв.
Мазуринский
летописец сообщает, что некоторые учёные книжники считали ей и 88 лет.
Кривичей, вятичей, радимичей, уличей, тиверцев
летописец называет славянскими племенами, но не считает, что они говорят по-славянски.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тега-тега — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У нас нет достаточного исторического материала, чтобы объяснить, почему именно в этих племенах древний
летописец видел основу христианского русского этноса.
Свидетельства
летописцев подтверждают археологические раскопки древнерусских городов.
Летописец отмечает редкое умение князя усмирять после сражения свой воинственный пыл и сразу превращаться в осторожного и благоразумного политика.
Не всё так гладко шло в истории, как писали первые
летописцы.
Потому он так настойчиво требовал от своих приближённых составления нового
летописца.
Но значительно позже, в средние века
летописцы рассказывали о жителях полярных широт с собачьими головами, о двухголовых уродцах!
И поскольку уж так сложилась судьба, что именно мне довелось стать
летописцем приключений этой славной троицы, то и на сей раз я снова постарался скрупулёзно записать всё, что с ними произошло.
Однако при этом он отходит от привычного – пересказа источников, потому что вместо живых рассказов
летописцев он получает цепочки сухих сведений о событиях.
Древнерусский
летописец прекрасно описал этот торговый путь.
Скорее всего, каждый из четырёх
летописцев записал обращение, которое папа, по его убеждению, должен был произнести.
Отдельные историки отмечают, что за непонравившийся текст
летописец мог лишиться даже жизни.
Китайский
летописец считает её шарлатанкой и передаёт рассказ о её мошенничестве, но нам интересно не это.
Отличительной их особенностью была щедрость князя, о которой и
летописец упоминал, и былины.
Летописец замечает, что в соборе витал благородный дух вина.
Мы не имеем никакого права заподозрить это предание, которое показывает, что эпоха прибытия этих племён не была слишком отдалённа, о нём помнили ещё во времена
летописца.
Иногда
летописцы описывали события двести, а то и триста лет спустя.
Особенно интересна деятельность псковских
летописцев, отразившая критическое отношение к московской власти и её порядкам.
Позднее
летописцы более обстоятельно опишут подобное стихийное бедствие, когда вредители поедали не только посевы, но даже и траву.
Провинцию хозяев и крепостных, где города напоминали деревни с жизнью там, как свидетельствуют
летописцы, жалкой и убогой.
От 912/6420 года
летописец отложил вперёд два промежутка по 33 и 27 лет, и такие же два промежутка отложил от этой же даты назад.
Один средневековый
летописец обвинил монголов в том, что те занесли болезнь на континент, запустив заражённые трупы в генуэзскую крепость при помощи катапульты – первого биооружия.
Летопись вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых, произведений современной
летописцам литературы.
Этот год считается у польских
летописцев уже годом значительного развития южнорусского казачества.
Скандинавские народы отлично различал друг от друга – и от варягов – и киевский
летописец XI века.
По свидетельству византийских
летописцев, устрашённые греки обратились с просьбою о мире к русскому князю.
Путаница усугубляется головокружительными хронологическими пассажами польского
летописца.
Получается, что за целый век внимание
летописца привлекли только три женщины.
Ведь, если верить
летописцам, славянки не отказывались от плавания, верховой езды, охоты и тренировок, как с оружием, так и без него, участвуя в этом наравне с мужчинами.
Как правило, византийский счёт привносился позднейшими
летописцами редактировавшими летопись во второй половине XI века или даже ещё позднее.
Историю русского народа испокон веков вначале на дощечках, на дереве, «растекаясь мыслию по древу», а затем на коже и бумаге, кратко и сухо писали
летописцы, надеясь в душе, что кто-нибудь, когда-нибудь, оживит смутные образы их героев, расскажет о девственной и чудной природе, о людях, живущих на этой земле.
Как самостоятельная военно-политическая сила торки лишь мелькнули на русском горизонте, «Божьим гневом гонимы», по выражению
летописца.
Одни
летописцы утверждали, будто виною всему стала война.
Бытописатели, следовавшие за первоначальными местными
летописцами, собирали эти записи, сводили их в цельный сплошной погодный рассказ о всей земле, к которому и со своей стороны прибавляли описание нескольких дальнейших лет.
Что касается быта славянских восточных племён, то начальный
летописец оставил нам о нём следующее известие: «…каждый жил с своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим».
– Я – личный
летописец великого князя!
Тогда же, по утверждению
летописца, сложилась распространённая поныне банная процедура с использованием дубового, берёзового или другого веника, которым хлестали тело купавшегося, и чередованием парения с обливанием холодной водой или валянием в снегу.
Хоть он и был юн годами, но, по мнению
летописцев, «разумом же и бодростию всех старее сый».
Мы заметили, что на иностранных писателей нравы славян производили благоприятное впечатление, они отзываются о них с похвалою; вовсе не так снисходителен к древним славянским нравам и обычаям наш начальный
летописец, духовный христианский, который потому с омерзением смотрел на всё, что напоминало о древнем язычестве.
В этой главе позволю себе развлечь читателя обильным цитированием арабских
летописцев, чтобы он составил себе представление о том, как как описывали тогда военные действия.
Этот взгляд имеет большое значение в историографии, потому что пережил летописание и долго управлял мышлением учёных историков: они долго продолжали смотреть на явления человеческой жизни глазами
летописца, даже когда покинули летописные приёмы их обработки и изложения.
Так
летописец является моралистом, который видит в жизни человеческой борьбу двух начал, добра и зла, провидения и диавола, а человека считает лишь педагогическим материалом, который провидение воспитывает, направляя его к высоким целям, ему предначертанным.
Без князя не мыслили себя и новгородцы, но владимирский
летописец подчёркивает и другое: само наличие «в волости» враждебных князей уже ставит под вопрос «правду» владимирцев.
Чаще всего ему выпадало исполнять роль придворного
летописца – из-под его бойкого пера появлялись не только баллады и оды, но и довольно острые эпиграммы.
Противостоявших им татар было, по сообщению
летописца, 3,5 тыс.
Горькое и высокое ремесло – быть
летописцем побеждённого народа.