В конце концов сложилось так, что
конфуцианство стало гносеологической абстракцией, абсолютным объёмом, который может быть наполнен практически любым содержанием.
Основа
конфуцианства – правила взаимоотношений правителя и подданных, основанные на моральном законе и добродетели.
Тем не менее впоследствии женщины всё реже становятся правительницами, что происходит, наряду с прочими факторами, из-за усилившегося влияния
конфуцианства и китайской модели управления государством.
Мэн-цзы, ещё один представитель
конфуцианства, посвятил практике цигун множество изречений.
Некоторые считают, что это лишь традиция, бытовавшая в одной из школ
конфуцианства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эвапорография — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому учёные мужи, воспитанные в традициях
конфуцианства, стали связывать представление о чае как об общеупотребимом напитке с конфуцианскими принципами умеренности и скромности.
Исходя из этого, можно посчитать нашу сдержанность идеалом
конфуцианства – срединным путём, одинаково удалённым от всех крайностей мира.
За двухтысячелетний период развития
конфуцианства в нём были выдвинуты и разработаны практически все возможные варианты решения проблемы соотношения человеческой природы, добра и зла.
Главным носителем всех норм поведения в
конфуцианстве считается гуманный и справедливый правитель.
Основным для
конфуцианства является представление о благородном муже (цзюн-цзы), который должен обладать пятью основными добродетелями: человеколюбием, чувством долга, приверженностью этикету, знанием и верностью.
Мудрое китайское учение
конфуцианство, зародившееся в середине V века до новой эры, является, по сути, объединением нескольких наук: этики, идеологии, религии и образа жизни.
Одновременно происходило распространение
конфуцианства, которое не конкурировало с буддизмом, поскольку являлось не религией, а этико-философской концепцией, регламентирующей поведение людей и задающей основы управления государством.
К основным понятиям
конфуцианства относятся«жэнь» (человеколюбие, гуманность), который предстаёт как фундамент этико-политического учения и его конечная цель, и«ли» (почтительность, нормы общежития, социальный регламент), объединяющий широкий круг правил, регламентирующих все сферы общественной жизни (семья, межгосударственные отношения, отношения между отдельными людьми и различными социальными группами).
Так, создавая эту книгу, я не обращался к работам древних буддистов или приверженцев
конфуцианства; я не использовал и древние примеры из хроник или традиций военного искусства.
Спокойный, благожелательный и житейски умудрённый характер политико-этических принципов
конфуцианства особенно подходил самураям, которые составляли правящий класс.
В отличие от наших родителей, мы с тобой получили хорошее образование, а не изучали эту степенную философию
конфуцианства.
По своей сути
конфуцианство представляло совокупность переосмысленных учений и доктрин, существовавших на тот момент.
До сих пор именно
конфуцианство служит тем источником, из которого исходит огромный духовный заряд, свойственный всей китайской нации.
Однако традиционная китайская философия приписывает даосизм и
конфуцианство более раннему источнику, работе, лежащей в самой основе китайской мысли и культуры и датируемой периодом между 3000 и 1200 гг. до н. э.
Именно поэтому в буддизме и
конфуцианстве нет того же потенциала мессианства.
Именно
конфуцианство весьма остро поставило вопрос о роли и месте китайской цивилизации в мире.
В тренировочных залах ("додзо") различных школ непременным атрибутом были домашние алтари, у зажжённых лампад которых проповедавались идеи
конфуцианства, буддизма, синтоизма.
Конфуцианство оставалось основой государственного устройства.
Изречение «Необходимо являть человеколюбие к людям, чтобы люди явили человеколюбие к тебе, являть великодушие к людям, чтобы люди явили великодушие к тебе» представляет важный жизненный принцип последователей
конфуцианства.
Положение
конфуцианства в жизни китайца можно сравнить с некоторыми ритуалами, которые мы соблюдаем в нашей повседневной жизни: приветствуем государственный флаг, поем государственный гимн, даем клятву – все это обычаи, которые напрямую не имеют никакого отношения к христианству, а скорее связаны с тем, что мы являемся гражданами, принадлежим к огромной социальной общности.
Роль
конфуцианства оказала значительное влияние на успех четырёх азиатских тигров.
В системе
конфуцианства нет места для «церкви» как организованного сообщества.
Некоторые исследователи даже считают, что весь смысл
конфуцианства сводится к раскрытию морально-психологических свойств цзюнь-цзы и что оно является, в сущности, учением о «благородном муже», как обычно переводят этот центральный в конфуцианской этике и психологии термин [Быков, с. 99].
В это время
конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа.
Как буддизм не противоречил интересам нового, имперского строя древних обществ, так обстояло дело и с ранним китайским
конфуцианством.
Судьба и роль
конфуцианства – замечательный пример практического значения философского знания для успешного развития общества, воспроизводства органичных для культуры ценностных ориентиров.
Ортодоксальное
конфуцианство с презрением, а иногда даже с враждебностью соперника, относилось к таким религиозно-нравственным учениям, как, например, буддизм, даосизм, христианство, и нередко вело с ними борьбу, не останавливающуюся перед государственным преследованием.
Параллельно
конфуцианству развивалось даосское учение.
Поскольку «благородные мужи» (ши) или «совершенные мужи» (цзюнь-цзы) своим личным капиталом имели свои способности и моральные добродетели, постольку они создали в рамках
конфуцианства систему конкурсных экзаменов.
Став государственной идеологией
конфуцианство перестроило общество в соответствии со своими принципами большой семьи.
Власть, перестав соблюдать каноны
конфуцианства, потеряла своё дэ в глазах подданных, что и привело к крестьянской войне 874 г.
Конфуцианство предполагает, что жизнь в соответствии с принципами «жэнь» помогает человеку самореализоваться и стать счастливым.
Помимимо норм права, нормы
конфуцианства играли важную роль социальных норм в традиционном китайском обществе, основой которых являлась вежливость.
Мессианское самосознание, если и присутствовало в какой-то мере у создателей
конфуцианства и легизма (но не у даосов), то было ориентировано главным образом на упрочение и усовершенствование существующего легитимного монархического правления при помощи правил, норм и установлений.
На моё понимание связей между конфуцианской традицией и китайским дискурсом о правах человека значительно повлияли знания и знакомства, которые я приобрёл благодаря участию в двух конференциях по вопросам
конфуцианства и прав человека.
Человек был волен выбирать свой путь самостоятельно: путь «земной» (продвижения по ступенькам социальной иерархии), т. е. путь
конфуцианства, или путь «небесный», т. е. постижения бога (даосы, буддисты) и стать отшельником, странствующим монахом или удалиться в монастырь.
Пользуясь современным языком, можно сказать, что человек в
конфуцианстве рассматривается как субъект социальной жизни.
Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах
конфуцианства.
Это едва ли удивительно, поскольку к тридцати годам он успешно сдал государственные экзамены на провинциальном уровне – такое достижение было бы невозможно без многолетнего прилежного изучения
конфуцианства.
Доктрины легизма и
конфуцианства определили специфику китайского права.
Жэнь считается высшей из пяти добродетелей
конфуцианства и подразумевает культивирование в себе таких качеств, как сопереживание, доброта и уважение к другим.
По существующей в мировой синологии традиции, восходящей к традиционно китайской классификации, раннее
конфуцианство принято считать этико-политическим учением, которое стремилось установить строгую этическую градацию в обществе [Быков, с. 71].
Важнейшим собранием книг
конфуцианства являются «четыре книги и пять канонов».
Философ, один из главных представителей нового
конфуцианства.
Вот здесь на помощь современным людям и может прийти
конфуцианство, не ставящее во главу угла идею замкнутого суверенного субъекта, на которой строится западный гуманизм.