Консорцизм. Новый путь левого движения

Михаил Владимирович Лунин

Капитализм вступает в эпоху второго системного кризиса. Лучшим выходом из него станет создание более совершенной социальной системы. Для реализации этого варианта развития событий в книге создана новая концепция исторического развития. С её помощью в книге созданы модель альтернативного общественного строя (консорцизм), базирующего на условной собственности, и проект новой политической системы (меритократия).

Оглавление

Глава 2. Путь Философии

В отличие от религии философия стала способом познания физического мира и общества с помощью человеческого разума без обращения к духам и богам. Тем самым человечество получило возможность накапливать и систематизировать знания об окружающем мире, что привело в дальнейшем к появлению науки. До Нового времени было лишь две попытки продвинуться по данному пути познания в Элладе и Китае. Обе эти попытки не привели к появлению науки, но они позволили человечеству обрести начальный запас знаний для дальнейшего развития.

В Элладе возникновение философии тесно связано с античным устройством общества, где легальная политическая борьба в рамках полиса сделала возможным изучение мира с помощью разума. На начальном этапе развития философской мысли (VII—V вв. до н.э.) на первый план выходят вопросы, связанные с устройством природы. В рамках натурфилософии появляются учения, которые пытаются объяснить происхождение и физическое устройство мира. В подавляющем большинстве философских школ первого периода изучение устройства физического мира сочеталось с мистическими откровениями и практиками, что особенно проявилось в пифагорейском учении. Такое соединение на первоначальном этапе было неизбежным в силу постепенного отделения философии от веры, что приводило к промежуточному состоянию в виде мистицизма.

Во время второго периода развития греческой философии (V — IV вв. до н. э.) происходит поворот от изучения природы к исследованию общества. Подобное изменение направления исследования было неизбежным этапом развития философии, так как изучение природы позволяет создать инструменты познания, которые можно применить в дальнейшем для исследования такой сложнейшей сферы, как человеческое общество.

Непосредственным толчком для данного поворота явилось установление в этот период времени демократий в полисах Эллады, что сделало народ основным фактором политического процесса. Следствием стало появление софистов, которые с помощью ораторского искусства влияли на принятие решений в народном собрании. Как реакция на стремление софистов манипулировать народом в обществе возник запрос на философское осмысление устройства полиса.

Первым известным философом попытавшимся осмыслить устройство общества стал Сократ, который считал необходимым осуществлять воспитание граждан путем утверждения моральных ценностей, которые восторжествуют в результате стремления человека к познанию мира. Ученик Сократа Платон первым выдвинул в своем произведении «Государство» концепцию переустройства общества на основе философской доктрины.

В свою очередь ученик Платона Аристотель создал всеобщую философскую систему охватывающую большинство сфер человеческого познания. В частности Аристотель создал концепцию устройства космоса, разработал теорию возникновения этических ценностей, сформулировал основные положения логики. Особое внимание Аристотель уделял изучению устройства общества. Он разделил государства на правильные и неправильные виды политического устройства. Правильным политическим устройством с его точки зрения является то, где преследуется всеобщее благо вне зависимости от формы правления. К таким политическим устройствам Аристотель относил: монархию, аристократию, политию. Если же государства начинают преследовать частные интересы правителей или отдельных групп населения, то они перерождаются в неправильные политические устройства: тиранию, олигархию, демократию. Самым наилучшим строем из правильных политических форм Аристотель считал политию, где государством управляет средний слой собственников. Именно его гегемонию Аристотель считал наиболее полезным для общества. (Тем самым во многом Аристотель предвосхитил за 2 тысячи лет концепцию среднего класса, которую создали социологи в 20 веке.) Эта политическая концепция Аристотеля является вершиной античной философии в области исследования общества. После нее античная философия постепенно начинает приходить в упадок, что во многом связано с кризисом демократии в Элладе.

После Аристотеля философские школы сосредотачивают свое внимание не на исследовании общества, а на выработке определенных этических ценностей.

Самым влиятельным из них стал стоицизм, который рассматривал мир как живой организм управляемый законом-логосом. С точки зрения этого учения каждая человеческая судьба предначертана логосом и человек должен следовать ей. Для этого он должен преодолеть свои страсти и выполнять свой долг перед обществом. Стоики верили, что всякое нравственное действие, которое направленно на общее благо способствует самосохранению и развитию человека. Тогда как безнравственные поступки приводят к саморазрушению человека. Поэтому только правильные желания и воздержание могут привести человека к счастью и для этого нужно развивать личность способную выдержать любое давление внешних обстоятельств.

Благодаря такому сильному этическому посылу стоицизм стал главным философским учением Римской империи, но он так и не смог превратиться в идеологию и стать государственной доктриной государства. Причиной этого поражения стал путь развития античного общества. В период расцвета философии в Элладе слаборазвитый государственный аппарат полиса вполне обходился традиционной политеистической религией доставшейся от предков и не нуждался в философском учении в качестве государственной доктрины. Ситуация изменилась после образования Римской империи и дальнейшего её преображения из колониальной в территориальную империю, где жители юридически стали равны между собой. В этой ситуации религия римлян уже не могла играть роль государственной доктрины в империи объединившей сотни народов.

Заменить ее вполне могла идеология, но этого не произошло из-за отсутствия в Римской империи социального слоя способного стать носителем идеологии наподобие китайской бюрократии, которая смогла воспроизводить идеологическую государственную доктрину на протяжении всего существования империи.

В результате в империи за право стать идейной основой общества начался процесс конкуренции различных религий, который привел к победе христианства. Это привело к вытеснению философии из идейной сферы жизни общества, что обрекло Европу на тысячелетнее господство религии.

В отличие от античного мира, который не смог заменить религию в качестве государственной доктрины на идеологию, Китай сумел осуществить подобную трансформацию. Более того конфуцианская империя просуществовала более двух тысячелетий, что является уникальным случаем в рамках традиционного общества.

В конце периода Чуньцу и в период Чжаньго («Борющиеся царства» V — III в. до н. э.) в Китае создаются сотни философских школ, которые стали активно занимались осмыслением Бытия. Из них выдвинулись три философские доктрины, которые сыграли значительную роль в развитии страны.

Первая доктрина — это даосизм, учение о Великом Абсолюте, Дао. Создателем учения считается Лао-цзы живший примерно в одно время с Конфуцием. Главным принципами учения даосов было следование по пути самосовершенствования (Дао) и уход от мира к природе. Одним из важнейших положений учения было также недеяние (у-вэй), то есть возможность наладить свою жизнь таким образом, чтобы все шло должным путем, но без активных действий человека. Методом у-вэй даосы предлагали руководствоваться в общественной жизни и управлении государством. Естественно, что такая философская доктрина не смогла бы стать идеологией государства, так как управление страной как раз подразумевает принятие решений и их осуществление государственным аппаратом. Поэтому в ходе дальнейшего развития даосизм трансформировался в мистическое учение, направленное на познание Инобытия, то есть превратился в своеобразную народную религию.

Второй доктриной сыгравшей огромную роль в истории Китая было учение легистов (Школа фа-цзя). Первым видным представителем этого учения считается Гуань Чжун, с именем которого связываются реформы, направленные на преобразование удельной системы. Культ закона — вот основное положение легизма. Только закон с точки зрения легистов, который должен отражать общественное благо, способен установить порядок в обществе и обеспечить его гармоничное развитие. Именно легизм первоначально победил в идейной схватке философских учений. Практически все министры, проводившие реформы в царствах направленные на ликвидацию удельной системы управления и замены её на бюрократический аппарат, были легистами. Это произошло благодаря тому, что легизм оказался доктриной, которая наиболее последовательно выразила интересы рождающейся бюрократии. В результате царства, где были проведены реформы легистского типа, усилились и вступили в борьбу между собой за объединение страны.

Третьей доктриной, в конечном итоге победившей в идейной схватке было конфуцианство. Его создателем стал Конфуций (Кун-цзы, 551—479 г. до н.э.), который выдвинул в качестве общественного эталона благородного мужа (цзюнь-цзы) готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы и традиции (ли), почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности — сяо) и призвал следовать этому идеальному образцу. Придерживаясь этих принципов, благородный муж не только пойдет по пути морального самосовершенствования, но и построит образцовую семью, так как личный пример главы семьи всегда оказывает решающее влияние. Причем с точки зрения конфуцианства общество — это та же семья и принципы ли, сяо, жэнь должны применяться в государственной политике. Первоначально философское учение Конфуция не встретило особого расположения со стороны элит царств, так как налагала большие моральные ограничения на правящий слой общества.

Положение изменилось, когда процесс объединения страны вступил в решающую фазу. Одно из царств — Цинь настолько усилилось, что начало подчинять себе соседние государства и в 221 году до н.э. было покорено последнее царство. Возглавивший объединенную страну император Цинь Ши-хуанди стал строить империю в соответствии с господствующей в тот момент идеологией — легизмом. В результате оказалось, что слепое поклонение закону как выразителю общественного блага без моральных ограничений приводит к чудовищным злоупотреблениям со стороны императора и его чиновников.

После объединения страны часть наследственной знати была уничтожена, а другая часть переселена в столицу под надзор чиновников императора. Вся страна была поделена на области и уезды во главе с преданными императору чиновниками. Был создан разветвленный бюрократический аппарат, эффективно контролирующий все население страны вплоть до уровня деревни. Была сформирована система государственных повинностей, которые должны были выполнять все подданные империи. Для нарушителей легистских законов была разработана жестокая система наказаний вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства — отца, матери и жены — за особо тяжкие преступления. За менее тяжкие преступления грозило физическое увечье или государственное рабство.

Все это вызвало массовое недовольство народа, что привело к обострению идейной борьбы в стране. Стремясь окончательно закрепить за собой статус победителей, легисты обрушили всю мощь государства на идеологических соперников. Были запрещены все философские школы. Особенно жестоко преследовались конфуцианцы в которых легисты видели своих основных соперников. В 214 году до н.э. была предпринята попытка уничтожения всех сочинений Конфуция, а в 213 году до н.э. 460 наиболее видных оппозиционеров, в основном конфуцианцев, были казнены.

Эти репрессии не смогли остановить рост недовольства. Уже через несколько месяцев после смерти императора начались восстания, которые привели в 207 году до н.э. к падению династии Цинь. Началась ожесточенная борьба предводителей восставших за власть. Победителем в ней стал крестьянин Лю Бан, который в 202 году до н.э. провозгласил себя правителем новой империи Хань.

Естественно сразу же встал вопрос о государственной доктрине новой империи. Ею стало конфуцианство, которое одержало решительную победу в идеологическом противостоянии. Легизм настолько дискредитировал себя в период империи Цинь, что полностью исчезает из сферы идей китайского общества.

Став государственной идеологией конфуцианство перестроило общество в соответствии со своими принципами большой семьи. Конфуцианцы сохранили созданный легистами бюрократический аппарат империи. Более того чиновники стали основными носителями конфуцианской идеологии, что позволило добиться устойчивого воспроизведения идеологии после смут, восстаний крестьян, завоеваний Китая кочевниками. Достигнуть такого результата конфуцианцы смогли благодаря уникальной системе отбора чиновников с помощью государственных экзаменов. В рамках этой системы только конфуцианцы могли претендовать на должности в государственном аппарате, что сформировало в обществе значительный слой верных последователей учения. Причем в него стремились попасть наиболее активные и образованные жители государства, что привело к необыкновенной для традиционного общества престижности знания и высокому авторитету в народе конфуцианской элиты. Благодаря такому способу формирования «конфуцианской партии» слитой с государственным аппаратом идеология смогла стать основой существования империи.

В результате создав на основе конфуцианства мощное государство, Китай существенно повлиял на развитие окружающих его народов (Корея, Япония, Вьетнам), которые позаимствовали у него конфуцианское учение. Только в 20 веке конфуцианство перестало быть доктриной государства, так как оказалось не способно обеспечить трансформацию Китая в индустриальное общество.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я