Все великие о государстве и праве: катехизис юриста

Юрий Скуратов, 2022

В книге рассматриваются ключевые концепции и представления о развитии государства как правового субъекта древних восточных и греческих философов, римских юристов, мыслителей Средневековья, немецких реформаторов, христианских богословов, декабристов, писателей, американских, российских и советских политиков, других авторов. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также для всех заинтересованных в изучении теории и истории государства и права. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Конфуций

Конфуций (551–479 гг. до н. э.) — древний китайский философ. Происходил из древнего китайского аристократического рода.

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Император постепенно утрачивал власть, отдавая ее на откуп правителям отдельных княжеств. Из-за патриархального устройства государство пришло в упадок. Междоусобные войны привели народ к обнищанию.

В 528 г. до н. э. умерла Янь Чжэнц-зай, мать Конфуция. Следуя традиции траура по родственнику, он ушел в трехлетнюю отставку (до этого работал ответственным за амбары семьи Цзи княжества Лу в восточном Китае). Этот уход позволил философу изучить древние книги и создать философский трактат о правилах взаимоотношений в построении гармоничного государства.

Когда философу шел 44-й год, его назначили правителем резиденции княжества Лу. Некоторое время он служил начальником судебной службы. Используя свое должностное положение, Конфуций призывал власть имущую наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях “объяснять людям их обязанности и учить”.

Конфуций еще некоторое время проработал чиновником нескольких княжеств. Но невозможность смирения с новой политикой государства заставила его подать в отставку. Он начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение.

Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не покидал его до смерти. Остаток своей жизни Конфуций провел с учениками, работая над систематизацией мудрости и книжного наследия Китая: “Книги Песен”, “Книги перемен” и других фолиантов китайской философии. Из классического наследия самого Конфуция достоверно установлена подлинность лишь одной книги — “Весна и Осень”.

В 66-летнем возрасте философ овдовел. На закате жизни он все время посвящал ученикам в своем доме в городе Цюйфу. Умер Конфуций в 479 г. до н. э., ему было 72 года. Перед смертью он впал в семидневный сон.

Историки Китая насчитывают около 3 тыс. учеников философа, однако достоверно известно о 26. Любимым учеником Конфуция считается Янь-Хуэй.

Из высказываний древнего философа его ученики составили книгу изречений “Лунь Юй” (“Беседы и суждения”). Были созданы книги “Дасюэ” (“Великое Учение”) — о пути совершенствования человека, “Чжунюн” (“Учение о середине”) — о пути постижения гармонии.

В этих трактатах постоянно ощущается работа мысли, бьющейся над решением основных вопросов человеческой жизни и отношения к людям, к ним Конфуций подходит вновь и вновь с разных сторон, каждый раз предлагая новый аспект решения. Они сыграли огромную роль в формировании национального характера китайцев.

В эпоху правления династии Хань (II в. до н. э. — III в. н. э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии Поднебесной. В это время конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа. Оно сыграло решающую роль в формировании облика китайской цивилизации.

Все проблемы, к которым обращался Конфуций, касались человека и человеческих отношений. Он учил, что люди могут осуществить свои высокие стремления, если будут неуклонно следовать Дао — вездесущему Пути.

Это означало, что каждый человек независимо от его происхождения должен стремиться стать благородным мужем, которому дано постичь Дао. А благородный человек обязательно должен быть наделен началом “вэнь”, под которым Конфуций понимал культурность. Но одной культурности недостаточно. Помимо “вэнь” Конфуций вводит в китайскую этику понятие “жэнь” — гуманность, или человеколюбие, которому суждено было стать центральной концепцией его учения. Сущность гуманности проста и сводится к тому, чтобы не делать другим того, чего не желаешь себе.

Усовершенствуя себя, человек должен обуздывать свои страсти и порывы, живя в согласии с принципами Порядка и Середины (чжунюн). Середина — это идеальное состояние общества и его членов. Она достигается умеренностью во всем, обдуманностью поступков, неторопливостью и педантичным исполнением правил.

На основании концепции благородного человека Конфуций строил свою модель общества и человеческих отношений. Чтобы сосуществовать вместе, говорил он, люди должны усвоить общую для всех мораль, которую он обобщил в пять добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. К тому же человек должен научиться без всяких наказаний следовать установленным правилам поведения.

Согласно философии, если следовать девяти главным правилам, можно стать успешным человеком:

1. Идите к своей цели, пусть даже медленно, не останавливаясь.

2. Держите свой инструмент остро отточенным: ваша удача зависит от того, насколько хорошо вы подготовились.

3. Не меняйте поставленную цель, не важны только методы ее достижения.

4. Делайте только по-настоящему важное и интересное для вас дело, прикладывая максимальные усилия.

5. Общайтесь только с теми, кто развивается: он поведет вас за собой.

6. Работайте над собой, делайте добро, мир вокруг вас — зеркало вашего внутреннего “я”.

7. Не позволяйте обидам сбить вас с пути, негатив не притягивает к вам позитив.

8. Контролируйте свой гнев: за все придется платить.

9. Наблюдайте за людьми: каждый может вас чему-то научить или предостеречь.

В модели построения общества Конфуция законам не было места. Управление государством, говорил он, будет успешным только тогда, когда оно строится на правилах этикета — “ли”. Каждый человек, по его мнению, обязан был вести себя в строгом соответствии с занимаемым положением.

Конфуций обещал человеку осязаемое земное счастье, но взамен требовал от, чтобы тот добровольно признал себя лишь частью исправного государственного механизма. В таком обществе не могло быть конфликта, ибо каждый исполнял в нем свой долг. Значение “ли” имело сложный и всеобъемлющий характер; в него входили: человеколюбие (жэнь), сыновняя почтительность (сяо), честность и искренность, постоянное стремление к внутреннему самосовершенствованию, вежливость и т. д.

Принцип сыновней почтительности “сяо” выносился Учителем за рамки семьи и вводился в модель государства. Конфуций постоянно подчеркивал, что государство — это та же семья, только большая. Правителю, соблюдающему “ли”, Конфуций обещал легко управляемый народ: “Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет быть непочтительным. Когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет быть непокорным. Когда верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеет быть нечестным”.

Конфуция можно назвать певцом древности, ибо он был первым, кто фактически создал не только культ древности, но и ориентировал свою модель государства в прошлое. По замыслу Конфуция, идеальное прошлое должно играть роль идеального будущего. Он не разрабатывал четкой и подробной схемы управления государством — этим занялись впоследствии легисты. Но ряд принципиальных идей Конфуция стали в дальнейшем фундаментом китайской государственности[7].

В середине XVII в. в Западной Европе возникла мода на все китайское и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, англичанин Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами. В 1687 г. вышла в свет латинский перевод “Лунь Юя” Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских ученых. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов, Филипп Купле, возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца, получившего при крещении имя Мишель. Визит этого гостя из Китая в Версаль в 1684 г. дополнительно придал интерес к китайской культуре в Европе. Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь был не готов отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. При этом Риччи говорил, что “Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу”. Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или “пришедшего”, поэтому он назвал Конфуция основателем “конфуцианской религии”.

* * *

В городе Цюйфу (провинция Шаньдун, Восточный Китай) на месте дома древнего мыслителя построили храм. После сооружения примыкающих зданий и пристроек строение выросло до храмового комплекса. Место захоронения Конфуция и учеников — объект паломничества уже 2 тысячи лет. В 1994 г. ЮНЕСКО внесла храмовый комплекс, дом Конфуция и лес вокруг него в Список объектов мирового культурного наследия.

Второе место после храма в Цюйфу занимает Пекинский храм Конфуция. Он открыл двери в 1302 г. Площадь комплекса составляет 20 000 м2. На территории расположены четыре двора, стоящие на оси “север — юг”. В первом дворе — 198 табличек, на камне которых высечены 51 624 имени людей, получивших степень цзиньши (высшая ученая степень императорских государственных экзаменов). В Пекинском храме стоят 189 стел из камня, на которых высечено “Тринадцатикнижие” Конфуция.

Через год после смерти Конфуция в Китае начались торжества памяти великого философа. Памятные мероприятия в Поднебесной возобновились в 1984 г., тогда же был учрежден Международный фестиваль конфуцианской культуры. В Китае проводятся конгрессы на тему конфуцианства. За достижение успехов в образовательной сфере награждают премией имени Конфуция. В 2019 г. Китай праздновал 2570-летие мыслителя.

Примечания

7

Рыжов К. В., Рыжова Е. В. Сто великих пророков и вероучителей. М.: Вече, 2002. С. 32–34.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я