Свойственная китайцам терпимость позволяла даосским мудрецам обретаться в провинции, тогда как
конфуцианцы процветали при дворе.
Но самую высокую цену человеческими жизнями пришлось заплатить
конфуцианцам, которые обладали лишь интеллектуальной независимостью и отваживались вступать в борьбу, опираясь только на свои убеждения.
Но если для
конфуцианцев человек представлялся прежде всего существом социальным, то для даосов главным было природное начало в человеке.
В первый период произведения живописи создавались преимущественно для прославления конфуцианских ценностей: профессиональные придворные художники писали портреты правителей и выдающихся
конфуцианцев, исторические сцены поучительного характера, пейзажи и собрания чиновников на фоне природы.
Представители этих религий соперничали, но и те, и другие были полезны государству:
конфуцианцы поддерживали уважение к авторитетам и подчинение младших старшим, а даосы были настоящими учёными и обладали тайными знаниями.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полунощница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Те и другие бывали в фаворе попеременно: когда император благоволил
конфуцианцам, он приказывал жечь даосские трактаты, а в случае возвышения даосов их труды становились «полезными», а изымались у населения и прилюдно сжигались теперь уже конфуцианские сочинения.
Помимо этого,
конфуцианцы расходятся с буддистами в вопросе о нашем «Я».
Учение провозглашало идеал «образованного человека» или «человека культуры», т. е. учёного мужа, который через обучение и самосовершенствование должен был стремиться понять принцип устройства мироздания ли, свою единую с ним природу и стать настоящим
конфуцианцем.
В семьдесят лет человек достигает полного равновесия, той желанной для
конфуцианца середины, которая исключает возможность уклонений, и потому ему нет необходимости напрягать усилия для того, чтобы действия его были правильны, они сами по себе свободно правильны: при таком состоянии он, конечно, может следовать влечениям своего сердца без опасения, что оно увлечёт его на недолжный путь.
Вероятно, нечто подобное можно было увидеть в минувшие времена на каком-нибудь учёном
конфуцианце, враче или художнике.
Можно быть образованным
конфуцианцем, образованным католиком, образованным нацистом, наконец.
Кстати, многие
конфуцианцы набросились на буддийское учение, считая его средством обмана народа с целью обогащения.
Наличие или отсутствие этих качеств
конфуцианцы старались обнаружить на лицах.
Буддисты, даосы и
конфуцианцы хотели избавиться от ограниченности рода человеческого.
Человек может быть добропорядочным
конфуцианцем и в то же время искренним буддистом.
Утверждая, что человек по своей природе добр, гуманен и что гуманность является истинной его сущностью, основным и подлинно человеческим началом в его природе, ранние
конфуцианцы видели магистральную линию культурного развития человека в максимальном проявлении и укреплении посредством воспитания и самовоспитания этого общечеловеческого, фундаментального и универсального для всех людей начала.
Конфуций велел стойко переносить превратности судьбы, а мастер, судя по всему, был истинным
конфуцианцем.
Архетип транссмысла жизнедеятельности древнего
конфуцианца совпадает с архетипом древних греков и состоит в процессе «жить на земле», стремясь к идеальным ориентирам «здесь и сейчас», а не «там и потом».
Противники буддизма из числа ортодоксальных
конфуцианцев выступали против этого учения, утверждая, что духовное начало, будучи функцией тела, подобно тому как острота является функцией, или качеством, ножа, не может существовать после смерти тела, как и острота не может существовать отдельно от ножа.
Важность строгого и тщательного самоанализа в конфуцианской психогогике была обусловлена также тем, что он служил необходимым условием установления жёсткого самоконтроля над психической жизнью, в чём
конфуцианцы видели главную цель психической тренировки.
Достигнуть такого результата
конфуцианцы смогли благодаря уникальной системе отбора чиновников с помощью государственных экзаменов.
Он верный вассал, почтительный сын, великодушный отец, гуманный, справедливый министр, строго соблюдающий все правила этикета в общении с людьми как высшими, так и низшими; не забыто описание его одежды (как известно,
конфуцианцы придавали большое значение внешним формам поведения).
Он казнил
конфуцианцев и сжигал их книги.
Идеи
конфуцианцев были объявлены вредными, их последователей казнили.
Во главе оппозиционного движения находились
конфуцианцы.
Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных
конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.
Даже этика, разработанная
конфуцианцами, призвана решать социально-политические вопросы.
Дискуссия
конфуцианцев и китайских легистов об источниках справедливого демонстрировала, что нет общего основания для примирения.
Сопротивление реформам, в частности
конфуцианцев, родовой знати, повлекло массовые репрессии.
Выйдя из дверей, главный министр поспешил покинуть «внутренний двор», чтобы поскорее обсудить состоявшийся разговор со своими единомышленниками
конфуцианцами.
Иные
конфуцианцы уходили от дел до поры до времени.
Таким образом, система экзаменов стала в руках
конфуцианцев орудием сохранения их господства и гарантировала в рамках бюрократической структуры китайской империи невозможность замены конфуцианской теории и практики чем-то другим (в отличие от современных систем экзаменов конфуцианская система экзаменов была нацелена не на установление профессиональной квалификации, а лояльности, послушания).
Этот ритуал, в общем-то, совершают все добродетельные
конфуцианцы перед важной церемонией.
Напротив, поддержанием социального порядка и созданием для него систем социальных ограничений были озабочены
конфуцианцы и легисты.
Все «дискуссии» между даосами и
конфуцианцами касались, в основном, истолкования тех или иных мифологем прошлого – в частности, деяний правителей прошлого.
В условиях, когда популярность легизма росла, а его приверженцы не просто критиковали
конфуцианцев, но и призывали к расправе над ними, последние были вынуждены адаптировать собственные политические доктрины к меняющейся обстановке.
Его отец был довольно обеспеченным мелким землевладельцем, убеждённым
конфуцианцем и очень авторитарным по складу характера человеком.
Но не характерно ли то, что его школа при его учениках ещё, по-видимому, конкурировала со школами
конфуцианцев и даосов, в следующих же поколениях не нашла продолжателей, несмотря на то что и конфуцианство, и даосизм развивались дальше на протяжении ряда столетий и представлены в самых разнообразных течениях?
Кстати, когда я узнал, что мусульмане и
конфуцианцы считают женщину злом, а православные – нет, то ощутил себя таким православным, каких свет не видывал.
Позже
конфуцианцы стали называть эту силу «нравственными принципами», «высокими моральными качествами» и «душевной силой».
Лишь когда результатом массового применения этого жестокого обычая стала резкая убыль населения, буддисты и
конфуцианцы стали осуждать «мабики».
Суровые законы, высокие налоги и повинности, сожжение книг и истребление
конфуцианцев, подавление народных инициатив привели к социальным волнениям в стране.
Старый
конфуцианец, рассмеялся, стал шутить над лисом, и этим оскорбил его.
Поэтому
конфуцианцы и предложили вернуть ритуал и добродетель на высшие позиции, а закон взаимно соотносить с этикой и нравственностью.
– А при том, – сказал
конфуцианец сурово, – что не нужно уподобляться людям ничтожным, не внемлющим велениям неба.
Подстрекаемые
конфуцианцами, они несколько раз подвергали приверженцев буддизма суровым гонениям.
К тому же, он жил среди народа, а народ часто отдавал свои предпочтения даосизму, потому что это учение было для него более понятно, чем философия монашеского буддизма и учёный мир
конфуцианцев, для которого требовались незаурядные знания для подготовки к экзаменам.
Против подобных земных влечений «учёные» (имеются в виду
конфуцианцы и соперничавщие с ними легисты, приверженцы так называемой школы «законников» [«фа цзя»]), не располагали подходящим средством.
Гармония
конфуцианца – это совсем не то, что гармония даоса.
Это идеал теории правления
конфуцианцев «народ – основа государства, страна стабильна лишь тогда, когда основа прочна» (древнеписьменный «Шу-цзин, Песня пяти мудрецов»), под чем подразумевалось, что народ является основой государства, и страну можно держать в подчинении только если укрепить эту основу.