У вдовицы зарябило в глазах –
зырянские женщины одевались вовсе не так, как русские.
Было ли странное нападение волков вызвано колдовством
зырянского туна или просто совпадением?
Белыми руководил какой-то финн, принявший
зырянскую фамилию.
В ночном бою белогвардейцы были разбиты и рассеяны. Но старый остяк попал под картечный выстрел из шомпольного
зырянского ружья и был тяжело ранен.
Между тем такие обобщения немыслимы ввиду ясно выраженного различия между всеми частями
зырянского народа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: починяться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Жаль также и то, что в отделе поговорок попадаются несомненно русские, вошедшие в
зырянский язык <…>, что естественно подрывает доверие ко всему отделу и заставляет желать большей тщательности в проверке.
По поверьям, русские и
зырянские колдуны предсказывали будущее, наводили порчу на людей и скот, обращали людей в волков и лягушек и сами были оборотнями, совращали людей с истиной веры и грызли по ночам колокола.
Живого колдуна они называли русским словом еретник, а мёртвого –
зырянским словом чакöдысь морт‘человек, напускающий порчу’.
Другие
зырянские деревни, стоявшие на торговых путях и имевшие прочные связи с русским населением, развились в большие культурные поселения с церквями и сотнями дворов.
Или объяснить, почему во время
зырянского оледенения ледник перекрывал водам сток, а во время последнего, сартанского – не перекрывал.
Кроме констатации фактов находок его дневник не содержит никаких подробностей по поводу этой малоизученной в то время стороны
зырянской культуры.
Анализируя материалы своих бесед с зырянами, он старался выявить особенности их религиозных верований, сравнивая их с русскими народными поверьями, как он сделал, анализируя образ
зырянского домового.
Русские и
зырянские охотники строили в лесу срубы на опорах для хранения продовольствия, шкур и дичи, а для временного жилья использовали лесные избушки в один сруб, стоящий прямо на земле.
Русская изба и
зырянская керкасходны по строительным приёмам, типам, архитектурным формам, планировке, наружному и внутреннему убранству.
Подобно вöрсаимена других
зырянских духов тоже были лишь переводами с русского, и по своим характерам и образам они совпадали с русскими духами.
Верование в орта несомненно чисто
зырянское и кроме того местное.
До революции многие современники отмечали, что украшения
зырянских храмов отличались таким богатством, с которым не сравнилось бы убранство ни одного храма в северорусских городах.
Но тяжело было на душе благодетельницы
зырянского края.
Тем не менее его дневник и статья о
зырянских верованиях не содержат ни единого намёка на попытку обнаружить истоки современных религиозных представлений зырян в «Калевале».
Кто были её родители она не знала, потому что с того момента своего детства, когда стала помнить себя, она не видала ни отца, ни матери, ни родных, которые бы заботились о ней и жила в крошечном
зырянском селении, стоявшем на безымянной речке, среди глухого непроглядного леса, причём, селение это даже не имело названия.
– А жизнь людей
зырянского племени…
Великое дело начал он, дело спасения бедного
зырянского народа!
Первый шёл на восток, в
зырянскую область рр.
Типичные севернорусские и
зырянские амбары имели архаичную простую форму: квадратный сруб, приподнятый над землёй четырьмя опорами для защиты зёрна от влаги и грызунов.
Этот выпуск посвящён корельским (карельским)и
зырянским лайкам.
Участь
зырянского народа, действительно, была очень горькая.
А оттуда – из своего
зырянского мира.
Фантазия на
зырянскую тему.
Его дневник содержит две записи о
зырянских игрищах.
– Это ты у нас, правитель
зырянский, как снег чист, с поучением да наставлением…
Она умела говорить по-русски, а это было очень важно:
зырянская страна находилась под властью русских князей, наложивших на неё тяжёлую дань; московские и новгородские сборщики податей взыскивали эту дань очень строго, действуя подчас не совсем беспристрастно.
Зыряне же не умели говорить по-русски, сборщики не понимали их объяснений, а переводчики не заботились о
зырянских интересах, хотя сами они происходили из тех же зырян, но получали жалованье от русских.
Уж не княгиня ли здешняя
зырянская?
Но существовали в
зырянских лесах такие обширные болота, топи и зыбуны, что ни один самый смелый охотник не решался проходить через них.
А если мы отступимся от неё, то быть нам во всяких бедах и напастях – и конец
зырянскому народу!
А теперь уж
зырянскую речь я хорошо знаю.
Голова его была занята мыслями о чудной
зырянской женщине, поразившей его своим видом и словами.
Проводник из зырян, взятый нами с последней станции, рассказывал, что в нескольких
зырянских и самоедских поселениях в этом крае туземцы просто вёдрами черпают это горючее масло и жгут его в своих светильнях в избах и юртах.
Остальных прибрала холодная
зырянская земля.
Шли, однако ж, не прытко, высматривая
зырянские кочевья да место, где можно схоронить на зиму корабли.
В этих диких местах всё обретало какой-то колдовской вид, будто
зырянские демоны смеялись над людьми.
– Куда ему против
зырянских чародеев! Как бы сам не пропал, бесов-то изгоняя.
Разве могли тягаться с ними разбросанные вдоль рек
зырянские деревеньки?
Грезилось ему, что разбогатеет он, накупит себе оружия и бронёй, наймёт мастеров и построит в родном павыле крепостцу, коя станет зародышем великого
зырянского княжества, страшного для врагов и доброго для друзей.
Ведь без
зырянских оленей русичи перемрут в снегах и некому будет отомстить югорцам за обиды пермяцкие.
Купец окинул свирепым взором колючее безбрежье
зырянской чащи и не спеша направился вдоль берега.
Малицу подпоясывали поясом («тасм»), к которому могли крепиться ножны с ножом, меховые сумочки, кожаные футляры: «Особенно красивы
зырянские парки, делаемые с большим вкусом».
Из шкуры взрослого оленя «самоедский гусь» стоил всего 3—5 рублей, а белый «
зырянский гусь» можно было приобрести за 15—30 рублей.
Особый способ приготовления рыбы – это «
зырянский засол».
Такие затоны несравненно практичнее
зырянских рыболовных запоров, состоящих из еловых дранок, связанных в ширмы.