Россия начала успешную борьбу за возвращение
западнорусских земель, захваченных литовскими феодалами, нанесла серьёзные удары своим извечным врагам – ливонским рыцарям-крестоносцам.
И здесь они применили в первую очередь свой учительский талант, создав целую сеть образовательных учреждений, в которых обучались дети православной
западнорусской знати, не имевшей школ подобного уровня.
Причины участия литовских дружин в походах
западнорусских князей, в частности минских и полоцких, вызывают споры исследователей-историков.
Основателями такой точки зрения были местные белорусские интеллектуалы
западнорусской традиции и способствовавшие им отдельные представители имперской администрации «Северо-Западного края».
Всё это способствовало глубокому упадку
западнорусской культуры в XVII-XVIII веках.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аэрономия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
То есть способным органически вобрать в себя сложность и богатство
западнорусской историографии, как дореволюционной, так и современной.
Поддружье имел право участвовать в торге на выкупе вместо жениха (что особенно ярко проявлялось в
западнорусских областях).
Мы видели уже, что во второй половине XVI века
западнорусская церковь находилась далеко не в завидном положении.
Во второй половине XYII века
западнорусское дворянство почти поголовно совращено было в католичество.
Снова русские князья на востоке воюют с немцами и литовцами, которые, зная о тяжелейшем положении русов из-за ордынского нашествия, усиливают свои попытки захватить
западнорусские территории.
Но какие же средства имело
западнорусское общество к обнаружению этого влияния, какие силы были в нём, какие соединения сил, союзы?
Люди высшего московского класса старались запастись средствами для домашнего образования своих детей, принимая к себе в домы приезжих учителей,
западнорусских монахов и даже поляков.
Бояре коснулись самого чувствительного места для
западнорусского духовенства – церковных имений, из-за которых оно вело непрестанную борьбу в течение столетий и перенесло столько скорбей, трудов и лишений.
Стремление
западнорусского дворянства стать дворянством польским объясняется не только привилегиями и «свободами» польской шляхты, т. е. выбором по расчёту, но желанием жить по-польски «красиво», т. е. выбором эстетическим.
Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди (в
западнорусских регионах).
Чтоб иметь понятие о состоянии
западнорусской иерархии в описываемое время, взглянем на состояние значительнейших здесь епархий.
Наиболее определённый пункт его программы заключался в требовании казацкого «присуда», т. е. упразднения феодального суда и предоставления казачеству того же права выбирать себе судей, какого давно добилась
западнорусская шляхта.
На рубеже между XVIII и XIX веков
западнорусский письменный язык начал уступать место новому литературному языку, развивающемуся на народной языковой основе.
Основой русского литературного языка, начавшего формироваться примерно в XVII веке, всё-таки в большей степени является
западнорусское наречие.
Вследствие чего и в
западнорусском народе, и среди его элиты – князей и бояр – началась реакция отторжения от окатоличенной и ополяченной метрополии.
Польские шляхетские традиции, а также католичество стали проникать в среду
западнорусской знати.
Трясясь в стареньком автобусе по пути к монастырю, я рассматривал этот на удивление ухоженный
западнорусский городок с небольшими красивыми домами с башенками и опрятными палисадниками.
Признав главенство папы над собой, униональные
западнорусские общины вскоре утратили свою православную основу, духовную культуру и национальный портрет.
Уния в своё время была попыткой компромисса определённых
западнорусских кругов между лояльностью польско-литовскому государству и сохранением русской идентичности.
– Разделение
западнорусской церкви на православную и униатскую и борьба между ними.
Происходило это благодаря кризису, переживавшемуся
западнорусской живописью, очень выгодному для неё.
Главным для каждого являлось бесспорность его шляхетства, а кем были благородные предки –
западнорусскими боярами, выходцами с коронных польских земель, ордынцами, приезжими немцами, не имело особого значения.
Ополячивание
западнорусского дворянства было добровольным, т. е. прочным: оно началось с XVI в. и в XVII в., в основном, завершилось.
Продолжающиеся в последнее время официальные попытки создания национально-государственного нарратива свидетельствуют о неизменности позиции, занятой этой бюрократией в отношении
западнорусского историографического наследия.
Точно так же, как не признаются аутентично «национальными» русский язык и русская культура, созданные общими усилиями великороссов, белорусов и малороссов, не принимается в качестве «национального» и
западнорусский исторический нарратив, имеющий фундаментальное значение для белорусской историографии.
Он отнюдь не являлся разрушителем, как его пытаются представить польские и
западнорусские писатели и хронисты, – просто он понимал, что процессы развиваются диалектически: тезис – антитезис = синтез.
Идеи сохранения
западнорусского архетипа, своей идентичности с несмелыми поползновениями к автономии существовали всегда.
Во-первых, русский литературный язык не является производным от великорусского наречия, а результатом синтеза
западнорусского (малорусского и белорусского), восточнорусского (великорусского) наречий и церковнославянского языка.
Оно предусматривало признание догматики католицизма, но сохраняло за
западнорусскими подписантами право на сохранение православной обрядности.
Последние две песни относятся к XVII в., когда литовские и
западнорусские крестьяне попали под власть польских помещиков и арендаторов.
Ещё он счёл нужным дописать, что считает и себя, и «прадедово колено»
западнорусскими славянинами.
Они смогли вовлечь в состав новой элиты литовскую и
западнорусскую знать, которая постепенно принимала католичество и инкорпорировалась в состав европейского суперэтноса.
Помощь была оказана, но не бескорыстно: в
западнорусские земли стали проникать идеи, политические принципы и культурные стандарты.
Ни одной древней иконы не дошло до нас из
западнорусских земель, как не дошло и ни одной древней книги с миниатюрами.
Практиковались переселения и в других
западнорусских землях (Вязьма, Торопец) – вяземским «князем и панам», кстати, тоже обещали «вывода» не делать.
Поводились меры по уменьшению влияния католического духовенства и польских землевладельцев в
западнорусских областях.
Итак, сначала посредством аристократии, потом особенно посредством братств,
западнорусское общество боролось за свою веру и народность, против могущественных врагов, поддерживаемых государством: посредством аристократии и братств русское общество имело влияние на дела церковные.
Но если государство становилось во враждебные отношения к
западнорусской церкви, отказывалось её поддерживать, то этим самым вызывало к деятельности начало общественное.
Может быть, это крест 1864 года и принадлежит какому-нибудь православному церковному братству, возникшему на
западнорусских землях ещё в 15 веке супротив принудительной «мадьяризации и окатоличивания» православного населения.
Особенной же напряжённости, замечал он, внимание учеников достигало тогда, когда автор излагал введение унии в
западнорусских областях, а также преследования православных и казацкие восстания на защиту православия и русской народности.
Ничего общего с
западнорусской культурой у них нет.
Обширное, вобравшее в себя к концу XVI века
западнорусские и литовские земли, польское королевство оказалось не способно защищать своих подданных от татарских набегов небольшие и разрозненные войска польских магнатов ещё могли как-то удерживать города и замки, но большая часть народа – селяне, оставалась фактически беззащитной.