Учебное пособие адресовано студентам
дефектологических факультетов, может быть использовано преподавателями педагогических университетов, колледжей.
Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что
дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.
Содержательная специфика теории и практики образования неслышащих детей позволяет говорить о том, что в структуре
дефектологического знания сурдопедагогика является относительно самостоятельной наукой.
Отклонения в развитии психики в
дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.
Если же в ходе
дефектологической практики начинают применять двигательную коррекцию без учёта роли сенсомоторного базиса в развитии психики ребёнка, то это зачастую приводит к выхолащиванию метода.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: проблескивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одновременно началась подготовка
дефектологических кадров для работы с аномальными детьми.
За последние десятилетия значительно расширилась сеть
дефектологических факультетов в педвузах и университетах нашей страны.
В то время я была студенткой
дефектологического факультета, и с тех пор знания физиологии стали открываться для меня в совершенно новом свете, можно сказать, в мистическом.
Основной задачей учебного пособия является сообщение студентам
дефектологических факультетов и педагогам-практикам специального образования научно-теоретических и практических сведений об организации и содержании обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также о некоторых педагогических технологиях, оптимизирующих коррекционно-педагогический процесс.
Вместо её эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений
дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.
Этим определяется его основная задача – дать определение понятиям, встречающимся при изучении данного курса и чтении специальной литературы по
дефектологической проблематике.
Современная
дефектологическая литература изобилует терминами, для уточнения которых читателю часто требуется обращаться к изданиям прошлых лет, ставшим сегодня библиографической редкостью.
Это снижает доступность многих текстов не только для студентов, но и для дефектологов-практиков, не говоря уже о педагогах массовых школ, не получивших
дефектологической подготовки, но часто испытывающих необходимость в специальной информации.
До настоящего времени единственным справочным источником по дефектологии служил «
Дефектологический словарь» (2-е изд., М.: Педагогика, 1970).
Некоторые же понятия потребовали принципиально иной трактовки, так как в последние годы
дефектологическая наука и практика не стояли на месте.
Окончила
дефектологический факультет пединститута, отделение сурдопедагогики, работала учителем-реабилитатором в школе для слабослышащих.
Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами – будущими педагогами и психологами системы общего образования – основ
дефектологических знаний о сущности отклонений в развитии, причинах их возникновения, типичных проявлениях различных нарушений развития, мерах их профилактики и коррекции, педагогических и психологических технологиях коррекционно-воспитательного воздействия.
Создание центра
дефектологической науки способствовало проведению комплексного, всестороннего изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференциации сети специальных учреждений и дифференцированного коррекционного обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития.
Существенное развитие за последнее десятилетие получила система пропаганды и распространения
дефектологических знаний и среди педагогов-недефектологов, в том числе педагогов начальных классов общеобразовательных школ и специалистов в области дошкольного воспитания.
Особенно мало уделялось (или, точнее, совсем не уделялось) внимания мозговым механизмам
дефектологических феноменов, т. е. нейропсихологическим и нейролингвистическим вопросам этих дисциплин.
Если же у ребёнка диагностированы серьёзные логопедические или
дефектологические заболевания, то это время увеличивается.
Важность и разноаспектность содержания освещаемых разделов учебника свидетельствует в пользу целесообразности введения курса нейропсихологии в учебные планы
дефектологических вузов и факультетов.
Однако сегодня специальная психология не ограничивается
дефектологическим ракурсом.
А на должность логопеда принимали только людей с высшим
дефектологическим образованием.
Использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической и
дефектологической работы.
Дефектолог осуществляет первичное обследование проблемного ребёнка, собирает
дефектологический анамнез – анамнестические сведения о нём и его семье.
– Использовать базовые
дефектологические знания и принципы для адаптации коммуникационных подходов и методов в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
РГБС выпускает библиографические указатели и другие издания по проблемам тифлологии и по более широким
дефектологическим темам.
Одним из направлений моей коррекционной практики и общественной деятельности является работа со взрослыми: психологическое консультирование,
дефектологическое моделирование проектов, двигательная терапия.
Врача сделали ответственным за «медико-педагогическую» диагностику в комплектовании учреждений
дефектологической ориентации.
Я тщательно выполняла с сыном все домашние задания, но
дефектологические занятия всё никак не сменялись логопедическими (которые, к слову, были вдвое дешевле).
Он включает в себя оценку речевого развития для учителя-логопеда («логопедический объективный статус» – 12 доменов); исследование коммуникативных навыков, познавательной и игровой деятельности для педагога-психолога («психолого-педагогический статус» – 12 доменов); анализ сенсорных, когнитивных навыков, умений, знаний; оценка моторного развития для учителя-дефектолога («
дефектологический статус» – 15 доменов), навыки самообслуживания для педагога – 11 доменов.
В-третьих – студенты, получающие
дефектологические специальности, имеют право и должны непосредственно не только получить представление, компетентностный базис современной и перспективно благоприятной, высокоэффективной, самоорганизующейся дидактики, но и ощутить в ходе своего обучения специфику и выгоды данного методологического ресурса.
– Применять
дефектологические знания для адаптации коммуникационных подходов и методов во взаимодействии с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидностью.
Борьба двух
дефектологических мировоззрений, двух полярных идей, двух принципов составляет живое содержание того благотворного кризиса, который переживает сейчас эта область научного знания.
Их разрешение составляет предмет большинства
дефектологических исследований.
Понятие «выраженные» нарушения, помимо традиционного определения (нарушения среднетяжелой и тяжёлой степени тяжести), имеет в
дефектологической практике и другое толкование: нарушения в развитии, не требующие для своей идентификации и классификации проведения специального психолого-педагогического и клинического обследования, что в свою очередь определяется характером и степенью выраженности симптоматики (проявлений) отмечаемых нарушений.
Коллега рассказала анекдот из жизни студентов
дефектологического факультета: в родильном отделении университетского города сразу вычисляют мамочек, будущих дефектологов по вопросу «А он нормальный?» вместо традиционного «Мальчик или девочка?» С одной стороны, проблемы здесь открываются непростые.
Предлагаемая монография адресована преподавателям, аспирантам, студентам
дефектологических факультетов, а также педагогам, занятым в сфере практической логопедии.
Такая мера поднимет педагогическое и
дефектологическое образование на более высокую ступень, откроет новое направление для творческой мысли специалистов, работающих с детьми и взрослыми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций, явится мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик.
Однако
дефектологический анамнез ни в коей мере не исключает необходимость сбора классических сведений о соматическом состоянии ребёнка, проводимого медиком (медицинская часть анамнеза).
– Использования базовых
дефектологических знаний для адаптации своего взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья в социальной и профессиональной сферах.
Поступление в институт на
дефектологический факультет сложная задача.
Сейчас вся педиатрия, детская психология,
дефектологическая работа направлены, как ни печально, на то, чтобы работать с симптомами.
Для
дефектологического исследования чрезвычайно интересны случаи сочетания примитивности с той или иной патологической формой развития, так как это сочетание встречается чаще всего в истории культурного развития дефективного ребёнка.