Не меньшее значение имели для европейского искусства
дадаизм и сюрреализм.
Однако главное значение
дадаизма состоит в том, что с его обращением к теме иррационального движение подготовило почву для одного из самых интересных художественных направлений XX века – сюрреализма.
Художник сохранил верность этим идеалам на всю жизнь, чего нельзя сказать, например, об идеалах
дадаизма, от которых со временем мастер отошёл и стал одним из ярчайших представителей немецкого экспрессионизма.
Возможно, нам скажут, что воскрешать
дадаизм – не слишком умная затея.
Собственно, концепты
дадаизма и сюрреализма и ориентированы на ассимиляцию опыта душевнобольного человека.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подмалёвывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Eine Geschichte des Dadaismus” представляла собой самый ранний монографический очерк истории
дадаизма, хотя и не вполне удачный с точки зрения именно исторического анализа.
Так возникает философский
дадаизм.
Средний, Ганс, был одним из пионеров германской военной авиации и разбился в 1911 г.; старший, дослужившись лишь до лейтенанта и побывав мужем скандально известной «баронессы
дадаизма», умер весной 1919 г.
Это происхождение и обусловленность буржуазным обществом и культурой ставят в укор
дадаизму и проклинают его как нереволюционный.
Но речь и не идёт о том, чтобы заново создавать
дадаизм.
Истории, которая, во-первых, полностью отделена от сюрреализма (к началу 1960-х было написано уже несколько общих работ по истории сюрреализма, тогда как
дадаизм рассматривался, прежде всего, как его предтеча, причём плохо изученный и мифологизированный).
Наконец, впервые во всей культурно-исторической полноте открылось наследие швейцарского-немецкого
дадаизма.
Тезы, антитезы и а-тезы
дадаизма выдвигались – не обременённые традицией и свободные от благодарности, которую редко какое поколение питает к предшественникам.
Этот типично модернистский дискурс в русле нашей темы охотно развивался
дадаизмом и сюрреализмом.
Сугубо авторским, выношенным уже художником вне всяких отсылок к кубистической практике, предвосхищающим
дадаизм является здесь план языковый: заумный реализм, алогизм.
Дадаизм стал одним из главных источников и побудителей многих направлений и движений в искусстве XX в., в частности, сюрреализма, поп-арта, многих феноменов постмодернизма и артефактов посткультуры.
Дадаизм приводит к неслыханным новым возможностям и формам выражения во всех видах искусств.
Бразильский модернизм начала 20 века опирался на европейский
дадаизм и сюрреализм.
Отзвуки
дадаизма хорошо слышны в абсурдистской поэтике обэриутов, хотя и на новой основе русского футуризма.
На германской почве
дадаизм был реальным фактом.
Дадаизм наиболее ярко [источник?] выразился в отдельных скандальных выходках – заборных каракулях (корни современного граффити), псевдочертежах не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов.
В
дадаизме поэтика случайности вынуждает зрителя к новому прочтению обычного предмета, извлечённого из банальной повседневности и сакрализованного благодаря вмешательству художника.
Авангардизм, начиная с рубежа XIX–XX вв., сознательно и целеустремлённо разрушает эту институциональность, причём
дадаизм яростнее и безогляднее других авангардистских течений взрывает рамки традиционной европейской культуры, пытаясь выйти за её пределы, к горизонтам универсального мирового искусства, и тем самым вплотную соприкасается с традицией иконоборчества.
Дадаизм подвёл искусство к нулевой точке, чтобы обновить его и в то же время поставить под сомнение само его существование, лишить эстетической определённости и онтологической устойчивости.
Креативными моментами
дадаизм объявлял фрагментарность, пародийность, установку на ироническое и саркастическое, «снятие» признаков и принципов миметического искусства.
Одной из центральных системообразующих концепций авангардистской культуры в целом, и в особенности
дадаизма, является эстетический анархизм, подразумевающий ничем не ограниченную свободу творца, желание художника заново творить мир в искусстве.
Дадаизм насквозь пропитан эстетической анархией, его основополагающие принципы – эклектизм, дилетантизм, детскость, примитивизм, принцип случайного, фрагментарность, разрушение формы и застывших понятий и т.д.
Принцип «все сгодится» – центральная тема анархистской теории познания и один из важнейших теоретических постулатов
дадаизма.
Мироощущение экспрессионизма в этом смысле отличается от эйфорического пафоса итальянского футуризма и его антигуманной брутальности, от всеотрицающего смеха
дадаизма, интеллектуальной игры в свободолюбие сюрреализма, тупиковой безысходности экзистенциализма.
Движение
дадаизма не имело какой‐то единой позитивной художественной или эстетической программы, единого стилистического выражения.
Он не принял антиэстетическую установку
дадаизма.
Необходимой предпосылкой для ассамбляжа стали «прекрасные идеи, которые убивают», динамизм футуризма и нигилизм
дадаизма.
В период
дадаизма передовые идеи можно обнаружить не только в ассамбляжах и «junk culture», но также и в более поздний период в абстрактном экспрессионизме и других художественных практиках.
Он подхватывает её так, словно
дадаизм никогда не существовал, словно динамитного взрыва культуры не было и в помине.
Чтобы привести поздний
дадаизм к рыночным отношениям и придать дадаистской радикальности идеологическую форму, потребовался поп-арт.
В кухне было несколько картин в стиле
дадаизма, три из которых висели на стене, а четвёртая, опершись о стенку, стояла на полу.
Против этой второй трактовки нью-йоркского
дадаизма я и хочу выступить, можно сказать, преувеличенно отождествляя себя с баронессой, которую (как и остальных женщин, причастных к историческому авангарду) планомерно игнорируют во всех масштабных обзорах.
Некоторые теоретики искусства считают, что из
дадаизма берёт своё начало постмодернизм.
Итак,
дадаизм возник как ответ на серьёзные противоречия в обществе.
Импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм, ар нуво, фовизм, кубизм, футуризм, абстракция, функционализм,
дадаизм вспыхивают, подобно кометам, на фоне официального, признанного публикой и критикой салонно-академического искусства и исчезают, оставляя за собой зримые следы в виде набора поставленных, но ещё «непереваренных» в теории искусства проблем, а также в серии произведений, выполненных эпигонами этих направлений средней руки.
– Явно прослеживаются тенденции
дадаизма, особенно в изображении фашистских женских архетипов, – глубокомысленно произносит он.
Прикладной
дадаизм в действии…
Сюрреализм. (фр. surrealisme буквально сверхреализм) – сменившее
дадаизм направление в авангардистском искусстве 20 века, объявляющее своей задачей бесконтрольное, автоматическое воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо – искажённые сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.
Датой рождения
дадаизма считают 1916 г.
Тогдашние молодые поэты отчасти отдавали дань модернистским веяниям
дадаизма, сюрреализма и других мировых течений, отчасти же черпали вдохновение в произведениях чешских поэтов XIX и начала XX столетия.
Наверняка, это для нашей радости он прошёл сквозь ад
дадаизма.
Ведь противоречия эти действительно обнаруживают прямую связь
дадаизма с неоднозначной позднемодернистской (или постмодернистской) ситуацией, сложившейся в начале XXI века.
Уделяя особое внимание жизненному авангардизму баронессы, я хочу пересмотреть общепринятое на сегодняшний день представление о нью-йоркском
дадаизме как о наборе визуальных объектов и изображений, смысловое и политическое значение которых со временем практически не изменилось, и, следовательно, я хочу переосмыслить наше представление об авангарде и вообще об истории искусства и эпохе модерна.
Но он немного ошибся, ибо
дадаизм вырвался из рамок швейцарского города и скакуном пробежался по континентам.