Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.
Гегель писал, что человек не добр, не зол от природы, поэтому законы человеческой нравственности бесконечно выше законов природы.
Гегель, видя упадок своего времени, признаёт, что умиротворена должна быть сама действительность, а не только философия.
Г.В.Ф.
Гегель определял сущность идеала как момент развивающейся действительности духа – духовной культуры.
Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фильмовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гегель в цитате приведённой выше не столько даёт ответ на этот вопрос, сколько описывает неоднозначность взаимоотношения формы и содержания.
Как проходит этот процесс,
Гегель показал в таком многообразии и с такой глубиной, которые и сегодня ещё не достигнуты.
Гегель в своё время обозначил такого рода среду очень ясным описательным термином, почти метафорическим.
Гегель хотел установить универсальный метод “развития” для вселенной в её целом и в её частях.
Гегель писал, что счастлив тот, кто устроил своё существование так, чтобы оно соответствовало особенностям его характера.
Гегель, который сделал самый значительный вклад в диалектику, мистифицировал её в большей мере, чем кто-либо другой.
Например,
Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственно–стью – сами поступки, их объективную сущность.
Г.
Гегель сопоставлял историю цивилизации и развитие воспитания.
Гегель, ставший впоследствии философом всемогущего государства, уже предавался мыслям об идеальном немецком устройстве.
Гегель, а затем философия марксизма внесли новый оттенок в понимание метафизики.
Действительно, как выразить новое знание через старое, т. е. новые понятия хаос и порядок, развитые в науке (И.Пригожин, Г.Хакен), выразить через категории классической философии (Аристотель, И.Кант, Г.
Гегель)?
Гегель определял понятие «опыт» как диалектическое движение, совершаемое сознанием в самом себе.
В философии сознание рассматривается как способность сознавать предмет (
Гегель).
Гегель отмечал, что части отличны друг от друга и самостоятельны.
Гегель не щадит стрел и против идеолога последнего – Галлера.
Гегель первый дал многосторонний анализ обществу как взаимосвязанной системе, характеризуя его как «зависимость всех от всех», как сферу реализации частных интересов и целей.
Идеалистическая монистическая методология (
Гегель) – психическое сводится к идеальному как противоположному материальному.
Диалектика рассматривает мир, все явления в развитии и взаимосвязи (Гераклит, Г.
Гегель).
Гегель находит всё это неудовлетворительным.
Гегель, исходя из своего образа мира как проекции развивающейся абсолютной идеи, считал, что его философия может диктовать свои выводы специальным наукам, оценивать их достижения, а в ряде случаев и полностью их заменять.
Гегель на этом месте употреблял такие слова как «снятие» и «отрицание отрицания».
О. Генисаретский (1981) полагает, что в «Науке логики»
Гегель пользуется терминами «рефлексия» и «сознание» фактически как синонимами, заставляя читателя ощущать сдвоенность сознания и рефлексии, доходящую порой до их отождествления друг с другом.
Третьи представляют её результатом развития сознания, чем-то зависимым, производным от него (
Гегель).
Гегель описывает две формы рефлексии: теоретическую и практическую.
Побудительным мотивом для лётчиков служит страсть к полёту, а «ничто великое в мире не совершалось без страстей» (
Гегель).
Гегель отчеканил, вероятно, самую влиятельную для эпохи модерна формулировку, выражающую эту историческую динамику: «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы».
Прежде всего – чувство огромного облегчения и покоя:
Гегель так тщательно и основательно всё продумал, так убедительно аргументировал свою модель мироустройства, что учение его воспринималось как истина, как очень надёжная платформа.
То, что различия в уровне интеллекта в значительной мере определяются генотипом (то есть природным фактором),
Гегель, в отличие от нас, мог не знать.
Гегель признаёт развитие, но вот задача, которой он не разрешает: как в развитии его из предыдущего развивается последующее?
Гегель описывал это так: только порождая себя, мысль себя находит.
Гегель, подошедший к рассмотрению истины как диалектического процесса движения мысли, стал рассматривать знание в более широком контексте.
Гегель, отвечая на романтический культ исторических наций-индивидов, ещё мог решать эту проблему с помощью диалектики общего и единичного, в силу которой конкретные исторические эпохи и отдельные народы выступали как спецификации универсального понятия, развивающегося в истории.
– Последние два – «Вечный» и «
Гегель».
В голове –
Гегель, в сердце – Вертер.
Гегель считал, что все формы существования культуры являются этапами в развитии «мирового разума».
Гегель выделяет культуру «теоретическую» и «практическую», моральную и интеллектуальную, закладывает культурную иерархию, говоря о «высших» и «низших» культурах.
Гегель выделяет культуру «теоретическую» и «практическую», моральную и интеллектуальную, закладывает основы культурной иерархии посредством ранжирования «высших» и «низших» культур.
Гегель называл эти духи «гештальтами», толкуемыми как проявления сознания и самосознания.
Духовность, с философской точки зрения (Декарт, Кант,
Гегель), едина, так как является отражением единого духа и вместе с тем многолика, так как включает в себя возможные проявления этого духа в природе, культуре, человеческой душе.
Гегель как-то заметил, что переваривать пищу можно и без знания физиологии пищеварения, но нет сомнения в том, что знание физиологии позволяет нам наладить рациональное питание.
Аристотель, Лейбниц,
Гегель и их последователи понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.
Гегель подчёркивает ведущую роль активности творческого субъекта, говоря о необходимости долгого упорного труда и преодоления душевных потрясений для создания подлинно художественного произведения.
Гегель простодушно заявлял, что будет игнорировать те народы, которые не укладываются в его систему истории.
Гегель рассматривал свободу воли как необходимую предпосылку практической деятельности человека.
Гегель истолковал это как учение о тезисе, антитезисе и синтезе.