Пособие разработано тренерами сборной ВсОШ Московской области. Положенная в основу методика подготовки позволила Московской области занять второе место по РФ в 2021 и 2022 гг. Пособие написано в формате кейсов, включающих план, перечень необходимых для анализа литературоведческих категорий, примеры использования при интерпретации текстов, что даёт возможность не только систематизировать теоретический литературоведческий материал, но и овладеть литературоведческой компетенцией.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 кейсов для подготовки к школьному и муниципальному этапам ВсОШ по литературе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Н. Левитская, 2022
© Н. Сарманов, 2022
ISBN 978-5-0056-7686-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Друзья, если вы начинаете делать первые шаги в олимпиадном движении, то это пособие для вас. Вам предлагается методика, следуя которой, вы сумеете успешно выполнить задания аналитического тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Используя достижения современного литературоведения, в основу которого был положен филологический подход к анализу текста, обогащённый современным литературоведческим языком — в частности, инструментарием, выработанным в русле историко-литературного подхода, структурного и постструктурного методов, нарратологией, герменевтикой, когнитивистикой и т. д.
Пособие выполнено в формате кейсов, которые включают литературоведческие понятия, дополненные примерами их применения в аналитических работах, а также интерактивные элементы (задания, которые предлагается выполнить для закрепления полученных знаний).
Предлагаемая последовательность шагов при вхождении в художественную реальность даст вам доступ к выявлению смыслообразующих элементов текста.
Наше пособие — это коллективный творческий проект, в котором приняли участие тренеры сборной ВсОШ по литературе Московской области. Положенная в основу подготовки сборной команды Московской области методика позволила команде занять второе место по РФ в 2020/2021 учебном году; и удержать второе место по РФ в 2021/2022 учебном году.
Данное пособие будет полезно и в качестве вспомогательного материала для написания и защиты школьных исследовательских проектов, поскольку это направление учебной деятельности является приоритетным и переживает сейчас активное развитие.
Осваивайте теоретические знания, применяйте их в практике анализа текста — и добивайтесь результатов!
Кейс №1. Заглавие
План:
1.Введение в курс
2.Текст как художественное целое.
3.Категории содержания.
4.Уровни художественной формы.
5.Заглавие произведения.
Текст как художественное целое — это сложное структурно-семантическое единство («сложно построенный смысл» — Ю. М. Лотман). При интерпретации художественного текста мы ориентируемся на формулу «действительность — смысл — текст» (Г. Степанов).
Текст несёт несколько видов информации:
1. Фактуальную (факты, события, место действия и время протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета);
2. Концептуальную (переосмысление указанных событий в художественном мире);
3. Подтекстовую (скрытую информацию, которая основана на выявлении неявных смыслов).
Для интерпретации текста необходимо понимать, как он устроен. Структурная модель художественного произведения:
Гегель разработал понятия «формы» и «содержания» применительно к тексту. Художественное произведение заключается в единстве внутренней формы (содержание) и внешней формы (средства языка, которые помогают раскрыть авторский замысел).
Текст — система взаимосвязанных элементов. Для выделения и анализа этих элементов предполагается уровневая модель строения текста. Уровень текста — ряд его однородных элементов. Классический структурализм оперирует уровнями, которые могут быть проанализированы лингвистическими средствами: фонетический, лексический, синтаксический и т. д. В повествовательных текстах отдельно выделяются ряды элементов сюжета, пространства — времени и т. д. Уровни состоят между собой в определенных иерархических отношениях. Высшим уровнем в иерархии является семантический.
В зависимости от исследовательского метода могут выделяться следующие уровни текста:
содержание, сюжет, фабула, тема, идея, персонажная сфера, композиция, уровень языка.
На сегодняшний день анализ художественного текста осуществляется с применением опыта различных школ и методов:
1. историко-литературная школа;
2. классический филологический анализ;
3. мифологическое направление;
4. герменевтические школы;
5. семиотика;
6. культурно-историческое направление;
7. компаративистика;
8. психологические методы;
9. духовно-исторические подходы;
10. неоформалистские методы;
11. лингвистический анализ;
12. нарратологический анализ
и производные.
С учётом сложившейся практики интерпретации текста, какой избираем маршрут при прохождении лабиринта текста? Выделим структурные компоненты, на которые мы опираемся при интерпретации художественного текста.
1. Маркеры авторского присутствия
2. Название произведения
3. Время создания
4. Литературное направление (метод, стилистика)
5. Жанр
6. Культуремы
7. Композиция
8. Сюжет/фабула
9. Хронотоп
10. Центральное событие
11. Персонажи
12. Архетипы, типы героев
13. Мотивы
14. Претексты
Заглавие произведения — свёрнутый текст. Оно является текстообразующим элементом произведения (Л. Выготский). В нём заключается «концентрированная сущность произведения» (Н. Веселов). Это «нераскрытое содержание текста» (И. Р. Гальперин).
Заглавие соотносится со всеми структурами текста, содержит указание на тему произведения, связывает композиционные элементы.
Как можно раскрыть в аналитической работе смысл заглавия произведения?
Функция названия данного произведения («…») как выражение «концентрированной сущности» заключается в том, что….
Через интерпретацию заглавия, которое является «нераскрытым содержанием текста» (И. Гальперин), попробуем сформулировать тему рассказа…
Ключом к пониманию текста может служить заголовок…
Онтология заглавий. Функции. Типология. Поэтика.
Заглавие — это минимальная формальная конструкция, представляющая и замыкающая художественное произведение как целое. Это первый выделенный элемент текста. «Каково бы ни было название, оно обладает способностью, силой отграничивать текст и наделять его завершённостью» (И. Гальперин).
Функции заглавия:
1) Номинативная., т.е. обозначает название текста.
2) Информативная (коммуникативная). Всякое заглавие информирует читателя о тексте.
3) Разделительная. Заглавие выделяет текст, т.к. печатается перед текстом. И за счет графических средств отграничивает его из окружающего пространства.
4) Экспрессивно-апеллятивная. Заглавие может выявлять авторскую позицию, а также психологически готовить читателя к восприятию текста.
5) коммуникативная (рекламная). Заглавие привлекает внимание, заинтересовывает читателя.
Проникновение в семантику заглавия возможно при обращении к широкому историко-культурному контексту. Заглавие может сочетать метафору, эпитет, аллюзию, антитезу, троп, аллитерацию и т. д. Ключом для проникновения в смысл заглавия могут быть вопросы:
1. Кто? («Мать» М. Горький, «Лавр»Е. Водолазкин)
2. Что? («Вишнёвый сад» А. Чехов, «Тихий Дон» М. Шолохов)
3. Где? («Волоколамское шоссе» А. Бек)
4. Когда? («Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилов)
5.Что совершает (ся)? («Что делать?» Н. Чернышевский, «Битва в пути» Г. Николаева, «Разгром» А. Фадеев)
6.Что из этого следует? («Уроки французского» В. Распутин, «Как закалялась сталь» Н. Островский).
Типология заглавий:
1. Заглавия, представляющие основную тему или проблему произведения.
Пример: «Что делать?» Н. Г. Чернышевский, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (закономерно наказание за каждое совершённое преступление), «Театр» С. Моэма;
2. Заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения.
Пример: «После бала» Л.Н.Толстого (наступившее прозрение героя, увидевшего то, что может скрываться за маской любящего отца);
3. Персональные заглавия, значительная часть которых — антропонимы, сообщающие о национальности, родовой принадлежности и социальном статусе главного героя.
Пример: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Обломов» И. А. Гончарова, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого.
— Зоонимы.
Пример: «Муму» И. С. Тургенева, «Белолобый» А. П. Чехова
4. Заглавия, обозначающие:
— время и пространство. Помимо названий времени суток, дней недели, месяцев, время действия может быть обозначено датой, соотносимой с историческим событием.
Пример: «Девяносто третий год» В. Гюго, «1984» Оруэлл, определено в самом общем виде «Деревня» И. А. Бунина.
— топонимы
Выбор топонима автором обычно обусловлен общим замыслом произведения: Пример: «Петербург» А. Белого, « Москва» А. Белого.
5. Заглавие-символ.
Пример: «Эмалиоль» А. М. Ремизов
6. Заглавие-афоризм.
«Пример: «Горе от ума» А. С. Грибоедов, «В поисках прошлогоднего снега и прошлогодних дураков» С. Мосова.
Вопрос-проверка №1
Определите тип заглавия:
1. Рассказа «Белый пудель» А. И. Куприн.
2. Рассказа «Уроки французского» В. Распутин.
3. Пьесы «Не всё коту масленица» А.Н.Островский.
Роль заглавия как основа понимания текста
«Заглавие подразумевает содержание новеллы» (М. А. Петровский). Объяснение заглавия — первый шаг в интерпретации текста. Заглавие передаёт скрытый, (имплицитный) характер текста.
Пример. №1.
А. П. Чехов. «Шуточка». Значение заглавия
«Обратимся к рассказу А. П. Чехова «Шуточка», который был написан ещё молодым писателем, а затем переписан в зрелости. Фабула рассказа проста. Молодой человек «шутит» над девушкой, переполненной любовным ожиданием, которое острее страха. Герой подшутил — девушка влюбилась в слова любви, произнесённые молодым человеком, а автор иронизирует над героем и над героиней…
Любовь, прошедшая мимо, — сквозная тема русской и европейской литературы. А ряжение в маски и чувства — неотъемлемая черта куртуазного поведения молодых людей. Маскарад в таком случае мог обернуться весёлым розыгрышем, мог превратиться в драму и даже иметь трагический исход (М. Ю. Лермонтов «Маскарад»). Но любовная интрига получает у Чехова иное разрешение.
Рассказ имеет две редакции, заметно отличающиеся друг от друга. В первой редакции (1886г.) герои пошутили, поиграли в любовь и, зашутившись, поженились. Так «Шуточка» оказалась формой любовной игры, прелюдией, предвосхищающей законный брак.
Через 12 лет в редакции 1898 года забавная история получает новое решение. Герой шутит, выступая в нескольких ролях: участника розыгрыша, соглядатая (герой подсматривает за игрой чувств на лице Наденьки во время спуска с горы), и, наконец, рефлексирующего героя. Теперь он задаётся вопросом: зачем я шутил?
Для одного «шуточка» стала игрою с любовью, для другой — игрой в любовь.
Герой уезжает в свою другую, более важную взрослую жизнь, где нет места иллюзиям и розыгрышам (стратегия поведения многих чеховских героев), а Наденька выходит замуж. Для неё шуточка обернулась утратой пробудившихся надежд, любовным томлением, а потом банальным выполнением жизненной программы: «теперь Наденька уже замужем, её выдали, или она сама вышла — это всё равно, за секретаря дворянской опеки, и теперь у неё уже трое детей».
Вопрос-проверка №2
Определите тип заглавия рассказа А. П. Чехов «Шуточка».
Пример №2
Л. Андреев «В подвале»
Два произведения о социально сдвинутых характерах, оказавшихся на дне жизни, появились почти одновременно: Л. Андреев 1901 году написал и опубликовал рассказ «В подвале», а М. Горькийв1902 году создал свою лучшую пьесу — «На дне».
Подвал Андреева не равен ночлежке М. Горького, хотя и в том и другом произведении, герои — деклассированные элементы, что свидетельствует о всеобщем социальном неблагополучии. Горький, в творчестве которого набирали силу реалистические тенденции, ставил своей задачей показать свободного человека, даже если он оказался на социальном дне. Л. Андреев в рассказе «В подвале» передаёт атмосферу отчаяния людей, оказавшихся на краю всеобщей гибели. Главная мысль, которая пронизывает рассказ, — это несоответствие жизни человека его предназначению.
Вопрос-проверка №3
Определите тип заглавия рассказа Л. Андреева «В подвале»
Пример №3
А. М. Ремизов «Эмалиоль»
Смысл названия рассказа до конца не прояснён, загадочен, неуловим и одновременно содержит многозначен. Название рассказа соотносится с народными представлениями о другой, сакральной стороне жизни, смысловой доминантой которой является страх. Расшифровка его требует читательского включения и умения слышать сокровенную авторскую мелодию.
В структуру повествования встроен рассказ об эмалиоли, который предстаёт сновидческой метафорой: «вот снится, будто почесалось мне в боку, стал я бок чесать и вырвал бородавку. Смотрю, а на бородавке насекомое — вроде собачьей блохи — белое, шея длинная, туловище кольцами свернуто, с ногами, а на голове семь зубов, — ест бородавку. Я и говорю: „Бородавка мертвая“. А сама блоха будто подняла голову: „Теперь, говорит, я умру“. И стала вянуть. И говорит мне чей-то голос: „Имя насекомому Эмалиоль“. Тут я и проснулся».
Образ эмалиоли, воплотившего хтонический ужас перед неведомым, перекликается с исповедью Ипполита Терентьева в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». Тарантул в исповеди Ипполита и эмалиоль — образы-символы, подтверждающие существование другой, фатальной, стороны жизни.
Эмалиоль — это символ ужаса, равный непостижимости. Независимо от того, кто и каков человек, ему когда-нибудь приходится переживать встречу с эмалиолем. Для кого-то это смертельный приговор, который слушает приговорённый. Для князя-афериста — это грязные воротнички. «Эмалиоль! — сказал князь Хлебникову, показывая на свои загрязнившиеся воротнички и на пыльные пятна, всплывшие на сюртуке».
У каждого героя свой эмалиоль. Для кого-то «эмалиоль — это неприятель, как японец, в желтых морях живет».
В образе-символе эмалиоли отразилась потаённая жизнь русского человека, в которой непостижимость выступает как эквивалент мистической природы и проявляется она в страхах и бессилии перед судьбой и Божьим промыслом.
Вопрос-проверка №4
Определите тип заглавия рассказа А. М. Ремизов «Эмалиоль»
Типичная ошибка — буквальное прочтение названия рассказа
Пример ошибки: фрагмент работы по рассказу В. Пьецуха «О вреде чтения»
Прежде всего, обращаем внимание на время создания рассказа. Действие происходит в конце 80-х годов, в нашей стране вовсю идёт перестройка. Страна была читающей, но характерной приметой времени становится отлучение читателя от книги. Именно в это время литературу начинают обвинять во всех исторических катастрофах и несовершенствах жизни. Поэтому название рассказа носит иронический характер. Не о вреде чтения идёт речь, а о том, что литературу назначили быть опасной для людей.
Смысл названия этого рассказа многими школьниками трактовался буквально, и все дальнейшие рассуждения относительно его содержания носили ошибочный характер. Логика доказательств была следующей: литература вредна. А дальше перечислялись все несчастья, порождаемые ей: литературе вменялось в вину и отход от реальных проблем, и опасные мысли, которые она пробуждает… Литература оказалась виновницей бедного гардероба героя.
Вот поэтому так важно, что герой рассказа Павел Зюзин — талантливый читатель (не писатель, не критик, как многим хотелось его видеть). Он много и вдумчиво читает, а потом устраивает «концерты», т.е. доносит смысл прочитанного.
Задание для тренировки: определите роль заглавия и напишите небольшой текст.
1. Для 9 классов. Рассказ И. С. Тургенева «Муму»
2. Для 10 классов. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
3. Для 11 классов. Пьеса М. Горького «На дне»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 кейсов для подготовки к школьному и муниципальному этапам ВсОШ по литературе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других