Интересы, навыки, привычки, выражения
басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю.
Как правило, основные действующие лица басни ― это условные
басенные звери.
Наконец, и то ещё можно заметить, что на многие вещи, находимые в последнем покоище человека, прежние курганокопатели смотрели не лучше, как
басенный петух на жемчужное зерно.
Пусть наблюдение за зайцами в природе и способно уверить нас в том, что зайцы трусливы, но увериться в том, что зайцы ещё и хвастливы, возможно только с учётом их
басенной персонификации.
Попутно
басенной и фольклорной традиции с зайцами привычно сравниваются пугливые персонажи.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заводнённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И здесь всё те же систематизация и классификаторство создают уже обратную перспективу: за чередой кратких и немудрёных
басенных рассказов встаёт сложная структура сборника с различными типами сентенций, а один и тот же сюжет, повторённый разными авторами в разное время, приобретает совершенно различное звучание.
Эзоп – родоначальник
басенного жанра.
Указывая пороки
басенных героев (невежество, презрение к родному языку, распущенность, мотовство, разорительное модничанье, жадность, взяточничество, обман и т. д.), он стремится довести их до карикатурности и вызвать у читателя смех, побуждающий к исправлению недостатков.
Значительная часть
басенного корпусаИ.
Афоризм, развёрнутое
басенное высказывание, цитата в живой речи может «рассыпаться», её фрагмент получал самостоятельность, что в известной мере способствовало увеличению количества словарных статей.
Многие рассматривают её как самое раннее законченное литературное произведение
басенного жанра.
Словом, его
басенные твари бесцеремонно попирают любые зоологические конвенции.
И эта фраза (или слово) объединяет всю ту двусмысленность и те два плана, в которых до сих пор развивался
басенный сюжет.
Выделяются случаи, когда основой интертекстового шага является смысловая доминанта, нравоучительная основа басни обыгрывается и применяется расширительно; во-вторых, когда смысловая доминанта пересекается с новым контекстом условно, занимает фоновое положение или размывается, при этом на первый план выходят текстовые актуализаторы
басенной морали.
Учёный привёл длинный перечень пословиц и поговорок, которые использовал баснописец, назвал их «семантическими скрепами», то есть связями, которые сообщают изложению
басенной истории смысловое единство.
Развитие
басенной традиции обнаруживается в текстовой фактуре их произведений, в образах автора и персонажей.
Дело не только в изменении «злобы дня», политической конъюнктуры (оставим в скобках вопрос о литературном таланте), причины неудачи кроются в нежелании или неспособности советских баснописцев развивать крыловскую традицию, в консервации
басенной формы и содержания, что ведёт к деградации жанра.
Возникает сочетание различных дискурсов, что определяет особенности рассмотрения
басенного текста как ресурса интертекста.
Как тот
басенный ягнёнок.
У других народов праотцы иногда могут напоминать могучее тотемное животное, но никак не
басенных осла, козла и мартышку.
Таким образом из
басенного факта человек может извлечь правила жизни и опыт, что нельзя «развешивать уши» и «открывать рот» от удивления, чтобы не быть обманутым ещё раз.
Художественный текст не может быть редуцирован, он представляет собой единое высказывание, которое нельзя свести к убогой
басенной морали, заранее заданной автором.
В одной шмель грубо, в лучших
басенных традициях мнёт чувствительную ромашку, в другой лучшим подарком для мамы становится снежинка.
Нередко
басенный фрагмент вводится с изменениями, нарушением точности цитирования, что является одним из законов текстовой адаптации «чужого слова».
Типичным будет положение, когда цитатный фрагмент не соотносится с
басенной содержательной доминантой и опирается на нарративные сопроводители.
Да и по всей
басенной стране царило карнавальное настроение.
И сами маски
басенные никого уже не обманут.
Как уже было сказано ранее, в произведении есть и другие герои, но они будут спрятаны под маской анонимности, дабы сохранить эффект
басенной морали и каждый смог вынести из этого произведения что-то своё.
Лермонтовский «Парус», «Горы», «Три пальмы», «Утёс» и «Тучи», гейневская «Сосна и пальма» окажутся героями того же самого порядка я героями, выросшими, из этих же
басенных животных.
Стоит только спросить себя, какой же определённый характер приписывает баснописец лебедю, раку и щуке, синице, журавлю, лошади, муравью, льву, комару, мухе, курице, – мы сейчас увидим, что не только у всех этих героев нет никакого определённого характера, но что даже у таких классических
басенных героев, как лев, слон, собака и т. д., постоянного и определённого характера вовсе нет.
Но поскольку сегодня это мирное изобретение стало для меня ловушкой, значит, будет негоже уподобляться той
басенной мухе, которая понадеялась, что поймавший её паук смилостивится и дарует ей свободу.
Что до «поучительности» биографии «МВ», она в какой-то сатирической (и исторической) справедливости, с добавлением
басенной морали.
И если животные, становясь человечнее, только выигрывают, то животное начало в человеке низводит его до уровня
басенной «свиньи под дубом».
– Это сом-налим. А вот терпуг, не пожалеете. Судака, чур, не пропускать, он тут
басенный! А угря, угря не желаете? Стерлядочку!
Нельзя же без чувства юмора относиться к магии, да ещё приправленной сюром, абсурдом, всем полагающимся «
басенным шаманством».
Оно ж пахнет, а я – обычный архимаг, а не соловей
басенный!
Поэтому все эти три героя могут служить прекрасным материалом для развёртывания известного действия, для построения сюжета, в частности идеального
басенного сюжета, но никто, вероятно, не сумеет показать, что жадность и хищность – единственная характерная черта, приписываемая из всех героев одной щуке, – играет хоть какую-нибудь роль в построении этой басни.
Мы везде увидим, что герой есть только шахматная фигура для определённого действия, и в этом отношении
басенные герои не представляют никакого исключения из всех остальных литературных жанров.
Ещё больше не можем мы понять, почему
басенному рассказу непременно должна принадлежать действительность и имеет ли в виду здесь басня действительность в точном смысле этого слова или же нет.
Спрашивается, почему такое превращение сделает басню действительно
басенной, что нового придадим мы этой басне при таком её превращении?
Но эта действительность или конкретность
басенного рассказа ни в какой мере не должна смешиваться с действительностью и обычном смысле этого слова.
Мы видим, что описание
басенное вызывает у нас такое же чувство, когда мы читаем о сражении ястребов и голубей, как если бы перед нами было сражение германцев и римлян.
Мы увидим, что рассказ этот представляет собой прекрасный
басенный сюжет, который очень легко поддаётся развёртыванию в двух планах.
Репортёрство, а потом и более глубокая журналистика на практике означали «учиться у жизни», снимали недовольство собой, подобное
басенному «они работают, а вы их труд ядите».
И ситуация получилась буквально
басенная: вожделенная цель рядом, манит, дразнится, даже потрогать можно, а вот получить – ни-ни.
Уроков как временны́х отрезков с обязательной сменой предмета не существовало – иногда
басенный театр занимал всё учебное время этого дня, зато другой могли целиком посвятить грамматике или математике: если дети увлеклись игрой в числа или корни, занятие это не прерывалось.
Сохранив «звериное» обличие,
басенные герои стали одновременно и носителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.
Тредьяковский угадывал, что
басенную историю надо излагать по-народному, и не случайно внёс в свой перевод некоторые разговорные слова и выражения (хотя и не без искажения): «не был в силе ни завыть», «стал весь в пень», но перевод остался тяжёлым, книжным.
В начале своей творческой деятельности мною уделялось больше внимания стихотворениям по разным тематикам: военно-патриотической, лирике,
басенному жанру, сатире.
Басенный текст обычно проявляет ассоциативную подвижность.