Исповедальность уйдёт, поэт обратится к
балладной сюжетности.
Я доверял ему и не мог себе даже представить, что он способен нарушить её, поэтому я бросился в эту войну с беспечностью героя
балладных песен.
Не отнесём мы к эпосу также и песни
балладного характера, как бы хороши и интересны они ни были и хотя бы такие песни помещались в сборниках былин и исполнялись былинным стихом.
Искусствоведы ищут истоки мюзикла и в американской музыкальной комедии, и в венской оперетте, и в английской
балладной опере, и в немецком зингшпиле, и в интернациональных музыкальных ревю, и в джазе.
Баллады любовного и семейного содержания составляют один из основных видов
балладного творчества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: опутывание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Балладный стиль сохраняется и в этих полуисторических сюжетах.
В данном случае можно говорить о былине
балладного характера или о балладе былинного склада.
Литературовед не только выстраивает типологию жанра баллады на материале поэзии конца XX в., но и определяет «характер сдвигов, затронувших внутреннюю структуру
балладного жанра, её уровни, элементы качества» [137, с. 5].
Связь с
балладной традицией обнаруживает и качество стиха в поздней лермонтовской лирике.
Следует подчеркнуть, что в современной науке о литературе, где одной из важнейших проблем остаётся проблема жанрового синтеза, интерес к
балладным формам стиха не ослабевает, о чём свидетельствует целый ряд успешно защищённых докторских и кандидатских диссертаций.
Несмотря на разнохарактерность бытования жанра литературной баллады с XVIII до начала XXI в. (при безусловном осознании позднейших трансформаций
балладного сюжета вплоть до кардинальных изменений жанра в поэзии последних десятилетий), правомерно, на наш взгляд, дать следующее его определение: баллада – это лиро-эпический жанр с повествовательным лаконичным сюжетом, в основе которого лежат таинственные, мистические события, наполненные драматизмом, внутренней напряжённостью, пространственно-временной условностью (последняя связана с особым «пограничным» хронотопом: атмосфера ночи, кладбища, средневекового замка и т. и.).
Для них характерен ролевой лирический герой, принадлежащий к
балладному миру.
При сохранении целого ряда
балладных признаков (драматизация повествования, метель, мотив свадьбы-похорон, революционный кризис как наивысший полюс в коллизии легитимного/нелегитимного и т.д.) в поэме и сопутствующей ей статье о «мировом циклоне», который бушует в заметённых снегом странах, ассоциативный фон «метельного текста» уже утрачивает непосредственно «жуковский» характер.
Отсюда – балладность лермонтовского лирического мира в целом и размывание, трансформация
балладного канона.
Такие поэтические тексты авторы называли
балладными стихотворениями.
Композитор раскрывает образы простых людей, их стремления, желания, надежды – всё это выражено сквозь призму мудрой созерцательности или
балладной повествовательности, свойственных всему творчеству шотландского поэта.
Если традиционные рамки элегии поэт стремится расширить, наполнив их оригинальным содержанием, то произведения, манифестирующие
балладные признаки, носят в большей степени характер стилизации.
Финальным аккордом в развитии темы стал
балладный слой в поэтике поэмы «Двенадцать», а также образность и риторика ближайшего конвоя поэмы – статьи «Интеллигенция и революция».
А поэты, подхватив инициативу, были не прочь вставить парочку имён в этот
балладный цикл, чтобы протолкнуть «своих» кандидатов или любимцев своего города.
Их форма лишь отдалённо напоминает французскую
балладную форму, да ещё и без схемы рифмовки.
– Ну, это обычный
балладный стиль, заезженный классиками. А классика нам тут не нужна – сейчас нам нужны метаморфисты!
Совершенно справедливо исследователь отмечает, что «главной тенденцией в развитии
балладного жанра является лиризация, которая предполагает не только отказ от безличного в пользу личного повествования, но и сокращение дистанции между автором и героем, ослабление повествовательной составляющей сюжета, наконец, формирование лирической баллады» [94, с. 365].
Особый исследовательский интерес представляет и
балладная составляющая авторских песен как своеобразный феномен современной лирики.
Более того, начиная с эпохи романтизма слово «баллада» определяется и как жанр профессиональной музыки (сольный и инструментальный), ориентированный на народную
балладную песню или литературную романтическую балладу [85, с. 17].
Что вообще в русской литературе пришло время прозе, и вот как раз мутации лермонтовского стиха – с его бесспорным тяготением к
балладным построениям, то есть, опять же, к сюжетной повествовательности, – всё это признаки грядущей и победительной прозы.
– Отличный расклад получается… Прямо-таки
балладный!
В ту эпоху представление о роли редактора
балладной поэзии было более смутным, чем теперь, и многим казалось, что некоторыми шедеврами сборник обязан скорее редактору, нежели традиции.
Жуковский организует момент остановки в развитии событий, когда мертвец начинает подниматься из гроба, и этот момент как бы приглашает читателя домыслить дальнейшее развитие событий, которое могло бы быть традиционным для баллады (смерть героини или безумие после объятий мертвеца), но которое «переигрывается» автором, отказывающимся от традиционной
балладной концовки.
Он начинает не просто рифмовать, но даже усиливает рифмовку, переходя с простого
балладного куплета в четыре строки на более торжественную октаву.
Возможности гексаметра, как я теперь вижу, безграничны, тогда как возможности других классических
балладных стихотворных форм весьма и весьма ограничены: прежде всего вследствие рифмы.
Также Alex внёс
балладные интонации с большой долей психоделии.
Но замена
балладного героя, о котором повествуется в третьем лице, лирическим «я» мало что меняет по существу выражения авторского идеала.
Иными словами, любая тема, любой феномен, любое чувство и любая мысль органически приобретают
балладное звучание, как только они начинают походить на тот самый лермонтовский белеющий в синем море парус одинокий…
Балладный влюблённый добыл-таки требуемое золото, только возлюбленная его к тому времени превратилась в седую старуху, тотчас же помершую на руках любимого от радости.
В голове застучали незваные
балладные переливы.
Поскольку активен
балладный (хотя и в адаптированном виде) жанр, естественны, в связи с обозначением места действия, и пейзажные фрагменты.
Уже в моих ранних этюдах была заложена
балладная сердцевина, которую я осознал много позже.
Там звучали разные мелодии
балладного толка, исполняемые на диковинных инструментах ансамблем, состоящим из местных жителей.
На такие случаи, когда депрессия сильнее всего, я завёл отдельный плейлист с
балладным роком 80-х и 90-х годов.
Подобные нарративы, подёрнутые
балладным колоритом, при случае легко вбирали в себя и мотив движущегося трупа, изофункционального губительному изображению.
Но время от времени
балладная моя часть даёт о себе знать.
Это соответствует специфике
балладной традиции, на почве которой создаётся песня.
Приметы трансцендентального ужаса очевидны в классической литературе, но есть свидетельства его ещё более сильного влияния в
балладной литературе, которая существовала параллельно, но исчезла за неимением письменного варианта.
Но любопытно, что первое большое стихотворение, задающее этот семантический тон, было связано не с темой быта, а, скорее всего, с тою же
балладной темой любви издали и любви через смерть.
Если, таким образом, отсутствие любовной интриги или любовного колорита эпической песни означает для нас, что перед нами не баллада, то, с другой стороны, наличие любовного или семейного содержания в песнях героического характера придаёт им
балладный характер.
Так что, здесь мы видим смесь одиннадцатисложного белого стиха, рифмованного стиха и
балладной формы изображения.
На взгляд исследователя, при переходе положения в действие «
балладные песни» получали лиро-эпический сюжет, превратились в балладу народного стиля [101, с. 272–273].