Но на фоне доминировавших светских и религиозных канонов западной цивилизации, языческих и христианских, идеи
атомистов оставались маргинальными.
Древнегреческие
атомисты первыми поставили вопрос о существовании неделимых частиц всего существующего, простых элементарных, неделимых частиц.
Философские взгляды первых античных
атомистов привнесли в наш мир принцип неделимых фундаментальных кирпичиков мироздания.
Тем не менее, концепция
атомистов, ставшая позднее парадигмаль-ной моделью для механицизма и элементаризма нововременной науки, хотя и подчёркнуто провозглашала отрицание единого (прежде всего, конечно, монолитного единого парменидовского типа), тем не менее вынуждена была признавать связность собственной мысли и взаимодействие атомов.
Поэтому он отрицал пространственный реализм
атомистов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перекачаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Так что так просто и прямолинейно от единства избавится не удалось – даже парменидовский монолит у
атомистов сохранялся на уровне отдельного атома, а на уровне всего космоса (и всей концепции) воспроизводился принцип связи.
Стоит вспомнить, что и древние
атомисты считали атомы простыми и не имеющими частей, однако вполне материальными.
Используя средства логического анализа и аппарат математической логики, логические позитивисты в отличие от логических
атомистов пытались более последовательно реализовать программу позитивистского эмпиризма.
На самом деле принцип изономии (отсутствии достаточного основания), которого придерживались
атомисты, в приложении к сущему оказывается внутренне алогичен.
Также можно выделить школу
атомистов.
Тезис о всеобщей причинной обусловленности явлений является основополагающим принципом всей системы
атомистов.
Натурализм у досократиков, а затем
атомистов растворяет человеческий мир в стихиях космоса и потому фактически ликвидирует антропологическую проблему.
Основным методологическим принципом
атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием.
Самые смелые физические теории, как петлевая гравитация, в основе своей философичны, они, вслед за греческими и индийскими
атомистами, исходят из идеи, что первоэлемент есть.
Он являлся поклонником греческих
атомистов и развивал их идеи.
Теория
атомистов фактически ближе к современной науке, чем любая другая теория, выдвинутая в древности.
Соответственно представляется, что своё логическое развитие взгляды
атомистов нашли в ньютоновской теории абсолютного пространства, которая тоже сталкивается с трудностью приписывания реальности небытию.
Древние
атомисты считали, что эти невидимые отлетающие от тела изображения, эти eidola попадают в наш глаз и нами воспринимаются.
Общепринятым в античности был упрёк
атомистам в приписывании всему случайности.
Не следует думать, что
атомисты исходили в своих теориях исключительно из эмпирических оснований.
По счастливой случайности
атомисты напали на гипотезу, для которой более чем через две тысячи лет были найдены некоторые основания, но в то время их учение было тем не менее лишено всякого твёрдого основания.
Нельзя сказать, чтобы
атомисты ответили на этот довод; они просто провозгласили, что предпочитают игнорировать этот довод на том основании, что движение есть факт восприятия.
Но мир
атомистов остаётся логически возможным, и он более близок к действительному миру, чем мир любого другого из философов древности.
Принимая основное положение элеатов о том, что бытие неизменно, несотворимо и неуничтожимо, древнегреческие
атомисты (Левкипп, Демокрит) не согласны, однако, с их тезисом об однородности и непрерывности бытия.
Что, конечно же, совершенная несуразица, но не может не быть абсолютной истиной, если всерьёз, как это делают логические
атомисты, принимать стратегию линейного атомистического выстраивания знания и столь же всерьёз следовать ей.
Но вопрос о том, были ли атомы в теориях
атомистов с самого начала наделены весом, остаётся спорным.