Впервые учение о бытии обособляется в философии
элеатов, противопоставлявших бытие небытию и доказывавших невозможность последнего, поскольку оно не может быть помыслено.
Они не лгут ни так, как полагали
элеаты, ни так, как полагал он, – они вообще не лгут.
Поскольку
элеаты правильность знания связали с непротиворечивостью, они восприняли познание и рассуждение как одно и то же.
Но как же это можно такую огромную группу досократовских натурфилософов, как мощная школа
элеатов, именовать вдруг группой каких-то обособленных философов, то есть ничем не связанных ни между собой, ни с другими досократовскими группировками?
Учение
элеатов – новый шаг в становлении древнегреческой философии, в развитии её категорий (наиболее общих и фундаментальных понятий), в том числе категории субстанции (субстанция – сущность, то, что лежит в основе).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: цементовка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Свою основную задачу он видит в согласовании провозглашённой
элеатами вечности, нетленности бытия (истинно сущего) с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют наши органы чувств, в соединении идеи неизменности начал с идеей бесконечной делимости вещей.
Первая относится к онтологии: из открытия
элеатами, что бытие как таковое не может ни испытывать воздействие небытия, ни ограничиваться им, казалось, следовало, что каждое единичное определение реальности, каждая её часть обязана разделять эти фундаментальные характеристики и в результате не претерпевать изменений (что означало бы переход из «бытия» в «небытие»).
Решение этой проблемы хорошо известно:
элеаты ограничили изменение иллюзорным «мнением» (dóxa) чувственного восприятия, считая чистый разум способным достичь «истины» (alétheia) о неподвижной реальности.
Впервые поставив вопрос о возможности выражения в понятиях противоречивого единства устойчивого и изменяющегося, став на путь рационально-логического способа мышления (Парменид по праву считается «отцом» древнегреческого рационализма),
элеаты обратили внимание на одну из необходимых предпосылок научного познания.
Принимая основное положение
элеатов о том, что бытие неизменно, несотворимо и неуничтожимо, древнегреческие атомисты (Левкипп, Демокрит) не согласны, однако, с их тезисом об однородности и непрерывности бытия.
Именно в этом, по их мнению, заключено слабое звено концепции
элеатов.
Мегарская школа приняла сократовскую доктрину, что благо есть мудрость, добавив к этому доктрину
элеатов, что божество есть абсолютное единое и изменение есть иллюзия чувств.
Поэтому
элеатов называли первыми метафизиками.
Однако ещё
элеаты объявили чувственное знание субъективным мнением.
Истинно лишь то, что тождественно самому себе, а тождественное себе не может ни изменяться, ни возникать и исчезать, ни двигаться, ни члениться на части, оно может быть только тождественным себе (тезис
элеатов).
Это поставило в тупик ещё великих
элеатов, утверждавших, что не существует (т. е. не существует для познающего) никакого становления, а есть одно лишь бытие (ставшее).
Как первооснователи философии,
элеаты первыми столкнулись и с проблемой, которая оставалась едва ли не главной головной болью этой науки на всём протяжении её существования и различные решения которой порождали различные её направления и школы.
Те, кто высказывает и даже горячо отстаивает положение: ничто есть именно ничто, не сознают, что они тем самым соглашаются с абстрактным пантеизмом
элеатов и по сути дела также и со спинозовским пантеизмом.
Как и все философы вообще,
элеаты имеют своей конечной целью понять существующее, или сущее.
Какое же средство избрали в качестве самого надёжного
элеаты, что означало для них «познать»?
Но поскольку возможность быть познанным у
элеатов равносильна предикату существования, значит, у нас в мире реально существуют идеи, а всё остальное производно, вторично и даже иллюзорно.
Похожий постулат приняли
элеаты.
Что же обнаружили
элеаты, начав эту интроспекцию?
Различение, сделанное
элеатами, задаёт одну из главных тем античной философии.
Единое древних греков начиналось с пифагорейской философии, которой затем развили
элеаты (Парменид, Зенон, Анаксагор).
Зато метафизика интеллекта
элеатов, Пифагора, Сократа приводит к становлению платоновской школы, дающей уже полноценную философию метафизики интеллекта.
Даже само время
элеаты считали иллюзией: о прошлом мы можем только вспоминать, о будущем – только предполагать, а настоящее – этот краткий миг – воспринимается нами с помощью ограниченных чувств, которые из-за изменчивости и относительности не обладают истинностью.
По мнению
элеатов, это свидетельствовало об абсолютной невозможности полного уничтожения, поскольку какой бы ничтожно малой не была бы оставшаяся часть пути, она всё равно могла быть разделена на противоположности.
Кроме того, учение
элеатов показало, что число не всесильно.
Отказавшись от точек зрения физиков и математиков,
элеаты дали образец рационального рассудочного мышления.
Не желая того,
элеаты продемонстрировали тупик, в который попадает конкретно-научная и конкретно-всеобщая (философская) мысль, игнорирующая позиции опытного знания.
Он нападает на понятийное мышление как таковое и обвиняет его, ссылаясь на трудности, утверждаемые
элеатами, в том, что оно полезно только по отношению к жёсткому, мёртвому, материальному внешнему миру, но совершенно несостоятельно по отношению к жизни, даже до движения.
Поскольку это невозможно постичь, проницательный
элеат выводит простую феноменальность движения, а если бы проблема была поставлена в общем виде, то из неё следовало бы вывести нереальность всякого континуума вообще, а значит, и времени, пространства и т. д.
Да, электричество всё-таки выдумка
элеатов, оно отняло у нас тени, Умертвило их.
Развитие во времени (неизбежный ракурс, искажающая причинность) воспринимается вследствие обедняющего представления
элеатов лишь как распределение времени по клеточкам прошлого, настоящего и будущего, иногда прикрытого галлийским пониманием длительности или вневременным туманно-гипнотическим обоснованием.
Заблуждение
элеатов происходило из отождествления этого ряда отдельных актов sui generis с гомогенным пространством, на котором они совершаются.
Другая трудность описана
элеатами в связи с отрицанием движения.
Понятие единого бытиякак неизменного, нераздельного одинаково присуще каждому отдельному элементу действительности и легло в основу философии
элеатов.
Впервые к проблеме реальности и объективности пространства и времени обратилась древнегреческая философская школа
элеатов.
Принципиально новым шагом в становлении древнегреческой философии явилось учение
элеатов.
Противопоставляя мышление общими классификационными понятиями чувственному восприятию,
элеаты объявили непротиворечивое рассудочное мышление единственным источником истины.
Я здесь просто просиживаю часы, просматривая литературу, совсем не относящуюся к моей диссертации (сейчас, вот, читаю статью о философии
элеатов, а зачем и сам не знаю, просто интересно).