1. Примеры предложений
  2. элеат

Предложения со словом «элеат»

Впервые учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию и доказывавших невозможность последнего, поскольку оно не может быть помыслено.
Они не лгут ни так, как полагали элеаты, ни так, как полагал он, – они вообще не лгут.
Но как же это можно такую огромную группу досократовских натурфилософов, как мощная школа элеатов, именовать вдруг группой каких-то обособленных философов, то есть ничем не связанных ни между собой, ни с другими досократовскими группировками?
Мегарская школа приняла сократовскую доктрину, что благо есть мудрость, добавив к этому доктрину элеатов, что божество есть абсолютное единое и изменение есть иллюзия чувств.
Принципиально новым шагом в становлении древнегреческой философии явилось учение элеатов.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пообжиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Поэтому элеатов называли первыми метафизиками.
Однако ещё элеаты объявили чувственное знание субъективным мнением.
Даже само время элеаты считали иллюзией: о прошлом мы можем только вспоминать, о будущем – только предполагать, а настоящее – этот краткий миг – воспринимается нами с помощью ограниченных чувств, которые из-за изменчивости и относительности не обладают истинностью.
Истинно лишь то, что тождественно самому себе, а тождественное себе не может ни изменяться, ни возникать и исчезать, ни двигаться, ни члениться на части, оно может быть только тождественным себе (тезис элеатов).
Как первооснователи философии, элеаты первыми столкнулись и с проблемой, которая оставалась едва ли не главной головной болью этой науки на всём протяжении её существования и различные решения которой порождали различные её направления и школы.
Поскольку это невозможно постичь, проницательный элеат выводит простую феноменальность движения, а если бы проблема была поставлена в общем виде, то из неё следовало бы вывести нереальность всякого континуума вообще, а значит, и времени, пространства и т. д.
Как пифагорейцы представляют собой переходную ступень от физиологии к метафизике, так и элеаты представляют собой чистую метафизику в её крайнем, антифизиологическом пределе.
Те, кто высказывает и даже горячо отстаивает положение: ничто есть именно ничто, не сознают, что они тем самым соглашаются с абстрактным пантеизмом элеатов и по сути дела также и со спинозовским пантеизмом.
Как и все философы вообще, элеаты имеют своей конечной целью понять существующее, или сущее.
Какое же средство избрали в качестве самого надёжного элеаты, что означало для них «познать»?
Но поскольку возможность быть познанным у элеатов равносильна предикату существования, значит, у нас в мире реально существуют идеи, а всё остальное производно, вторично и даже иллюзорно.
Свою основную задачу он видит в согласовании провозглашённой элеатами вечности, нетленности бытия (истинно сущего) с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют наши органы чувств, в соединении идеи неизменности начал с идеей бесконечной делимости вещей.
Первая относится к онтологии: из открытия элеатами, что бытие как таковое не может ни испытывать воздействие небытия, ни ограничиваться им, казалось, следовало, что каждое единичное определение реальности, каждая её часть обязана разделять эти фундаментальные характеристики и в результате не претерпевать изменений (что означало бы переход из «бытия» в «небытие»).
Решение этой проблемы хорошо известно: элеаты ограничили изменение иллюзорным «мнением» (dóxa) чувственного восприятия, считая чистый разум способным достичь «истины» (alétheia) о неподвижной реальности.
По мнению элеатов, это свидетельствовало об абсолютной невозможности полного уничтожения, поскольку как бы ничтожна не была оставшаяся часть, она всё равно могла быть разделена на противоположности.
Показав их «абсурдность», противозаконность, элеаты продемонстрировали тупик, в который попадает философская мысль, выходящая из-под контроля опытного знания.
Различение, сделанное элеатами, задаёт одну из главных тем античной философии.
Единое древних греков начиналось с пифагорейской философии, которой затем развили элеаты (Парменид, Зенон, Анаксагор).
Поскольку элеаты правильность знания связали с непротиворечивостью, они восприняли познание и рассуждение как одно и то же.
Впервые поставив вопрос о возможности выражения в понятиях противоречивого единства устойчивого и изменяющегося, став на путь рационально-логического способа мышления (Парменид по праву считается «отцом» древнегреческого рационализма), элеаты обратили внимание на одну из необходимых предпосылок научного познания.
Принимая основное положение элеатов о том, что бытие неизменно, несотворимо и неуничтожимо, древнегреческие атомисты (Левкипп, Демокрит) не согласны, однако, с их тезисом об однородности и непрерывности бытия.
Именно в этом, по их мнению, заключено слабое звено концепции элеатов.
Он нападает на понятийное мышление как таковое и обвиняет его, ссылаясь на трудности, утверждаемые элеатами, в том, что оно полезно только по отношению к жёсткому, мёртвому, материальному внешнему миру, но совершенно несостоятельно по отношению к жизни, даже до движения.
Если исследования древних космологов и пифагорейцев основывались на представлении о том, что единая сущность «произвела» из себя множественность и разнообразие вещей, что она заключает в себе все вещи и, хотя в одних вещах преобразуется одним образом, а в других – другим, во всех вещах является одной и той же общей субстанцией, то элеаты придерживались представления о едином целом бытия, которое остаётся тождественным самому себе, Но, размышляя над ней и делая её предметом своей мысли, они пришли к убеждению, что множественность вещей, отделённых друг от друга в пространстве, несовместима с единством бытия и что всякое превращение первоначальной природы несовместимо с её тождеством, и отсюда заключили, что множественность и изменение – это только видимость, которой наши обманчивые чувства окружают то, что действительно есть.
Это делает его метафизиком, как и только что рассмотренных элеатов.
Она не знает иного бытия, кроме изменчивого мира чувств, в котором элеаты находят именно небытие.
Он не сомневался, что сущее в понимании элеатов должно быть в последней инстанции единым; концептуальное знание должно было вести к этому сущему, если от отдельных вещей к видовым понятиям, то от них – к родовым, и всё дальше вверх, к высшему всеобъемлющему родовому понятию.
Многие философы так и поступают, хотя и по другим причинам, без обращения к проблемам элеатов и пирронистов.
Между тем, рассуждения элеатов были по методу логическими, а по предмету физическими.
Он представляет спор элеатов и гераклитов и, как кажется, решает обсуждаемый вопрос в пифагорейских терминах; по крайней мере, он ссылается на отношения между числами и измерениями.
Это поставило в тупик ещё великих элеатов, утверждавших, что не существует (т. е. не существует для познающего) никакого становления, а есть одно лишь бытие (ставшее).
Зато метафизика интеллекта элеатов, Пифагора, Сократа приводит к становлению платоновской школы, дающей уже полноценную философию метафизики интеллекта.
Да, электричество всё-таки выдумка элеатов, оно отняло у нас тени, Умертвило их.
Заблуждение элеатов происходило из отождествления этого ряда отдельных актов sui generis с гомогенным пространством, на котором они совершаются.
Другая трудность описана элеатами в связи с отрицанием движения.
Впервые к проблеме реальности и объективности пространства и времени обратилась древнегреческая философская школа элеатов.
Понятие единого бытиякак неизменного, нераздельного одинаково присуще каждому отдельному элементу действительности и легло в основу философии элеатов.
И единое или бытие в учении элеатов мы должны рассматривать как первый шаг знания о мысли; вода и тому подобные материальные начала, хотя, по мнению выдвигавших их философов, представляли собой всеобщее, однако как материи они не чистые мысли; числа же – это не первая простая и не остающаяся самой собой мысль, а мысль, всецело внешняя самой себе.
Она была установлена ещё элеатами и применялась самым строгим образом.
Я здесь просто просиживаю часы, просматривая литературу, совсем не относящуюся к моей диссертации (сейчас, вот, читаю статью о философии элеатов, а зачем и сам не знаю, просто интересно).

Цитаты из русской классики со словом «элеат»

Цитаты со словом «элеат»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Синонимы к слову «элеат»

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я