Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом
гносеологии.
Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие
гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.
Обобщённым описанием этих действий занимается
гносеология, она же эпистемология, или учение о методах познания в традиционном смысле.
Практика – наиважнейшая фундаментальная концепция не только
гносеологии марксизма, но и всего марксистского взгляда на историю.
Как отмечено выше, важное место в философской проблематике занимают проблемы предельных оснований познавательной деятельности человека и особенно научного познания, т. е. проблемы
гносеологии (эпистемологии, теории познания), логики и методологии научного познания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рогатик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С точки зрения
гносеологии главная причина этого низвержения в идеализм – всё то же непонимание феномена практической деятельности и его значения, непонимание того, что суть общественной жизни есть не что иное, как практика.
Теория «сотворения из ничего» получила обоснование в гл. 44-46; основы
гносеологии заложены в учении об идеях (15) и в концепции истины как «соответствия» интеллекта и вещи (16–17); а основы этики – в теории зла как «лишенности» блага (48–49).
Теперь и
гносеология стала религиозной, или теологией.
Если в «Бытии» он выявляет специфику идеального и субъективного как общие модальности, качества психического, то в «Человеке и мире» он детальнейшим образом рассматривает сам процесс познания, который марксистской
гносеологией и предшествовавшими ей гносеологическими концепциями был априорно абстрагирован от субъекта познания, поскольку для них была принципиальна внеположность субъекта и объекта.
По своему методу, подходу к мышлению, познанию в целом материалистическая диалектика противостоит старой традиционной
гносеологии, формальной логике, психологии и другим наукам XVII–XVIII вв., которые метафизически, антидиалектически подходили к познанию.
Зачатки онтологической
гносеологии, учения о том, как само бытие идёт к своему познанию, формируя для себя те «чистые доски», tabula rasa, в которых оно отражается, находим не только в первоначальном христианстве, но и гораздо раньше – в древней мифологии.
Гносеология может определяться и как направление философии права, и как область, использующая совокупность методов познания, а своим предметом она может иметь истину (абсолютную, относительную, конкретную).
Конечно, это не мешает философам расходиться во взглядах на то, что именно должна изучать философская наука: является ли её предметом анализ сущего в тех аспектах его целостного существования, которые выпадают из поля зрения частных наук, ограниченных своим конкретным предметом; или же философия должна ограничиться анализом возможности познания человеком мира, универсальных способов и приёмов такого познания (т. е. ограничиться чистой
гносеологией, уступив всю онтологическую проблематику конкретным наукам) и т. д.
Философские принципы и положения
гносеологии и логики, а также диалектической онтологии содействуют выбору эффективных методов познания, учат правильно мыслить, обосновывать те или иные идеи, определять целесообразные формы практической деятельности.
Понятие методологии науки (фундаментальная методология) говорит нам о совокупности научных методов и разделе
гносеологии, тогда как методология прикладная развивается также и в каждом отдельном знании.
Но особенно важное методологическое значение имеют
гносеология (эпистемология, теория познания) и логика – философские науки, которые специально изучают закономерности функционирования и развития познания и мыслительной деятельности человека.
Таким образом, в области
гносеологии исследователь занят анализом основания суждений о смысле и ценности, тогда как метод психолога ограничивает его сферой суждений, касающихся лишь эмпирических фактов.
Глубокие прозрения в сферах
гносеологии, социологии, психологии, экономики, с которыми читатель сталкивается в его произведениях, предполагают не только наличие острой интуиции, но также и солидный запас научных знаний.
Иначе говоря, в
гносеологии понимание рассматривается как интерпретативная деятельность.
Так что мне казалось весьма вероятным, что должен быть какой-то вид сознания или знания, ещё не охваченный западной
гносеологией и психологией.
Совокупность признаков марксистского учения представляет собой определённый вид практической
гносеологии.
Критическая
гносеология должна требовать не формы познания, но также формы формы и формы формы формы.
Хотя принцип системности – исконная черта диалектического метода, однако в современной
гносеологии популярным становится ещё одно направление, в русле которого диалектика и синергетика рассматриваются как две взаимосвязанные ветви единой методологии.
Кантианские категории являются результатом кантианской
гносеологии, в которой «условие познания любого объекта образует его зависимость от познавательного процесса» (Ойзерман, 2009, стр. 277–8, его курсив; сравните там же, стр. 336).
В то же время роль
гносеологии можно сравнить с функцией полицейской.
Социальная реальность предстаёт здесь как категория
гносеологии и онтологии.
Но эти аспекты в своей всеобщности и абстрактности не дают достаточных оснований для исследования конкретных развивающихся объектов, использования научной
гносеологии и методологии исследования развивающихся объектов, в том числе для практических нужд человечества.
Отношение между верой и гнозисом вообще принадлежит к тончайшим вопросам религиозной
гносеологии.
Что неоднократно отмечалось, хотя и по-разному аргументировалось, в истории
гносеологии (2; 5).
Конечно, проект создания
гносеологии экзистенциального материализма нельзя считать завершённым.
Но значит ли это, что познание творит познаваемую действительность, что оно тождественно процессу создания художественных текстов, что
гносеологию можно редуцировать к конструктивистскому пониманию познания?
Метод отрицания, описанный здесь, в ведической
гносеологии называется «нети нети», а в богословии библейских религий апофатикой.
Господствовавшая в то время
гносеология допускала эмпирический параллелизм, т. е. утверждение, что, независимо от того, какова взаимосвязь между материей и духом, физическим и психическим, физиологические объективные явления происходят так, как если бы субъективных явлений и не существовало вовсе.
Один из важнейших принципов
гносеологии, науки о познании, гласит: хочешь понять явление – поднимись на более высокий уровень обобщения.
Если взглянуть на дело с позиции
гносеологии, то принцип упорядочивания космоса – логика, тогда как принцип хаотичного порядка с позиции логики выглядит как абсурд, где всё равно всему и во всём.
Необходимо также знание, прежде всего знание
гносеологии.
Эта, далеко выходящая за рамки
гносеологии проблема в свою очередь неразрывно связана с более общей и «конечной» экзистенциальной, духовной и интеллектуальной проблемой всех приходящих в мир поколений людей, обнаруживая себя в их саморефлексии, неизбывной «воле к истине», самоопределению и постижения самой природы явления «человек».
Именно данное направление, на взгляд автора, приходит на смену прежним в условиях развивающегося кризиса
гносеологии и методологии.
Как следствие, не существует абстрактно общей
гносеологии.
Он критиковал традиционную теорию познания, интеллектуализм, в том числе и позитивистскую
гносеологию.
Пытаясь её преодолеть, христианская
гносеология стала опираться на принцип целостного опыта познания, уравнивая в правах понятийный и непонятийный типы мышления.
Это переформатирование представляется как основной показатель цивилизационного развития, в основе которого лежит интеллектуальная культура и прежде всего философско-антропологический анализ, т. е. основой социального развития объявляется мышление и мыследеятельность человека, которые уже на уровне
гносеологии предполагают диалектику анализа и синтеза, своеобразную гармонию знания и опыта, ориентацию на практику как основной источник социально-культурной проблематики.
Тема
гносеологии рассматривается в связи с разработкой модели человека и объяснением механизма её функционирования.
Методологическое значение
гносеологии заключается и в том, что она помогает исследователю выбрать правильный, наиболее рациональный метод, который способствует поиску наикратчайших путей к истинному знанию.