Выбор термина из традиции
аристотелизма может показаться неожиданным, т. к.
Этот принцип вполне правдоподобен и вполне соответствует
аристотелизму.
Нам также хотелось бы вместе с тем возразить против некоторого небрежения и непонимания в отношении
аристотелизма, которые часто проявляются в наши дни.
Именно в
аристотелизме особенность конкретного уважается.
Такого рода положение может быть понято и как конец
аристотелизма в его политическом аспекте.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: механист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обобщая вывод по каждой из рассмотренных философских традиций: ранний период средневековой философии (патристика), восточный
аристотелизм, еврейская философия, западноевропейская зрелая (высокая) схоластика, справедливо будет отметить, что они не смогли создать методологических предпосылок для отторжения категорией духа феномена толерантности к отсутствию души.
Ему пришлось вливать новое вино в старые мехи, совершать новое философское дело, пользуясь старыми средствами, в данном случае – традиционным, устоявшимся языком средневекового схоластического
аристотелизма.
Развитие арабской философии сравнимо с развитием христианской схоластики: как реакция на интеллектуализирование религии под влиянием
аристотелизма здесь тоже образуется мистическое направление.
Аристотелизм стал жизненно необходим для университетского образования и развития научно-философского знания, но он приводил к подрыву основных догматов католицизма.
Параллельно с арабским
аристотелизмом шло развитие оппозиционных исламу философских течений так называемых «чистых братьев», мистических направлений суфизма.
Этот важный аспект «классификационного
аристотелизма» сохранился в подавляющем большинстве современных школ биологической систематики, исключая кладистику.
Наступил день, когда и платонизм, и
аристотелизм вступили в новую фазу.
О том, насколько упала репутация
аристотелизма уже к концу XV века, яснее всего говорит тот факт, что те философы, которые все еще любили называть себя аристотеликами или перипатетиками, на самом деле были лишь бесцветными эклектиками, не имеющими никакого значения.
Моей главной целью в этой книге был анализ и объективная оценка аристотелевской доктрины, которая также должна была стать критическим рассмотрением концептуально-философской трактовки натурфилософских проблем в рамках
аристотелизма в целом и продемонстрировать её ограниченность.
Западная схоластика была проникнута
аристотелизмом и без категорий аристотелевской философии не могла бы выработать даже католического учения об евхаристии (субстанции и акциденции).
В плане же философской эволюции выделяют «ранний», «традиционный» калам и калам «поздний» (после XII в.), «философствующий», сочетавшийся с мусульманским
аристотелизмом – фальсафой.
Утверждается, что университеты были слишком традиционны и придерживались
аристотелизма, и нарождающаяся наука создавала новые научные учреждения – академии и научные общества, и только потом был этап возвращения науки в университеты.
Впоследствии, однако, он отходит от чистого
аристотелизма и переходит к неоплатонизму.
Линии платонизма и
аристотелизма переплетаясь, образуют в некотором роде генетический код европейской философии.
Этот факт указывает на реализуемую им программу всеобщего в формах и онтологических сущностях
аристотелизма.
XII век стал основополагающим и для
аристотелизма высокой схоластики.
Наконец, существенным фактором такого поворота греческой патристики к
аристотелизму можно считать развитие греческой философии в V и VI веках в период возникновения неоплатонической школы.
Таким образом,
аристотелизм уподобился бочке, у которой выбили дно: он развалился на части.
В какой мере и как именно представления императора об окружающем мире связаны с общеевропейским контекстом, прежде всего с появлением и ростом влияния университетов, рецепцией
аристотелизма и научных сочинений мусульман и иудеев, а также с новой практикой художественного образа и культурой книги?
Особое значение для оформления христианской метафизики и натурфилософии эпохи зрелой схоластики имело ознакомление с полным корпусом
аристотелизма.
Аристотелизм потеснил платоновскую школу.
Метаморфозой
аристотелизма оказывается феноменология: идея вещи обретает актуальное бытие в ситуации познания.
Расцвет “калама”, влияние
аристотелизма, рост значения дискурсивной философии (а точнее говоря, понятийно-рассудочного теоретизирования), опытного знания…
Как и другие представители арабского
аристотелизма, он подчёркивал значение естествознания; обосновывая вероучение ислама, считал возможным относительно автономное существование философии, основанной на разуме.