Следовательно, хотя неполноценность органа и считается элементом схемы
апперцепции ребёнка, внешнее наблюдение за этой неполноценностью не обязательно даёт ключ к разгадке самой схемы.
К глубочайшим и правильнейшим взглядам, находящимся в «Критике разума», принадлежит взгляд, признающий, что единство, составляющее сущность понятия, есть первоначально-синтетическое единство
апперцепции, единство «я мыслю» (des: Ich denke) или самосознания.
Вундт, опираясь на метафору сознания как поля зрения, дал двойное определение внимания: с одной стороны, это активный процесс
апперцепции, а с другой стороны – особое состояние сознания или его части, характеризуемое ясностью и отчётливостью находящихся там элементов.
Так, если мы апперципируем ряд следующих друг за другом внешних впечатлений, то, очевидно, что вместе с каждым новым актом
апперцепции прежние впечатления из сферы ясного сознания мало-помалу передвигаются в общее более тёмное поле сознания, пока не исчезнут из сознания совершенно.
Этот первоначальный синтез
апперцепции представляет собой один из глубочайших принципов спекулятивного развёртывания; он содержит в себе первый шаг к истинному пониманию природы понятия и совершенно противоположен вышеупомянутому пустому тождеству или абстрактной всеобщности, которая не есть внутри себя синтез.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: экспатриировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Так как процесс, благодаря которому внешние впечатления достигают сферы сознания, в науке называется перцепцией, а процесс, благодаря которому то или другое впечатление входит в сферу ясного сознания, носит название
апперцепции, то и те впечатления, которые едва лишь достигли сферы сознания и остаются в тёмном поле последнего, могут быть названы перцепированными, впечатления же, достигшие сферы ясного сознания, – апперципированными.
Собственно говоря, такое понимание ощущения только воспроизводило взгляд на ощущение всей старой субъективно-эмпирической психологии, которая считала его результатом чисто пассивного процесса, а активное начало приписывало особой субстанции – душе, активной
апперцепции, сознанию.
Такое осознание не может требовать усилий – оно может быть лишь внезапным и спонтанным благодаря непосредственной
апперцепции.
Кроме мировоззренческого конструкта, конституирующего жизнь человека, также заслуживает внимания и феномен мировосприятия, под которым понимается специфика личностной
апперцепции.
Войдя в этот корабль духовного спасения, он отчалил от абсолютно чистой трансцендентальной
апперцепции и, оттолкнувшись, парашютировал «вниз», к эмпирии, к проблемам чувственно воспринимаемой реальности, «метафизики нравственности», «вечного мира», «незаинтересованого», но всё же «удовольствия», другим жизненным формам человеческого бытия.
Через подчинение склонностей и инстинктов закону их спонтанности впервые возникают моральные действия, так же как через подчинение ощущений закону синтетической
апперцепции впервые возникает знание.
Практического принципа
апперцепции. Практического принципа антиципации.
В узкой своей форме тематический анализ широко использовался в исследовании литературных произведений: романов, пьес, кинофильмов, мифов и таких искусственных продуктов, как, например, тест тематической
апперцепции.
Таким образом, предположение о процессе
апперцепции является, с точки зрения логики, постулатом, для которого необходимо искать удовлетворяющую его гипотезу.
Чистая
апперцепция сопровождает представления, и если синтез присоединяет одно представление к другому, то единство синтеза, или правило, благодаря которому последовательность представлений предстаёт законосообразной, а последовательность впечатлений обретает предметные контуры, составляет противоположную последовательности, но необходимую темпоральную характеристику сознания – одновременность.
Остаётся загадкой, как, помимо необходимого отношения к «я мыслю», эмпирическая
апперцепция с её многочисленными ошибками всё ещё возможна.
Этот род анализа также сохраняется в рамках статической феноменологии при том, что она не тематизирует историю и пред-данность всякий раз различных форм
апперцепции: в качестве путеводной нити она принимает уже предначертанную форму предмета, чтобы выявить внутреннюю телеологию, ведущую к единству оттенений.
Одним из следствий теории
апперцепции, с помощью которой мы здесь распахиваем психологическую почву логических норм, является разделение внимания на перцептивное и апперцептивное.
Причина этого кроется в первоначальной
апперцепции, посредством которой возникает идея, которую я мыслю, которая должна сопровождать все мои идеи, ибо иначе они не были бы моими идеями в целом, не принадлежали бы мне последовательно.
Утвердительный ответ на этот вопрос очевиден: трансцендентальная
апперцепция участвует, во-первых, в осуществлении созерцания, придавая единство последовательности впечатлений, а во-вторых, в осуществлении воспроизведения, придавая не только тождество воспроизводимым представлениям, но и закономерный характер последовательности представлений.
По сути это и есть влияние прошлого опыта на восприятие, проявляемого в законах
апперцепции.
Без этого, поверьте, не обойтись: без этого аналитического понимания, этой глубокой и абсолютной убеждённости, этой сияюще ясной и предельно очевидной
апперцепции слова не смогут передать тот тонкий смысл, который в них сокрыт.
Бытие человека формируется на основе
апперцепции и антиципации.
Как внутреннее чувство ощущает постоянство субъекта, так и единство
апперцепции распознает постоянство объектов.
Эти два требования, требование внутреннего созерцания и требование первоначального сознания единства (первоначально формальной
апперцепции), теперь встретились в чистом самосознании, которое всегда сопровождает сознание этого единства и одновременно является формой всякого внутреннего созерцания.
Только продукт
апперцепции, апперцептивный объект AP, является сознательным.
Однако, поскольку толкование этих процессов предполагает ряд учений, которые могут быть определены только в ходе данного исследования, их обсуждение откладывается до обсуждения временного хода
апперцепции.
Однако не обязательно, чтобы оценочная структура массы
апперцепции полностью проявилась в самом наблюдении.
И здесь имеет место не столько некая искусственная конструкция духа, сколько изначальная
апперцепция, так же не подверженная редукции, как восприятие звука или цвета.
Предмет
апперцепции в конце концов распознается как определённый предмет, будь то экземпляр определённого рода, будь то особый, индивидуально охарактеризованный экземпляр того же рода.
Как только мы достигаем одной позы, сенсорно-моторные зоны коры мозга уже планируют следующее движение, возникает
апперцепция (предвосхищение) следующего звена «кинетической мелодии».
Если единство
апперцепции первоначально направлено и достигает только единства опыта в индивиде, то это индивидуальное единство опыта в то же время уже содержит возможность интерсубъективного единства, отношения к сознанию вообще.
Именно из этого обсуждения эмпирических суждений и возникает наука; само это обсуждение является её методом, а наука в своём совершенстве – идеалом, к которому мы приближаемся тем больше, чем больше нам удаётся перенести суждения с субъективной стороны
апперцепции на объективную, то есть сделать наше индивидуальное мышление всё более доступным требованиям интерсубъективного.
Художественная картина мира основывается на
апперцепции образов.
Прежде всего, результат анализа
апперцепции, которая только что была утверждена, требует объяснения и обоснования.
Отвергается в этом случае не только чистая эстетика, но и то, что нравится нам, независимо от «половых
апперцепций» (впечатлений, установок) наших.
Именно
апперцепция определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания.
В смысле априорной
апперцепции бивалентного соотношения как самого инсуфуциенцио вальвуле, так и трикус педалиса!
Существенное место в
апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.
С этого момента
апперцепции человека неизбежно попадают в рамки заданного направления.
И именно над этой схемой
апперцепции следует работать, чтобы получить какие-либо результаты.
Механизм
апперцепции обеспечивает и передачу прогрессивных традиций и навыков, и консерватизм, косность, инертность в массовом поведении.
Апперцепция может быть личностной (зависит от индивидуальных особенностей человека) и ситуативной (например, ночью пень кажется страшным животным).
Итак, ценностная
апперцепция осей современности позволяет связать, на первый взгляд, несвязуемое: абстрактные методологические схемы познания сложности, неопределённости и разнообразия с адаптацией и преадаптацией различных видов в историко-эволюционном процессе; увидеть преадаптацию индивида как цену за развитие разнообразия вида; рассмотреть прогресс и регресс как эволюцию и инволюцию разнообразия систем; обосновать неизбежность трендов к интеграции культурной антропологии и нейрокогнитивной науки; раскрыть связь феноменологии множественности идентичности и полифонии сознания с такими зарождающимися направлениями психологии XXI в., как психология неопределённости, психология сложности и психология разнообразия.
Фундаментальное знание содержится в преобладающих типах
апперцепции, в типах видения и умопостижения первичных явлений и фактов, в типах индивидуального и общественного бытия, в характере призвания и решения проблем, в преобладающих ценностях и тенденциях.
Он указывает на то, что в случае рассказов, зафиксированных в письменной форме, артикуляторное воспроизведение и акустическая интерпретация не обязательно являются первичными, ведь тексты слагаются из «предметных представлений» и «синкретических словесных
апперцепций (одновременно зрительных, слуховых и моторных)».
Так как объекты гения как такового – это вечные идеи, пребывающие формы мира и всех его явлений, и так как познание идей необходимо имеет созерцательный, а не абстрактный характер, то познание гения было бы ограничено идеями действительно предстоящих его личности объектов и зависело бы от сцепления обстоятельств, доставляющих ему эти идеи, если бы фантазия не расширяла его горизонт далеко за действительные пределы его личного опыта и не давала ему возможности из того малого, что проникло в его наличную
апперцепцию, созидать всё остальное и таким образом пропустить перед собою почти все возможные картины жизни.
Апперцепция исходит из преобладающе однотипных восприятий, реализующихся во временных и пространственных рамках ситуации.
По существу,
апперцепция предопределяет выбор главного элемента композиции, вокруг которого выстраивается структура, оставляя второстепенные её составляющие на заднем плане.